Жизнь вырубовой. Анна Вырубова - Фрейлина Её величества. «Дневник» и воспоминания Анны Вырубовой. Творить добро – в меру сил


Имя Анны Вырубовой история пронесла через годы. Память о ней сохранилась не только потому что она была близка императорской семье (Анна была фрейлиной императрицы Александры Федоровны), но и потому что ее жизнь была образцом бескорыстного служения отечеству и помощи страждущим. Через страшные мучения прошла эта женщина, сумела избежать расстрела, отдавала все средства на благотворительность, а на закате своих дней посвятила всю себя религиозному служению.

Императрица Александра Фёдоровна и Анна Александровна (слева)

История Анны Вырубовой невероятна, кажется, что столько испытаний не может выпасть на долю одного человека. В молодости она окончила курсы сестер милосердия и вместе с императрицей помогала раненым в госпитале в начале Первой мировой войны. Они наравне со всеми выполняли тяжелую работу, помогали раненым, дежурили во время операций.

Портрет Анны Вырубовой

После расстрела императорской семьи Вырубовой пришлось непросто: большевики посадили ее под стражу. В качестве заключения выбирали камеры с проститутками или рецидивистками, там ей приходилось очень тяжело. Анне доставалось и от солдат, те готовы были поживиться ее драгоценностями (хоть у фрейлины была лишь цепочка с крестиком и несколько простых колец), всячески издевались, били. Анна пять раз попадала в тюрьму и каждый раз ей удавалось чудом освободиться.

Анна Вырубова на прогулке в инвалидной коляске с великой княжной Ольгой Николаевной, 1915-1916.

Смерть, казалось, следовала за Анной Вырубовой по пятам: в последнее заключение она была приговорена к казни. Мучители хотели как можно сильнее унизить женщину и отправили ее пешком к месту казни в сопровождении лишь одного охранника. Как удалось изнемогавшей от усталости женщине сбежать от этого солдата, понять до сих пор сложно. Затерявшись в толпе, она, словно, по воле провидения встретила кого-то из знакомых, мужчина дал ей денег в благодарность за ее светлое сердце и скрылся. На эти деньги Анна смогла нанять извозчика и добраться к знакомым, чтобы после много месяцев скрываться по чердакам от преследователей.

Императрица Александра Фёдоровна, ее дочери Ольга,Татьяна и Анна Александровна (слева) - сёстры милосердия

Настоящим призванием Анны всегда была благотворительность: еще в 1915 году она открыла госпиталь для реабилитации раненых на войне. Деньги на это нашлись из-за несчастного случая: попав на поезде в аварию, Анна получила тяжелейшие увечия, сама осталась инвалидом. Всю сумму (80 тыс. руб.!) выплаченного страхового полиса она отдала на строительство госпиталя, еще 20 тыс. пожертвовал император. Проведя полгода прикованной к кровати, Анна очень хорошо осознала, как важно дать инвалидам возможность вновь почувствовать себя нужными, обучиться ремеслу, которое помогало бы им занимать свободное время и приносило бы минимальный доход.

Анна Вырубова

Сбежав из тюрьмы, Анна долго скиталась, пока не решила уйти в монахини. Она приняла постриг на Валааме, и прожила спокойную благостную жизнь. Ушла из жизни она в 1964 году, похоронена в Хельсинки.
Александра Федоровна высоко ценила заслуги фрейлины, называя ее в письмах "своей милой мученицей".

Анна Александровна Танеева более известна как Анна Вырубова по фамилии мужа. Однако, похоронена она под девичьей фамилией Танеева.

Интерес к Анне Танеевой вызван целым рядом причин. Во-первых, временной отрезок ее жизни пришелся на особый период Русской и мировой истории. Анна Александровна оказалась в эпицентре событий, связанных с царствованием Николая II. Она была не просто свидетельницей и очевидицей, но одним из главных участников этих событий. Поэтому ее свидетельство заслуживает особого внимания.

Во-вторых, внимание к этой женщине вызвано еще и тем, что ей была уготована Богом удивительная судьба, удивительная своими поворотами, чудесными событиями.

В-третьих, личность Анны Танеевой интересна и сама по себе. Она обладала замечательными качествами души, которые в ее жизни проявились конкретными поступками и делами.

Наконец, четвертое, она, как историческая фигура, была фрейлиной Государыни Императрицы Александры Феодоровны.

Но она была не просто фрейлиной, она была личным Другом Царицы. Все члены Царской Семьи воспринимали ее как родного, близкого человека, почти члена семьи. В свою очередь, Анна Танеева (Вырубова) горячо любила Государыню, как и всю Царскую Семью, и оставалась ее фрейлиной всю свою жизнь. В некоторых публикациях, посвященных Анне Вырубовой, бытует мнение, что до конца своих дней ее волосы были повязаны черной ленточкой именно в знак того, что она никогда не прекращала своего фрейлинского служения. С этим можно согласиться только отчасти, поскольку существовали и другие не менее веские причины, побудившие ее не расставаться с черной меткой. А именно: приняв монашеский постриг, Анна Александровна продолжала жить в миру, и черная лента в волосах был единственным предметом ее туалета, который служил видимым символом монашества. Возможно, черная лента была знаком постоянного траура и скорби по своим Венценосным друзьям.

Анна Александровна Танеева (Вырубова) и по линии отца, и по линии матери вела свою родословную от знатных дворянских родов. Но, прежде всего, Анна Александровна - русская женщина. Русская и по происхождению, и по воспитанию, и по характеру, и по духу. В ее судьбе, как и в ее характере, в устроении души необыкновенным образом проступили все те свойства, которые на протяжении веков отличали и украшали русского человека, и которые в значительной мере были утрачены представителями того сословия, к которому принадлежала Анна Александровна.

За что ее полюбила и приблизила к себе Государыня Императрица? Можно указать много черт, которые могли способствовать такому сближению: это и принадлежность к кругу русских аристократов, и светская образованность, и замечательные музыкальные способности, наконец, ее простота, искренность и веселость нрава. Все это могло быть причиной сближения. Но, как нам кажется, причина дружбы была гораздо глубже. Государыня нашла в Анне Танеевой родственную душу. Да, они оказались именно родными по духу, сродники по духу. Вот это было главное. Анна Танеева оказалась не просто одной крови, а одного духа с Государыней и с Государем, и, отметим сразу, с Григорием Распутиным. И этот дух - есть подлинный дух Русского Народа. Духовное родство - подлинное родство, самое близкое, самое прочное основание жизненного союза людей. Такой союз неразрывен, поскольку скреплен узами подлинной любви, единства веры, единства служения, единства жизненных идеалов и целей.

На протяжении всей жизни Анны Танеевой случались особые, знаковые события, которые, во-первых, свидетельствовали о ее глубокой религиозности, а, во-вторых, об особом промысле Божием в судьбе этой женщине, ее предызбранности свыше.

В возрасте 17 лет на ней совершилось чудо по молитвам праведника, протоиерея Иоанна Кронштадтского. Господь через болезнь указал ей путь ее служения: царского служения, а также то, что на этом пути ей будут сопутствовать чудо и помощь Божья. Действительно, так много чудесного было в ее жизни.

В 1907 г., произошло еще одно знаковое событие, определившее ее судьбу. Молодая фрейлина Анна Танеева познакомилась с Григорием Ефимовичем Распутиным-Новым. Таким образом, судьба соединила Анну Александровну накрепко и с Царской Семьей, и с Григорием Ефимовичем. Хотя она намного пережила их всех, этот союз никогда не был расторгнут вплоть до ее кончины. За честь быть членом этого союза она дорого заплатила, всю свою жизнь терпя поношение и поругание от современников, которое не прекратилось и после ее смерти. Зависть, оскорбительные обвинения, а затем и откровенная клевета преследовали Анну Александровну. Основной шквал обвинений обрушился на нее, начиная с 1914 года, наложив на всю ее последующую жизнь тяжелый, трагический отпечаток.

Война положила начало страшной травле Четы Русских Венценосцев, а также Их ближайших друзей. Власть Помазанника Божьего сдерживала силы центробежные, разрушительные, подталкивающие мир к пропасти, ведущие человечество в царство антихриста. На пути их планов стоял Русский Самодержец, Царь, Помазанник Божий.

К сожалению, в России в то время мало кто из высших классов воспринимал идею царской власти, как жизненный принцип, как руководство к действию, мало, кто вложил эти мысли в свое сердце, кто подчинил им свою волю, кто поставил целью своей жизни защитить эти жизненные, подлинно русские идеалы. Идея царской самодержавной власти, как правило, воспринималась лишь умозрительно, отвлечено, только как образ мыслей, но не как образ действия, образ жизни и служения. Русская интеллигенция предпочла идти широким путем отступления и увлекла за собой значительную часть русского простого народа, соблазнив, совратив, обесчестив его, лишив духовной силы.

Но защитники исконных русских идеалов все же были в среде каждого русского сословия. И это, прежде всего и в первую очередь, сам Русский Царь, Государь Император Всероссийский Николай II, самодержец и единовластный хозяин Земли русской, Божий Помазанник, первый защитник веры и Церкви, предстатель пред Богом за Русский Народ.

В духе истины о Помазаннике Божьем стоял и великий молитвенник за Царя - старец Григорий Ефимович Распутин-Новый. Этот человек, духовную мощь которого испытывали многие из его современников, был истинным Божиим посланником, земным ангелом для Царской Семьи, как и для всего Русского Народа.

В духе истины о Помазаннике Божьем стояла и Анна Александровна Танеева (Вырубова). Немалое место во взаимоотношениях Царской Семьи со старцем Григорием было отведено судьбой именно ей. Она была доверенным лицом и Царицы, и Григория Ефимовича и нередко служила для них в роли надежного, связующего звена.

Часто именно Анне Вырубовой направлялись телеграммы из Покровского, у нее в доме происходили встречи со старцем Григорием членов Царской Семьи. Сама она почитала отца Григория как одухотворенного, прозорливого старца и молитвенника.

Дочь Григория Ефимовича Матрена в своих воспоминаниях указывает на то, что ее отец из круга своих почитателей всегда выделял Анну Вырубову, и очень ценил, уважал и любил ее. Ценил в ней, прежде всего, ее доброту, простоту и веру, конечно же, преданность Царской Семье, искреннюю любовь к ним, а также преданность и любовь к нему самому, Григорию Распутину. Со стороны старца Григория она пользовалась совершенным расположением и доверием.

Так сложился этот круг близких единомышленников, преданных русским идеалам: Царь - Божий Помазанник, неотделимая от него благоверная Царица, Божий посланник Григорий, верная боярыня Анна. Это было ядро, центр, костяк, вокруг которого должны были сформироваться здоровые в духовном, нравственном и политическом отношении силы. На формирование такого государственного костяка были направлены усилия и Государя, и Государыни. В соответствии с этими чаяниями подбирались люди, проводились назначения, совершались деяния. Духовный союз, сложившийся на самой вершине российской государственности служил залогом спасения Православной Державы.

Именно поэтому эта группа русских людей вызвала бурю ненависти со стороны духовных и идейных противников Царя и Царской Самодержавной власти.

В полной мере кампания травли Помазанников Божьих коснулась и доброго имени Анны Вырубовой. Мало сказать, что ее смешали с грязью. Ей нанесли оскорбление как женщине. Ее считали коварной интриганкой, всесильной фавориткой двора, не гнушались называть ее «грязной развратницей», «царской подстилкой», обвиняли в шпионаже в пользу Германии, считали «отравительницей Наследника». Более страшного и оскорбительного обвинения для нее не существовало. Все это надо было пережить, перетерпеть.

Все было перевернуто с ног на голову. Белое стало черным, а черное белым. В соответствии с этим «общество» относилось к ним не иначе, как «темным силам». Да, они были силой, но не темной, а светлой. Это были светлые силы: Царь с Царицей, их верный крестьянин и верная боярыня навеки останутся образом и символом святого Русского Народа.

Что же Анна Александровна? Она в полной мере разделила все невзгоды своего дорогого Отечества. Еще до февральского переворота, ей пришлось пережить страшную железнодорожную катастрофу. Господь сохранил ей жизнь по молитвам праведника Григория, хотя она и осталась калекой. Находила утешения только рядом с Царицей, а также в ее собственном лазарете для искалеченных воинов. Этот лазарет Анна Александровна организовала на деньги, выплаченные ей железной дорогой за понесенные увечья. Затем февральский переворот, тяжелая болезнь корью, от которой новые власти так и не дали ей оправиться. Ее арестовали больной, подняли с постели, разлучили с Царской Семьей, отвезли в Петропавловскую крепость, заключили в одиночной камере зловещего Трубецкого бастиона. Она перенесла издевательства моральные и физические, но осталась жива, и дух ее не был сломлен. Чудесным образом была спасена от расстрела. Скитания по обезумевшему, революционному Петрограду. Далее бегство с матерью по льду Финского залива в Финляндию, жизнь в эмиграции.

Поселившись в древнем русском городе Выборге, она встретила добрых людей - русскую семью, кто приютил ее с матерью в своем доме. Рядом была мама. Но главное, это относительная близость Валаамского монастыря. После всего пережитого она всем сердцем стремилась к монашеству и, видимо, давно помышляла об этом. В своих воспоминаниях она пишет, что, будучи в тюрьме и молясь Богу об освобождении, обещала остаток дней посвятить служению Богу и ближним. Оказавшись на свободе, когда многие лишения остались позади, она не замедлила исполнить свое обещание. Постриг состоялся в 1923 г. на Валааме в Смоленском скиту. Ее монашеское имя - Мария. Ее первым духовным отцом был насельник, точнее, скитоначальник Смоленского скита старец иеросхимонах Ефрем (Хробостов). После его смерти в 1944 г. духовным отцом монахини Марии стал другой Валаамский старец - схиигумен Иоанн (Алексеев). Сохранились его письма к монахине Марии. Письма свидетельствуют о том, насколько глубоко монахиня Мария прониклась духом монашеского благочестия. Она просит совета старца относительно поста, молитвенного правила, Иисусовой молитвы. Поскольку монахиню Марию не приняли в женский монастырь, ей пришлось быть тайной монахиней в миру, а для всех внешних оставаться по-прежнему Анной Александровной Танеевой (Вырубовой).

В том обстоятельстве, что ее не приняли в женский монастырь, можно уловить действие промысла Божьего. Находясь в стенах монашеской обители, она вряд ли смогла бы исполнить послушание, несомненно, возложенное на нее Богом, а также довершить главное дело жизни - службу Царю Николаю II и Царице Александре. Их не было в живых, но служба им продолжалась. Кто знает, быть может, именно для этого дела и сохранил Господь Бог жизнь своей избраннице. Речь идет о написании Анной Александровной Танеевой книги воспоминаний «Страницы моей жизни».

Свидетельство Анны Танеевой особое. Ее воспоминания изображают истинную картину событий, воссоздают подлинный облик членов Царской Семьи. При этом она называет вещи своими именами, дает оценку всем действующим лицам, уделяет внимание роли каждого, правильно расставляет акценты, ставит точки над «i». Так что в свете ее воспоминаний меркнут многие деятели из царского окружения. Высвечивается предательская роль мнимых радетелей о благе России, склонных считать себя спасателями отечества. Она говорит правду и не скрывает ничего.

Необходимо отметить еще одно важное обстоятельство, которое выделяет подлинные воспоминания Анны Танеевой (Вырубовой) из ряда многих мемуарных публикаций о Царской Семье. Слово правды о русском Царе и Царице прозвучало в полную силу вместе со словом правды о Их Друге, Григории Ефимовиче Распутине-Новом. Именно поэтому ее воспоминания являются тем духовным оружием, которое разрушает, не оставляя камня на камне, миф о «темных силах».

Кто же вступился за честь Царя и Царской Семьи? Армия? Генералы? Или офицеры, сильные отважные, храбрые люди? Быть может родственники, все же они сохранили в этом мире свое положение, какие-то средства к жизни, остатки былого могущества. Но нет. За Русского Царя и Его Семью, за Их честь, а также за Их любимого Друга вступился не герой, не отважный витязь, не сильный мира сего, но одинокая, немощная, искалеченная, к тому же бесправная и всеми презираемая женщина, сильная только своей верой и любовью! Она, хотя, конечно, и испытывала страх, но не могла молчать. И это говорит о силе ее духа, о силе ее любви к Царской Семье и к своему народу. Только совершенная любовь преодолевает страх смерти. Это был настоящий подвиг, подвиг, несомненно, духовный, молитвенный. Подвиг русского человека, русской женщины, ставшей за Веру, Царя и Отечество, возвысившей, кроме того, свой голос в защиту правды о простом русском человеке. Тем самым, она подписала себе приговор. Для мира, земного благополучия она была потеряна, мир жестоко мстил ей.

Несмотря на общую беду и страдания в изгнании, не произошло сближения Анны Александровны с обществом русских эмигрантов. Не по ее вине. Она продолжала нести крест клеветы и напраслины и за пределами своего Отечества. Ее продолжали считать виновной в бедах, постигших Россию - страшные обвинения, тяжелейшая несправедливость. В силу этого ее образ жизни был замкнутый, почти отшельнический. Среди русских эмигрантов друзей было мало. Даже баню они с матерью старались посещать в те дни и часы, когда там не могло быть представителей русской эмигрантской общины, чтобы не возбуждать неприязни.

Ей пришлось обращаться за помощью к главе Финского правительства, бывшему царскому генералу, барону Густаву Маннергейму. Это было достаточно унизительно, т. к. барон, хотя и был благородным человеком, все же в полной мере разделял общее мнение относительно Анны Вырубовой и ее связи с мужиком Распутиным. Избежать при встрече вопросов на эту тему было невозможно. И что удивительно, прошло столько времени, Анна Александровна столько пережила, претерпела, она могла все обдумать, взвесить, оценить свои ошибки, ведь время лечит, и вопреки всему, в кабинете маршала Маннергейма она продолжала защищать Григория Ефимовича, зная, что это может повлиять на решения Маннергейма относительно материальной помощи.

В финансовой помощи Маннергейм отказал. Однако, написал рекомендательное письмо, в котором заверил всех, к кому обратится Анна Александровна, что перед ними благородный, достойный уважения человек, и с ней не зазорно иметь дело. Это письмо помогло решить квартирный вопрос.

Во время войны ей пришлось покинуть Выборг и скрываться в Швеции из боязни попасть в зону оккупации Советской Армии. Конечно, она боялась не самих русских солдат, с ними у нее складывались прекрасные отношения. Она боялась попасть в лапы тех сил, кто по-прежнему желал скрыть правду от русского человека и стремился замести следы страшного преступления. А она была не только свидетельницей, но и жертвой этого преступления. В Швеции ее приютила Шведская королева Луиза, родственница Государыни Александры Феодоровны. Королева Луиза назначила ей небольшую денежную пенсию, которую она получала на протяжении всей оставшейся жизни. Затем Анна Александровна (монахиня Мария) вновь вернулась в Финляндию и поселилась в Хельсинки. После окончания войны ей вместе с подругой Верой Запеваловой пришлось буквально бедствовать, не имея ни куска хлеба, ни денег, ни постоянного пристанища. Никто не хотел связываться с Вырубовой и оказывать ей помощь.

Все же Господь Бог по молитвам святых Царственных Мучеников и мученика Григория хранил монахиню Марию и подавал ей все благопотребное в этой жизни. Последние дни Анна Александровна провела относительно спокойно. Ей удалось приобрести или выхлопотать дачу, где они с подругой проводили летнее время.

И последнее. До конца своих дней она хранила в силе запрет, наложенный ею в завещании на издание любых принадлежащих ей материалов, касающихся жизни Царской Семьи. Это последний штрих к ее земному подвигу. Дело в том, что ей каким-то чудом удалось переправить весь свой личный фотоархив (сотни фотографий) в Финляндию. Нашлись издатели, которые еще в 1939 году предложили Анне Александровне опубликовать ее фотоматериалы с сопроводительным текстом. Она написала текст, и материалы готовились к изданию. Однако, что-то произошло, почему эта работа была прекращена. Что произошло, остается неизвестным. Издание фотоматериалов о Царской Семье сулило не выходившей из нужды немощной женщине какие-то гонорары. Но работа остановилась. Более того, Анна Александровна налагает запрет на любую публикацию принадлежавших ей материалов. Могло произойти только следующее: ей предложили сделку. Т. е. в предполагаемом издании в угоду ныне здравствующим, сохранившим свои амбиции и некоторый политический вес деятелей, должны были быть сглажены те места, где дается нелицеприятная оценка этим политическим фигурам из царского окружения. Особенно могло раздражать раскрытие темы Григория Распутина в откровенно благоприятном для него свете.

На это Анна Александровна, верная своим Царственным Друзьям и исторической правде, не пошла. Можно предположить, что на нее было оказано серьезное давление и ей пришлось прибегнуть к доступным способам юридической защиты. Чтобы пресечь всякие попытки манипулирования ее воспоминаниями и фотоматериалами, которые должны были служить правде, а не в угоду скомпрометировавшим себя игрокам от политики, она и написала официальное завещание-запрет.

Исполнив свой жизненный долг, Анна Александровна Танеева, тайная монахиня Мария после непродолжительной болезни преставилась ко Господу в 1964 г. в возрасте 80 лет. Она похоронена на православном кладбище г. Хельсинки.

Анну Александровну Танееву (Вырубову), монахиню Марию, можно назвать счастливым человеком, поскольку столько претерпевшая от человеческой злобы, всеми гонимая женщина, уже при жизни получила неоценимую награду в виде проявления искренней дружбы и любви как со стороны своих Венценосных Друзей, так и со стороны Их необыкновенного Друга - Григория Распутина-Нового, так и со стороны простых русских людей, кто имел счастье близко сойтись с ней в жизни и оценить ее необыкновенную душу. Верим, что и в Небесных обителях, Господь соединил верную Анну со святой Царской Семьей и Их преданным Другом.

За рамки настоящей статьи вышла тема «лжедневника» и так, называемых, «неопубликованных воспоминаний», искусственно связываемых с именем Анны Вырубовой. Этим темам посвящены отдельные главы книги «Верная Богу, Царю и Отечеству. Анна Александровна Танеева (Вырубова) - монахиня Мария», которая вышла в России, на родине Анны Александровны, в Санкт-Петербургском издательстве «Царское Дело» в 2005 году.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам.

Последняя русская императрица называла свою фрейлину «моей большой бейби» и «милой мученицей». Анна Вырубова была для Александры Федоровны главной подругой жизни.

Придворная простота

Анна Вырубова (в дев. Танеева) была прапраправнучкой Михаила Илларионовича Кутузова. Её отец на протяжении 20 лет занимал ответственный пост статс-секретаря и главноуправляющего Его императорского Величества Канцелярией. Этот же пост занимали его отец и дед при Александре I, Николае I, Александре II и Александре III.
При этом в общественном сознании об Анне Вырубовой закрепилось мнение, что она была простолюдинкой. Это по меньшей мере неверно. Даже перестав быть фрейлиной по причине замужества, Анна Вырубова оставалась, по сути, главной подругой императрицы. Александра Федоровна называла её «большая бейби». «Маленьким бейби» был императрицы был сын - царевич Алексей.

Трижды воскресшая

Александра Федоровна, приехав в Россию, приняла православие и отнеслась к этому со всей ответственностью. Однако окружавшие её люди были в служении не столь ревностны и скорее больше любили поговорить о Боге, чем вести богоугодную жизнь. Все, кроме Анны Вырубовой - фрейлины императрицы, а потом её верной подруги.

Императрица называла Анну «моей милой мученицей». И это не было преувеличением. Вся жизнь Анны Вырубовой - череда испытаний, которые она принимала с поистине христианским смирением.

В 18 лет она переболела тифом. От смерти её спасло, как она сама считала, духовное заступничество Иоанна Кронштадского.

Через 11 лет Анна Вырубова попала в железнодорожную катастрофу и её, лежавшую без сознания, с множественными переломами «оживил» Григорий Распутин. Наконец, в 1918 году, когда её вел на расстрел красноармеец, Анна увидела в толпе женщину, вместе с которой часто молилась в монастыре на Карповке, где покоятся мощи святого Иоанна Кронштадтского. «Не давайтесь в руки врагам, - сказала она. - Идите, я молюсь. Батюшка Иоанн спасёт Вас». У Анны Вырубовой получилось затеряться в толпе. А потом ещё один встреченный знакомый, которому Вырубова когда-то помогла, передал её 500 рублей.

«Бо не ведают, что творят»

Не было, пожалуй, в русской истории женщины, на оклеветание имени которого было бы брошено столько сил. Слухи о порочной жизни Анны Вырубовой курсировали в народе ещё до революции. Про нее говорили, что это именно она ввела в окружение царя Распутина, что она с самим Распутиным участвует в разных бесчинствах, что она якобы соблазнила саму императрицу.

Вырубова в своей книге рассказала, как появлялись подобные слухи в предреволюционной России.

Она писала со слов своей сестры: «Утром ко мне влетела г-жа Дер­фельден со словами: «Сегодня мы распускаем слухи на заводах, что Императрица спаивает Государя, и все этому верят».

И все этому действительно верили. Все, кто не знал Вырубову лично. Знакомство с ней меняло людей. Следователь Руднев вспоминал, как он шел допрашивать Вырубову и был к ней настроен негативно - наслушавшись всего, что о ней рассказывали. Он пишет: «Когда же вошла г-жа Вырубова, то меня сразу поразило особое выражение её глаз: выражение это было полно неземной кротости, это первое благоприятное впечатление в дальнейших беседах моих с нею вполне подтвердилось».

Вырубову сажали в тюрьму пять раз. И при Керенском, и при большевиках. Её пытали. Однажды в тюрьме рябой солдат, один из самых злостных гонителей Анны, вдруг резко переменился. В гостях у брата он увидел на стене фото Анны. Тот сказал: «Целый год в госпитале она была мне как мать». С тех пор солдат изо всех сил помогал лучшей Вырубовой.

Уже упомянутый следователь Руднев вспоминал, что он узнал не от самой Вырубовой, а от ее матери, что в тюрьме Анна подвергается издевательствам. На допросе Анна это лишь кротко подтвердила и сказала: «Они не виноваты, не ведают бо, что творят».

Благотворительница

В 1915 году в качестве компенсации от железной дороги за увечья, полученные во время аварии, Анна получила огромные по тем временам деньги - 80 тысяч рублей. Полгода Анна была прикована к кровати. Всё это время императрица посещала фрейлину ежедневно. Потом Анна Александровна передвигалась на инвалидном кресле, а в дальнейшем на костылях или с палочкой. Все деньги бывшая фрейлина потратила на создание госпиталя для инвалидов войны, где бы их обучали ремеслу, чтобы они могли себя в дальнейшем прокормить. Ещё 20 тыс. рублей добавил Николай II. Одновременно в госпитале находилось до 100 человек. Анна Вырубова вместе с императрицей и дочерями служили там и в других госпиталях сестрами милосердия.

Старец и Анна

Вопреки расхожему заблуждению, не Анна Вырубова ввела в дом императрицы Распутина, а Александра Федоровна познакомила свою фрейлину с «сибирским старцем». При первой же встрече старец пообещал, что желание Анны «всю жизнь положить на служение Их Величеством» осуществится. Позже он предскажет, что фрейлина выйдет замуж, но счастлива не будет.

Так и случилось. В 1907 году Анна Танеева вышла замуж, но развелась уже через год.

Распутин сыграл в жизни Вырубовой огромную роль. Именно он, как она считала, спас её после железнодорожной катастрофы в 1915 году, однако именно слухи об их отношениях сделали Вырубову «нерукопожатной» у значительной части эмигрантов.

Все разговоры о якобы бесчинствах, в которых она участвовала с Распутиным опровергаются одним простым фактом: медицинское освидетельствование в 1918 году устнановило, что Вырубова была девственницей.

«Дневник Вырубовой»

В декабре 1920 года вместе со своей матерью Вырубова бежала из Петрограда по льду Финского залива за границу.

В 1923 году на Валааме в Смоленском скиту Анна приняла монашеский постриг с именем Мария, но по состоянию здоровья ни в какую обитель не поступила и осталась тайной монахиней в миру.
Под своей девичьей фамилией она прожила в Финляндии более четырёх десятилетий. Скончалась в 1964 году в возрасте 80 лет.

В эмиграции Анна Танеева написала автобиографическую книгу «Страницы моей жизни». В 1922 году она была издана в Париже. В Советском Союзе, видимо, решили, что такое представление о царской семье может идеологически навредить и издали так называемый «Дневник Вырубовой», мистификацию, где все царское окружение и сам царь представлены в наихудшем свете.

Несмотря на то, что сегодня уже доказана поддельность «Дневника», до сих пор в научной среде можно встретить выдержки из него. Наиболее вероятными авторами «Дневника Вырубовой» считаются советский писатель Алексей Толстой и профессор истории, эксперт по концу XIX века Павел Щёголев.


В госпитале с ранеными на фронтах Великой (Первой мировой) войны. Слева — первая в России женщина-хирург княжна Вера Гедройц (в шапке) и ее медсестры (в белых платочках) — великая княжна Татьяна, императрица Александра Федоровна и Анна ВЫРУБОВА. Сидит — великая княжна Ольга.

Анна ВЫРУБОВА , урожденная Танеева (1884 - 1964) была дочерью статс-секретаря и главного управляющего Канцелярией Российского Императора и прапраправнучка фельдмаршала Кутузова. Фрейлина и ближайшая подруга Императрицы Александры Фёдоровны. Считалась одной из горячих почитательниц Григория Распутина. За что при «демократах» Временного правительства и большевиках была многократно оклеветана.

С начала Великой (Первой мировой) войны вместе с императрицей и её дочерями работала сестрой милосердия в госпитале. В 1915 году после железнодорожной катастрофы осталась калекой на всю жизнь, передвигалась на костылях или инвалидной коляски. На денежную компенсацию за полученную травму организовала в Царском Селе военный госпиталь. После Февральской революции 1917 года была арестована «демократами» по подозрению в шпионаже и предательстве и содержалась в Петропавловской крепости. Была отпущена из-за отсутствия улик с помощью Троцкого. Медицинское освидетельствование установила, что она был девственницей, и не могла быть любовницей Григория Распутина.

В своих воспоминаниях (« Страницы моей жизни », первое издание, Париж, 1922) так охарактеризовала приближающую катастрофу и гибель Российской империи: «Трудно и противно говорить о петроградском обществе, которое, невзирая на войну, веселилось и кутило целыми днями. Рестораны и театры процветали…


Кроме кутежей общество развлекалось новым и весьма интересным занятием — распусканием всевозможных сплетен про Государыню Александру Феодоровну».

«На практике великосветские князья и другие представители высшего общества вели легкомысленный образ жизни, не обращали внимания на народ, который находился на низком уровне жизни, не обращали внимания на его культуру и образование. Большевизм зародился по их вине. … Гибель России произошла не с помощью посторонней силы. Надо и признать тот факт, что сами русские, те, что из привилегированных классов, виноваты в ее гибели».

***
В январе 1921 года родственникам чудом удалось переправить её, инвалида-колясочника, по льду залива в Финляндию. В 1923 году в Смоленском скиту Валаамского монастыря она была тайно пострижена в монахини с именем Мария. Ещё в Петербурге она дала обет, что если ей с матерью удастся бежать в Финляндию, то она свою оставшуюся жизнь посвятит Богу. Духовным отцом её становится иеросхимонах Ефрем (Хробостов).

Осенью 1939 года началась Зимняя война. Анна Вырубова уезжают из Финляндии (Выборга) в Швецию и живет недалеко от Стокгольма в маленьком приюте на полном обеспечении. Расходы оплачивал Шведский Двор. Шведская Королева Луиза, была дочерью сестры Российской Государыни Александры Фёдоровны. Анна была знакома и дружна с королевой Луизой.
По просьбе Анны Вырубовой, маршал Маннергейм, с которым она была лично знакома, дал ей в 1940 году следующую рекомендацию: «Свыше тридцати лет я знаком с Госпожой Анной Танеевой, с её уважаемыми родителями и со многими членами их рода и прошу этим всех тех, кто окажется в общении с Госпожой Танеевой - много выстрадавшей, кроме того, ставшей инвалидом после железнодорожной катастрофы — относится к ней сочувственно и с пониманием». Анне Вырубовой была предоставлена скромная квартира в Хельсинки.

Фрейлина последней русской императрицы похоронена на Ильинском русском кладбище Хельсинки. Скромная, но ухоженная могила свидетельствует, что память о ней и её мученической жизни живёт в сердцах людей.

Анна Вырубова

Фрейлина Её Величества

«Дневник» и воспоминания Анны Вырубовой

Перед вами - репринтное воспроизведение книги, выпущенной в 1928 году рижским издательством «Ориент». Книга состоит из двух частей - так называемого «Дневника» Анны Вырубовой, фрейлины последней российской императрицы, и ее воспоминаний.

«Дневник» Вырубовой печатался в 1927–1928 г.г. на страницах журнала «Минувшие дни» - приложения к вечернему выпуску ленинградской «Красной газеты». В качестве тех, кто готовил эту публикацию, были названы О. Брошниовская и З. Давыдов (последнему в настоящей книге ошибочно дана женская фамилия). Что же касается воспоминаний Вырубовой, то они в нашей стране не издавались, лишь небольшие отрывки из них были опубликованы в одном из сборников серии «Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев», выпущенной Госиздатом в двадцатые годы.

Вокруг имени Анны Вырубовой долгое время ходило много легенд и домыслов. То же можно сказать и о ее записках. Если воспоминания Вырубовой, озаглавленные автором «Страницы из моей жизни», на самом деле принадлежат ее перу, то «Дневник» является не чем иным, как литературной мистификацией. Авторами этой социально заказанной мистификации были писатель Алексей Толстой и историк П. Е. Щеголев. Нельзя не отметить, что сделано это с величайшим профессионализмом. Естественно предположить, что «литературную» часть дела (в том числе стилизацию) выполнил А. Н. Толстой, «фактическую» же сторону разработал П. Е. Щеголев, который, как известно, кроме всего прочего, был редактором семитомного издания «Падение царского режима».

Книгу «Фрейлина ее величества» составил и прокомментировал С. Карачевцев. Публикуя под одной обложкой «Дневник» и воспоминания Вырубовой, он подверг их значительным сокращениям (особенно это касается «Дневника»). Однако книга, сопоставляющая в целом эти сочинения, будет, без сомнения, интересна и сегодняшнему читателю, который сможет сделать из этого сопоставления собственные выводы.

Нужно сказать, что домыслами сопровождалась и дальнейшая судьба Анны Александровны Вырубовой. Еще в 1926 году журнал «Прожектор» сообщил о смерти в эмиграции бывшей фрейлины, «личного друга Александры Федоровны», «одной из самых ярых поклонниц Григория Распутина». В вышедшем недавно (1990) Советском энциклопедическом словаре осторожно сказано, что Вырубова умерла «после 1929». Между тем, как стало известно, под своей девичьей фамилией (Танеева) бывшая фрейлина ее величества прожила в Финляндии более четырех десятилетий и скончалась в 1964 году в возрасте восьмидесяти лет; похоронена она в Хельсинки на местном православном кладбище. В Финляндии Анна Александровна вела замкнутый образ жизни, уединившись в тихом лесном уголке Озерного края, на что, впрочем, имелись довольно веские причины. Во-первых, выполняя данный перед тем, как покинуть родину, обет, она стала монахиней; во-вторых, многие эмигранты не желали общаться с человеком, чье имя было скомпрометировано одним лишь упоминанием рядом с именем Григория Распутина.

Обстоятельные подробности последних десятилетий жизни А. А. Вырубовой-Танеевой выяснил иеромонах Арсений из Ново-Валаамского монастыря, что в четырехстах километрах к северо-востоку от столицы Финляндии.

Многие годы бывшая фрейлина работала над мемуарами. Но издать их она так и не решилась. Они были выпущены на финском языке уже после ее смерти. Думаем, что со временем и эта книга придет к нашему читателю.

А. Кочетов

Колесница времени мчится в наши дни быстрее экспресса, Прожитые годы уходят назад, в историю, порастают быльем, утопают в забвении. С этим не может, однако, примириться пытливый человеческий ум, побуждающий нас добывать из мглы прошлого хотя бы отдельные обломки былого опыта, хотя бы слабое эхо отзвучавшего дня. Отсюда - постоянный и большой интерес к историческому чтению, еще более возросший у нас после революции; она открыла многочисленные архивы и сделала доступными такие уголки прошлого, которые раньше были под запретом. Широкого читателя всегда гораздо больше влекло к ознакомлению с тем, «что было», нежели с тем, «чего не было» («выдумкой сочинителя»).

В трагической истории крушения могущественной империи, личность фрейлины Анны Александровны Вырубовой, урожденной Танеевой, неразрывно связана с императрицей Александрой Федоровной, с Распутиным, со всем тем кошмаром, которым была окутана придворная атмосфера Царского Села при последнем царе. Уже из опубликованной переписки царицы было ясно видно, что Вырубова являлась одной из главных фигур того интимного придворного кружка, где скрещивались все нити политических интриг, болезненных припадков, авантюристических планов и проч. Поэтому воспоминания фрейлины Вырубовой представляет животрепещущий интерес для всех кругов.

О своей семье и о том, как попала она ко двору, Вырубова в своих мемуарах пишет:


Отец мой, Александр Сергеевич Танеев, занимал видный пост статс-секретаря и главноуправляющего Его Императорского Величества Канцелярией в продолжение 20 лет. Тот самый пост занимали его дед и отец при Александре I, Николае I, Александре II, Александре III.

Дед мой, генерал Толстой, был флигель-адъютантом Императора Александра II, а его прадед был знаменитый фельдмаршал Кутузов. Прадедом матери был граф Кутайсов, друг Императора Павла I.

Несмотря на высокое положение моего отца, наша семейная жизнь была простая и скромная. Кроме службы, весь его жизненный интерес был сосредоточь в семье и любимой музыке, - он занимая видное место среди русских композиторов. Вспоминаю тихие вечера дома: брат, сестра и я, поместившись за круглым столом, готовили уроки, мама работала, отец же, сидя у рояля, занимался композицией.

6 месяцев в году мы проводили в родовом имении «Рождествено» под Москвой. Соседями были родственники - князья Голицыны и Великий Князь Сергей Александрович. С раннего детства мы, дети, обожали Великую Княгиню Елизавету Феодоровну (старшую сестру Государыни Императрицы Александры Феодоровны), которая нас баловала и ласкала, даря платья и игрушки. Часто мы ездили в Ильинское, и они приезжали к нам - на длинных линейках - со свитой, пить чай на балконе и гулять в старинном парке. Однажды, приехав из Москвы, Великая Княгиня пригласила нас к чаю, как вдруг доложили, что приехала Императрица Александра Феодоровна. Великая Княгиня, оставив своих маленьких гостей, побежала навстречу сестре.

В продолжение темы:
Из Бумаги

Открытка, как сердечко, изготовленная своими руками. Фотографии готовых открыток. Открытка, как сердечко, изготовленная своими руками. Фотографии готовых открыток....

Новые статьи
/
Популярные