Плетение из чего угодно. Плетение из лозы: виды и способы плетения для начинающих. Общие сведенья о лозоплетении

Основные виды и способы плетения

Виды плетения определяются конструкцией и архитектурным решением формы изделия, его назначением и различаются по способу заполнения пространства между стойками.

Плетение бывает сплошное (густое), ажурное и смешанное.

Основные виды густого плетения: простое, послойное, рядами, квадратное, веревочкой. В одном изделии могут сочетаться несколько видов плетения.

В любом виде плетения различают стойки (основу) и прутья плетения (уток).

Простой способ плетения (рисунок 1 - 4) - заплетка нечетного количества стояков одиночным прутом через один промежуток по схеме «перед- за, перед- за» стояком в виде непрерывного ряда, идущего по пологой спирали. В замкнутых контурах изделий (различные корзины, кашпо, вазы и тому подобные предметы) наслоение рядов ведется кругообразно в од­ном направлении- слева направо, а в плоских изделиях прямоугольной формы прут, доплетенный до крайнего стояка, огибает его и заплетается по той же схеме в обратном направлении, пока не будет достигнута высота стенки. Если длина прута при этом израсходована полностью, его наращивают новым: комель состыковывается с комлем, вершинный конец с вершинным.

Послойное плетение (рисунок 5-8) в отличие от простого ведется справа налево путем подстановки к левому стояку по одному пруту изнутри и огибания правого стояка снаружи. После того, как все прутья утка будут установлены, они поочередно вплетаются в стенку изделия на один ряд через стояк. Диаметр прутьев и их длина должны быть строго одинаковыми, тогда вплетенные на всю длину между стояками прутья дадут и одинаковое количество рядков и равный по высоте слой плетения стенки.

Отпадает необходимость наращивания израсходованной длины прутьев. Высоту стенки рассчитывают по числу слоев плетения, разделяемых веревочками (см. дальше). Послойное плетение выполняют как одним, так и двумя, тремя прутьями. Послойным плетением выплетают только замкнутые поверхности.

Квадратное плетение (рисунок 9 - 11) подходит для изготовления прямоугольных изделий и, в отличие от всех перечисленных способов, ведется через два стояка снаружи за два стояка изнутри и т.д. Плетение первого ряда квадратов начинают комлевыми концами прута, пока высота выкладываемых рядков не будет равна расстоянию между стояками, то есть пока не получится квадрат. Следующую полосу квадратов начинают плести, отступив вправо на один промежуток, для того чтобы квадраты в рядах ложились как кирпичи в стене. Добиваясь большей плотности плетения, ряды квадратов все время сбивают, уплотняют колотушкой (изером).

Плетение веревочками (рисунок 12 - 19) тоже широко применяется буквально в каждом изделии. Различные веревочки в два, три, четыре и даже в пять прутьев используются для фиксации стояков на равных друг от друга расстояниях, для придания изделию жесткости и прочности, отбивок одного вида плетения от другого. Во всех этих случаях прутья не только оплетают стояки, но и перевиваются между собой в узоры «елочка», «цепочка» и др.

Ажурное плетение - один из видов художественного плетения (от французского слова « ажур » - « сквозной »), придающий изделиям декоративность, красоту, изящество. Огромное разнообразие рисунков обеспечивается за счет чередования открытых ячеек, столбиков, ромбиков и т.д. , вплоть до воспроизведения кружевных узоров, сложных тканей, воздушных загибок и бордюров.

Загибки и кромки завершающие плетение стенок изделия, также бывают разнообразные. Наиболее распространенные из них некоторые плетельщики называют условно «дорожками», «розгами», «косичками» или ажурными бордюрами. Но суть не в названии, а в технике плетения, о которой расскажем, хотя бы в общих чертах.

Так, «дорожки» заплетают по верхнему краю изделий из оставшихся свободных концов одинарных или парных стояков после заплетения боковой стенки веревочкой в два или три прута. Для этого справа от исходного стояка закладывают шило или короткий обрезок прута и, прижимая стояк к шилу или обрезку прута, загибают его вправо, обводят им изнутри соседний (второй) стояк, затем снаружи огибают два стояка и конец прута заводят за пятый от исходного стояк. Точно так же по этой схеме загибают второй, а затем и третий и все последующие стояки до последнего, еще не согнутого в загибку стояка.

Шило или обрезок прута из под исходного стояка вытаскивают и в образовавшееся под ним пространство изнутри заводят последний стояк, конец которого затем протягивают снаружи двух последующих (уже лежащих в загибке) стояков и заправляют внутрь изделия за уложенный так же в загибку пятый стояк. Кончики всех уложенных в загибку стояков подтягивают, загибка по всему периметру изделия выравнивается, а оставшиеся от нее концы обрезают.

Благодаря этому получается четкий рисунок края изделия, загибка красиво завершает боковую стеночку. Но иногда требуется более широкая кромка и тогда к основным стоякам изделия подставляют из прутиков такого же диаметра дополнительные стоячки, чтобы вести загибку по схеме: направо за вторую пару стояков изнутри перед третьей и четвертой парами, за пятой перед шестой и затем ведут прут дальше, за седьмую пару стояков внутрь изделия прячут концы и, подтянув их равномерно, аккуратно подрезают. Такую загибку называют «дорожкой в два прута». Загибка в два прута может заканчиваться обрезкой концов не только внутри изделия. Иногда их выводят наружу и подрезают на внешней стороне боковой стенки изделия. Дорожка в два прута по сравнению с предыдущей выглядит более эффектно. Когда изделие плетут из цветного прута, можно подставляемые к основным стоякам прутики взять другой расцветки или белые окоренные. И наоборот, когда изделие плетут из белого прута, можно подставить к стоякам цветные прутики и загибка получится в два цвета - еще наряднее.

Загибка в три или четыре пары прутьев (рисунок 20 - 35) - наиболее оригинальная и красивая из всех загибок, но для ее плетения требуется большой опыт. Такая загибка не только придает изделию красивый законченный вид, и обеспечивает хорошую жесткость кромке изделия и устойчивость приданной ему формы. Поэтому стоит потрудиться, чтобы овладеть приемами и последовательностью операций плетения такой заготовки.

Кромка, или загибка "косичкой" (Рисунок 36 – 40)- самая наглядная, но и самая трудоёмкая из всех кромок, завершающих край борта изделий из свободных концов стояков. Обычно "косички" плетут из двух прутьев в одой пряди и трёх прутьев - в другой, а когда надо получить более широкую кромку, то плетение идет из двух троек симметрично

Одним из самых популярных видов рукоделия является плетение вещей из лозы и ивового прута. Представленная информация будет особенно интересна новичкам, желающим освоить данный вид искусства.

Краткий обзор статьи

В статье будут рассмотрены такие вопросы:

  • Сбор ивового прута и его подготовка к дальнейшей работе.
  • Важные аспекты, которые необходимо освоить для продуктивной работы.
  • Инструменты и приспособления, облегчающие плетение корзин из ивы.
  • Самая простая и популярная техника плетения.

Освоив плетение корзины из ивы своими руками, можно прикоснуться к искусству, которое ценилось еще в древние века. В далёком прошлом из ветвей лозы плели посуду самых разных форм, делали мебель и строили крыши. Прогресс забрал у современного человека теплоту, которую излучают предметы, созданные своими руками из природного материала.

Несмотря на это, вещи, сделанные из ивовых ветвей, не перестают быть популярными среди ценителей красоты и роскоши. Каждое изделие излучает тепло и положительный заряд энергии солнца, а также теплоту руки мастера. Каждый предмет идеально вписывается в любой интерьер и дополняет его своей изящностью и красотой. По этой причине изо дня в день происходит активный рост почитателей ценящих предметы, сделанные из ветвей ивового дерева, особенно плетение корзин из ивы. Для начинающих этот материал будет особенно полезен.

Сбор ивового прута и его подготовка к дальнейшей работе

Ива – дерево неприхотливое, поэтому растет она практически на всех континентах, имеет многочисленные виды и формы произрастания. Практически каждый вид ивового дерева подходит для плетения. Единственное что важно – правильно собрать ветви и подготовить их к дальнейшей работе. Заготавливать прутья необходимо между поздней осенью и ранней весной, потому что как раз в это время происходит остановка сокодвижения в дереве. Визуально это проявляется отсутствием листьев осенью и отсутствием новых почек весной.

Для правильной срезки понадобится острый секатор или хорошо заточенный нож. Для плетения подходят как тонкие ветви дерева, так и более толстые. Срезаемые прутья должны быть максимально длинными без ответвлений. Оптимальным является срез под небольшим углом, при этом нельзя срезать все прутья с одной ветки – необходимо оставить 2-3 почки, чтобы не навредить дереву. Если всё сделать правильно обрезка не навредит иве, даже наоборот, сделает её более здоровой.

Искушенные мастера плетения лозы не занимаются сбором веток, они предпочитают их купить, чтобы сэкономить силы и время, которые понадобятся для дальнейшего плодотворного творчества. Некоторые плетельщики выращивают лозу, но встречается это гораздо реже. Новичкам же лучше собирать прутья самостоятельно, для того чтобы разобраться во всех тонкостях лозозаготовки, а также досконально изучить все способы плетения корзин из ивы.

Для плетения можно использовать как неочищенные прутья, так и очищенные – всё зависит от дальнейшего применения. Из неочищенных ветвей плетут корзины для сбора корений и ягод, изгороди, беседки. Очищенные прутья используются для изготовления более изящных вещей: вазонов, домашней мебели, корзин. По прошествии определённого промежутка времени очищенные прутики приобретают красивый золотистый оттенок, что придаёт изделию особенный шарм. Опытные мастера разрезают широкие прутья на 4 части и на выходе получают ивовые ленты, из которых получаются очень красивые предметы интерьера.

Как правильно чистить ветви?

Очистить прутья сможет каждый новичок. Для этого нужно знать всего одну хитрость. Прежде чем приступать к очистке, необходимо поварить прутья в течение 2 часов. Ёмкость для варки лучше использовать по размеру прутьев, так как скрученные в кольцо прутья сохранят форму, процесс творчества будет долгим и трудоёмким. Непосредственно после варки можно приступать к очистке веток. Облегчит этот процесс специальный инструмент – щемилка. Если этого инструмента нет под рукой, можно обойтись и без него.

Единственным нюансом в очистке прутьев своими руками является то, что начинать сдирать кожуру лучше всего с толстого конца. Производить очистку прутьев нужно пока они мокрые. Если вы не успеваете почистить весь объем, просто оставьте их в воде, чтобы не допустить просыхания верхнего слоя. Очистив все прутья, оставьте их для полного просушивания. Делать эту процедуру лучше всего на улице под лучами солнца. Упорядочить готовые прутья можно путём связывания их по размеру, что поможет при подборе нужной длинны для изготовления изделия. После этой процедуры подготовки плетение корзин из ивы станет увлекательным и лёгким.

Важные аспекты, которые необходимо знать

После того как прутья готовы, можно приступать к плетению. Новичкам лучше всего начинать с тренировки и пробовать плести донышко. Именно дно является основным элементом многих сплетённых вещей. Главное помнить, что плетение корзин из ивы требует немало времени и максимум усидчивости.

Прежде чем приступить к плетению донышка, нужно замочить выбранные прутья в горячей воде на 15-20 минут – это сделает материал более эластичным и облегчит работу мастера. Стоит отметить, что чем лучше отмочены ветки, тем меньше они будут трескаться и ломаться. Во время плетения необходимо смачивать плетеное изделие, чтобы сохранить его эластичные свойства.

Освоив процесс плетения донышка, можно приступать к более ответственной работе, например, сплести корзину на основе уже изготовленного донышка. Техника плетения корзин из ивы проста, поэтому освоив её, можно с лёгкостью приступить к изготовлению ручки и загиба. Будьте уверены, что каждая последующая работа будет лучше предыдущей, так как полученный опыт ведёт каждого новичка к освоению мастерства.

Инструменты и приспособления, облегчающие работу с лозой

Существует минимальный набор инструментов, который необходим для качественного плетения:

  • Садовый секатор или очень острый нож.
  • Острые большие ножницы.
  • Большая посуда для кипячения и запаривания ивовых прутьев.
  • Вспомогательные приспособлений: плоскогубцы, пинцет и бельевые прищепки.
  • Металлическая линейка и острый карандаш.
  • Электроинструмент: лобзик и дрель, а также всё, что нужно для их корректной работы.
  • Мебельный лак, морилка и кисточки.

Все эти инструменты нужны для плетения не только вазонов и корзин, но и для изготовления мебели и других крупногабаритных изделий.

Самая простая и популярная техника плетения корзин из ивы

Алгоритм и технология плетения корзин из ивы состоит из нескольких этапов:

  1. Плетение донышка корзинки.
  2. Плетение правильного перехода на стенки и стенок корзинки.
  3. Плетение края корзины.
  4. Плетение ручки.

Плетение донышка корзинки

Плетение дна корзины начинается с подбора нужных прутьев. Идеальным вариантом будет выбор веток средней длины и толщины. Для классического донышка нужно взять 8 прутьев. В четырех сделать сквозные прорези и вставить в прорезанные отверстия оставшиеся прутья.

Создавшуюся основу нужно оплести двумя более тонкими прутьями. Далее постепенно отгибайте соседние прутья основы и оплетайте всё поочередно. Закончив оплетение первого ряда, вы должны получить 16 лучей. Начало дна для корзины положено.

Таким образом, необходимо плести до нужного диаметра.

Плетение правильного перехода на стенки и стенок корзинки

Переход плетения со дна на стенки является самым сложным моментом в создании корзины. Чтобы сделать переход понадобится 17 прутьев средней толщины. Обратите внимания, чтобы они были ровными. Если самый толстый край ветки отрезан ровно – заострите. Острый край каждого прута необходимо вставить по соседству с прутьями основания дна. После этого свежевставленные ветки нужно согнуть, а те что были основанием отрезать не оставляя торчащего конца.

Таким образом, у вас получится 16 торчащих прутьев расположенных перпендикулярно донышку. Оставшийся прут нужно продеть через пару секторов и продолжать плетение в уже знакомой технике.

Новичкам лучше всего выбирать классическое плетение корзин из ивы. Фото представленное ниже, показывает элементарность схемы плетения которая не вызовет никаких затруднений.

Плетение края корзины

После того как стенки корзины сплетены, необходимо правильно оплести край. Способов оплетения края существует очень много. Самый элементарный способ включает в себя несколько этапов. Каждый прутик поочередно нужно пропускать через следующие два сектора и вытаскивать перед следующей парой прутиков. Таким образом получится красивый и законченный край корзинки.

Закончив данные манипуляции, необходимо обрезать лишние концы веток с внутренней стороны корзины.

Плетение ручки

Плетение ручки является завершающим этапом в создании корзины. Для изготовления понадобится толстый гибкий прут. Далее необходимо отмерить нужную длину и отсечь под острым углом всё лишнее. Далее нужно вставить концы ветки в противоположные стороны уже готового основания корзины. Далее нужно обернуть основание будущей ручки более тонкими ветками. Остаётся лишь обкрутить тонкими прутьями ручки и закрепить в конце аналогичным способом.

Данная технология плетения подойдёт для изготовления любых других предметов. Плетение овальных корзин из ивы мало чем отличается от классической технологии, разница лишь в том, какой формы будет дно корзины. Весь последующий процесс остается неизменным. Главное в изготовлении вещей из ивового прута – следование интуиции и наличие фантазии. Помните, что плетение корзин из ивы это очень интересный и увлекательный процесс.

На видео с сайтов рукоделия предложены разные способы плетения из газетных трубочек. Но с чего начинать и как совершенствовать свои навыки, знают, к сожалению, не все, поэтому быстро забрасывают любимое занятие. Сегодня плетение из газетных трубочек очень распространено. Предприимчивые рукодельницы даже зарабатывают за счет продажи плетеных изделий. Преимущество хобби в том, что оно мало затратное. Для начала достаточно только газет и клея ПВА, но для долговечности композиций используют также разные виды красителей, клея, лака и других дополнительных инструментов. Обратите внимание на то, что, если освоить умение плетения из газетных трубочек, вы можете сэкономить на предметах быта и подарках друзьям. Ручной труд ценится гораздо дороже, тем более, если освоить все техники.

Давайте вместе научимся плести разные предметы из газетных трубочек, с каждым разом совершенствуясь и узнавая новые секреты мастерства.




Техники плетения

Плетение из газетных трубочек внешне напоминает лозоплетение. Но оно отошло в прошлое из-за длительного подготовительного процесса: нужно знать где, когда и как собирать лозу, способы обработки и другие секреты по хранению изделий. Городским жителям такой вид творчества не подходит. Газета – другое дело, так как она всегда под рукой и написанное быстро теряет свою актуальность.




Кстати, если освоить ремесло, из газет можно сплести все что угодно. Нужно только запастись материалами и терпением. Хотя сам процесс занимает не больше времени, чем всем привычное вязание.

Для плетений можно использовать не только черно-белые газеты, но и глянцевые журналы, рекламные листовки, старые обои формата А4. Но жесткие страницы все-таки больше подходят для декоративного оформления рамок, ваз, зеркал, часов и других надоевших обыденностью предметов.


От толщины трубочки зависит долговечность изделия. Если она внутри пустая, шанс уничтожения изделия многократно увеличивается. Для получения материала одинакового размера используйте спицу или длинный прут из железа. Плотная основа жестче в работе и действительно напоминает по прочности лозу.




Размер трубочек зависит от формата использованной прессы. С опытом приходит умение делать палочки любой длины одинакового размера. Накручивать на спицу их нужно под углом 35 градусов, плотно прижав к столу (если удобнее, можно делать на весу). Край газеты смажьте клеем.

Существует закономерность в нарезании газет. Лучше их резать вдоль по длине или ширине листа, иначе нож будет стопориться, и оставлять рваные края. Это первый признак непрофессионализма.



Также учитывать нужно равномерность накладывания газеты на спицу. Если она ложится неровно, попробуйте разрезать бумагу в другом направлении. Правильно накрученные трубочки те, что с одной стороны зауженные, а с противоположной немного расширены. Это нужно для того, чтобы было удобно в процессе плетения их соединять между собой.


Как красить газетные трубочки?

Покраска трубочек – это необязательный этап, так как сама по себе газета уже является оригинальным способом декора. Но если есть желание придать однотонный цвет изделию, важно уделить покраске внимание.




Итак, красить трубочки можно как до плетения, так и после него. Используют жидкую или порошкообразную (которую потом разводят в воде) морилку для дерева. Чтобы добиться равномерного цвета, нужно обработать трубочки в несколько слоев. После высыхания они не теряют эластичность, поэтому принципиальной разницы в очередности покраски нет. Ровный цвет получается, если окрашивать белые листы, но интереснее получается эффект после окрашивания газет. Текст невозможно полностью скрыть, поэтому получается эффект вкрапленных пятен.


Если вы хотите на газетной бумаге получить ровный цвет, покрасьте ее сначала белой или черной краской. В целом, для этих целей подходит любое вещество с красящим пигментом: гуашь, зеленка, йод, пищевой краситесь, тоник для волос, акриловые краски. Для удобства нанесения цвета используйте кисточку или поролоновую губку. Не добавляйте лак в краску перед началом плетения, лучше это сделать после.




Нельзя не отметить тот факт, что после окрашивания трубочек акрилом, они становятся хрупкими, поэтому плетение нужно начинать сразу после покраски. Строительные колеры могут размазаться после обработки клеем. Также глянцевая бумага может получиться совсем не того цвета, который вы выбрали. Поэтому всегда делайте пробную окраску, чтобы не жалеть о потраченном зря времени.

Начинающие рукодельницы часто задаются вопросом, нужно ли разводить клей или лак перед началом покрытия. Это зависит от ваших собственных предпочтений. Но крепче все-таки ПВА в неразведенном виде. Существует также народный рецепт красителя под названием «Компот Ричарда»: воду (0,5 л) нужно смешать с колером, добавить 1 ст. л. лака на водной основе. Это довольно хорошая смесь для покраски, но все равно нужен опыт и мастерство.




Совет! Чтобы готовое изделие долго вам прослужило, не скупитесь на укрепление предмета. Тщательно обработайте его со всех сторон клеем ПВА. Достаточно промазать составом в три слоя. Можно также использовать акриловый лак. Не экономьте на закрепляющем составе, и изделие можно будет даже мыть.

Как мы уже выяснили, из газетных трубочек можно плести различные предметы. Но начинающим рукодельницам лучше начать с изделий, где трубочки нужно склеивать друг с другом. Это может быть подставка под бутылку, коробочка для безделушек, ключница или стильная карандашница. Это лучший способ для практики. Так вы научитесь скручивать трубочки, красить их, выберите для себя нужную толщину. Впоследствии полученные навыки пригодятся в изготовлении сложных крупных изделий.




Давайте вместе рассмотрим способы создания карандашницы и подставки под бутылку. Итак, приступим.

Для оригинальной карандашницы вам понадобится примерно 25 газетных трубочек, 3 рулончика от туалетной бумаги, ножницы, плотный картон, клей и узкий двухсторонний скотч. Начинаем мастер-класс:

  • Рулончики сделайте разной высоты, чтобы карандашница смотрелась оригинально и свежо. Подойдут размеры 10 см, 9 см и 8 см. Их нужно полностью обклеить скотчем и соединить между собой.
  • Полученную снизу форму рулончиков обводим на картон. Мы получили дно изделия. Его нужно вырезать и приклеить к основанию.
  • Смажьте газетные трубочки клеем и поочередно приклеивайте их на скотч так, чтобы широкая часть была снизу.

  • После того как обклеили первый рулончик, нужно обрезать лишние части газеты и подклеить раскручивающиеся кончики.
  • Приступим ко второму рулончику. Если вы на него размещаете отрезанные в предыдущем этапе части газетной трубочки, чередуйте их кончиками. Толщина материала стала разной, нужно это учитывать, чтобы последний рулончик также получилось равномерно обклеить.
  • Торцы также обклеивайте трубочками.


Для создания подставки под бутылку вам понадобятся готовые трубочки (в этом случае лучше, если они будут из глянцевой бумаги). В качестве шаблона может быть конус с волнообразным верхом или обрезанный наискось. Проверьте, чтобы он соответствовал размеру бутылки. Также приготовьте заранее клей ПВА, несколько досочек и ножницы. Следуйте инструкции:

  • Нарисуйте нужный шаблон на бумаге, выложите на него трубочки и с помощью дощечек уплотните их для дальнейшего склеивания.
  • Тщательно промажьте трубочки клеем и оставьте немного подсохнуть.
  • По шаблону отрежьте ненужные части трубочек.
  • Для удобства проклеивания стыков между трубочками можно использовать горячий клей и специальный пистолет.
  • Придавайте форму изделию очень аккуратно, так как на этом этапе полотно довольно гибкое, но еще не прочное.
  • Промажьте клеи один край подставки и приклейте его к другому. На время высыхания скрепите их прищепками.
  • Дно изделия можно сделать из плотного картона или газетных трубочек. Клейте его к заготовке.
  • Декорируйте края, и спрячьте концы трубочек.
  • Обработайте готовое изделие клеем ПВА в несколько слоев, до тех пор, пока не будете уверены в его прочности.
  • Оставьте высыхать, после чего покрасьте в нужный цвет.

Совет! Кончики трубочек, которые остаются, можно использовать для декорирования любых других предметов, например, зеркал, часов или рамок для фото.


Как самостоятельно сплести из газетных трубочек корзинку?

Наиболее распространенный вариант плетения из газетных трубочек – это корзинки. Их можно в дальнейшем использовать для цветов, походов за грибами, для хранения пасхальных атрибутов, для грязного белья. Все зависит от размера изделия, прочности и наличия ручки.




На простом примере небольшой корзинки для фруктов мы вместе научимся плести корзинки любой величины. Для этого нам понадобятся газеты, банка или бутылка, клей ПВА, спица для вязания, ножницы, картон, линейка и акриловая краска. Итак, начнем:

  • Разделите газетные листы на продольные полосы, ширина которых составляет 10 см. Оберните их вокруг спицы так, чтобы она лежала наискось по отношению к листу. Скручивайте бумагу в трубочку и на концах смазывайте бумагу клеем. Заготовок должно быть около 30 штук.


  • Поставьте банку на картон и обведите. Вырежьте два одинаковых круга.
  • Каркасные трубочки нужно сплющить на 3 см с одной стороны и приклеить на один из ранее вырезанных кругов со стороны сплющивания. Второй круг нужно обработать клеем и закрепить сверху первого так, чтобы кончики газетных заготовок оставались между ними.

  • Теперь возьмите трубочку со сплющенным концом и заведите ее за ближайшую трубочку, расположенную справа. Кончик протягивайте дальше, выводя трубочку спереди следующей. Чередуйте так заготовки, пока не получите нижний ряд. Если газета закончилась, аккуратно вложите в ее отверстие другую трубочку.


Декорируйте изделие по желанию

Для изготовления посуды нужно нарезать полосы газет шириной не больше 4 см. Толщина не должна превышать 6 мм

Для изготовления посуды нужно нарезать полосы газет шириной не больше 4 см. Толщина не должна превышать 6 мм. Важно найти подходящую бумагу, иначе тарелка будет выглядеть неаккуратно.

Способ скручивания трубочек в тарелку достаточно простой. Главное запастись усидчивостью, терпением и материалом одинакового размера. Их нужно накручивать по спирали до того момента, пока не получим полотно нужного размера. Старайтесь так соединять трубочки, чтобы бобина не рассыпалась от неосторожного движения. Некоторые мастера в процессе накручивания насаживают ленту из газет сразу на ПВА, но в таком случае вы рискуете испортить форму изделия, которую очень сложно уже будет поправить.


Более удобный способ создания тарелки – накручивание газетных трубочек без клея. Потом аккуратным надавливанием пальцев формируется нужная форма. Только после этого изделие грунтуют и украшают.


По такой же технологии формируются вазы и миски с высокими краями. Но они делаются в несколько этапов. Каждую деталь нужно отдельно накрутить и склеить между собой.


На этот раз поговорим о более традиционном искусстве. Многие мечтают научиться плетению из лозы. И не зря. Из этого материала можно создать уйму полезных и красивых вещей — кресла-качалки, столики и табуретки, люльки для младенцев и просто лукошки для ягод и грибов. Раскрываем секреты мастерства в нашем материале.

Заготовка лозы

Перед началом обучения заготовьте вдоволь рабочего материала — зима как раз удачное время для этого. Чаще всего используется ивовый прут, но подойдут и длинные однолетние побеги родственных деревьев — ракиты, вербы, тальника, ветлы. Лоза растет везде, где есть влага: вблизи рек и озер, в придорожных канавах и даже на песчаных отмелях. Вооружитесь секатором и приступайте к заготовке! Лучшими считаются прутья с темно-красным, красным и оранжевым окрасом, хуже с ярко-зеленым.

Лозу нужно заготавливать по назначению:

Пруты толщиной 1,5-3 см прекрасно подходят для изготовления каркасов, обручей и ручек. Оптимальная длина таких заготовок — от полутора до двух метров.
Чуть тоньше ивняк (диаметр 0,8-1,3 см) используется мастерами для корзинных стоек и легких каркасов. Длина прутов обычно не превышает полтора метра.
И наконец, самые тонкие прутики, до 8 миллиметров толщиной применяют непосредственно для плетения или изготовления ленточного материала. Чем длиннее такая лоза, тем лучше.

Все ваши заготовки должны быть максимально ровными, без сучков и рогулин.

Калибровка

После того как лозу привезли, дайте ей некоторое время отстояться. Занесите вязанки в отапливаемое помещение и оставьте там на пару суток.

Дальше проводим первичную сортировку. Поскольку толстым прутьям нужно больше времени чтобы провариться, изначально сортируем лозу по диаметру. Разница между толщиной прутиков в одном пучке не должна превышать 1-2 мм. Это, конечно, не касается толстых, каркасных веток, но их проваривают отдельно, не меньше трех часов.

Откалиброванный материал скрепляем резиновыми кольцами, которые легко нарезать из старых велосипедных камер.

Варка

Следующий этап — кипячение. Сложите откалиброванный прут в 20-40-литровую эмалированную кастрюлю. Пучки с более толстым материалом располагаются под стенками. Более тонкие укладывают в кольца ближе к центру. Емкость в итоге заполняется почти до краев, в середине — небольшое пространство для воды. Лозу накрывают крышкой меньшего, чем у кастрюли, диаметра, и чем-нибудь нагружают. Сверху ставится «родная» крышка. Лоза варится не менее полутора часов.

Прокипяченные пучки выгружаются в ванну с холодной водой, слегка подравниваются, чтобы не выгибались. Охлажденный материал прямо в пучках вывешиваем на бельевой веревке, чтобы стекла вода. С горячей лозой нужно работать обязательно в перчатках.

Ошкуривание и сушка

После того как лоза стекла, ее нужно быстро, пока не засохла, ошкурить. Для этого вам понадобится специальный инструмент, щемило. И хороший запас терпения.

Прутья ошкуриваются по одному. Кору частично разрываются щемилом и окончательно снимают уже руками. Если вам лень мастерить щемилку, можно воспользоваться обычным металлическим ведром, зажимая прут его дужкой.

Ошкуренный материал раскладываем на ночь для досушки. Позже калибруем окончательно, сортируя лозу и по диаметру, и по длине. Отсортированный прут опять перевязываем в пучки и храним в сухом, защищенном от солнца месте.

Подготовленная таким образом лоза может храниться много лет. Перед применением ее надо ненадолго замочить в воде.

Изготовление ленты

Очень часто, особенно при изготовлении мебели, бывает нужна ивовая лента. В продаже есть много дорогих станков для ее изготовления. Но проще воспользоваться дешевыми дедовскими методами — колуном и рубанком.

Для начала возьмите уже высушенную лозу и замочите ее минут на 20-30 в теплой воде. После чего слегка подвяльте, выровняйте. Далее вершина прута разделяется ножом на три равные части.
Протяните их через колунок, и получатся ленты. Осталось только срезать сердцевину и рубанком довести заготовку до нужной толщины. Нож рубанка выпускается максимум на миллиметр.

Полученную ивовую ленту протягиваем несколько раз через режущую часть инструмента, прижимая заготовку большим пальцем. Наденьте кожаный напальчник, иначе будут мозоли. Полученная лента ничем не уступает заводской и полностью пригодна для работы.

Техники плетения

Когда материал заготовлен, можно переходить к изучению различных техник плетения. Освоить их проще всего на примере простых изделий, таких как лукошко. И только потом переходить к созданию рукотворных шедевров .

Простое плетение

Самая простая техника — это обычное плетение. Она применяется как для создания прямоугольных плетней, так и для изготовления стенок предметов с замкнутым контуром (например, корзины). Работа ведется одной лозой, которой вы по очереди огибаете каждую стойку. Количество базовых прутов (стоек) обязательно должно быть нечетным, иначе будут проблемы с расположением лозы в рядах. Простое плетение всегда заканчивается двумя-тремя рядами веревочки.

Веревочка

Один из основных видов плетения. Для него не принципиально количество базовых прутьев. Да и плести можно что угодно. Работу ведут в две лозы, чередуя расположение прутьев. То есть, если лоза №1 огибала базу снаружи и находилась под лозой №2, то следующую стойку она будет огибать изнутри, сама при этом прижимая второй рабочий прут.

Что важно: Плетение всегда нужно начинать прутьями разной длины, дабы сращивать их потом не пришлось в одном месте. Кстати, во время сращивания всегда стыкуем комель к вершинке и наоборот. Это минимизирует утолщения.

Веревочка в три прута

Оговоримся сразу: во сколько бы прутьев не вилась веревочка, начинать работу все равно следует с одной лозины. То есть берем рабочий прут, цепляем его с внутренней стороны первой стойки, далее им же огибаем снаружи две следующие базы и выводим лозу наружу только за четвертой стойкой.

Выглядит это примерно вот так:

Послойное плетение

Послойное плетение – одна из самых плотных и надежных техник. Единственный ее недостаток заключается в том, что подобным узором можно работать только с изделиями, имеющими замкнутый контур.

Количество рабочих прутов в этой технике плетения равняется количеству имеющихся баз. Работа происходит следующим образом: берем первый рабочий прут и огибаем им с внешней стороны справа стоящую стойку. Далее прут огибает вторую базу, но уже с внутренней стороны и выводится наружу.

Вторая ветка подводится под первую, но уже возле второй стойки, потом по аналогии с выше описанным примером огибает справа стоящую стойку по внешнему краю, ныряет за следующую и выводится наружу, при этом прижимая ранее начатое плетение.

Подобная операция производится и для всех последующих, участвующих в работе веток, слой за слоем, постоянно повторяя цикл.

Кроме этих базовых узоров существуют так же техники витого и ажурного плетения, которые гораздо сложнее. Но приступать к их изучению лучше, уже освоив описанные нами азы.

В нашем следующем материале мы расскажем о том, как сделать те предметы, о которых шла речь в начале: кресла-качалки, столики и табуретки, люльки для младенцев, лукошки. Если есть вопросы — задавайте в комментариях!

Считается, что плетение из лозы является одним из самых старых ремесел, предшествовавших гончарному искусству.

Наши предки овладели навыками плетения, возможно, раньше, чем научились охотиться и рыбачить.

Проще всего было скручивать имеющиеся под рукой ветки и листья растений, чтобы получить емкость для сбора корней, ягод и грибов. Позже, обмазывая плетеные изделия глиной и обжигая их на кострах, получали глиняную посулу. На многих старинных картинах можно увидеть массу плетеных изделий: корзины и вазы, колыбели и качели, чемоданы, мебель, игрушки и многое другое. В любом краеведческом музее найдутся экспонаты, отражающие местные особенности использования лозы, тростника, лыка и других природных материалов.

Сейчас лозоплетение – это вид декоративно-прикладного искусства , освоить которое может практически каждый. Изделия из лозы не являются предметом первой необходимости, но они есть почти в каждом ломе, используются в быту и приносят практическую пользу. Сложно представить себе грибника без корзины, а плетеная мебель всегда была шиком лачной обстановки.

Приятной особенностью этого вида искусства является его доступность. Материал для плетения можно найти очень легко. Па территории России встречается более 150 видов различных ив. Правда, не все они, пригодны для плетения, но всегда можно найти подходящий материал. Ивы можно разделить на две группы: деревья и кустарники. Ивы-кустарники встречаются чаще, они растут по берегам рек, озер, на заболоченных местах, в парках. Очень удобно заготавливать материал на территории под высоковольтными линиями и вблизи железных дорог, так как гам постоянно проводят плановую обрезку деревьев и кустарников. Через год после обрезки на пеньках вырастает самый хороший прут, пригодный для плетения. Предлагаем получить несколько практических уроков, которые, возможно, откроют перед вами новые возможности и позволят с пользой провести время.

Прут и его заготовка для плетения

Для плетения используют различные материалы. Чаше всего это лоза ивы, но иногда к основному материалу для создания декоративных элементов добавляют другие. Кроме ивовых прутьев, для плетения применяют стебли камыша, ситника, рогоза, липовое лыко, ротанг, орешник и дёрен, а также ивовую кору, снятую с прутьев, которые в дальнейшем будут использоваться для обручей.

Существует несколько сроков заготовки лозы. В осенне-зимний период материал заготавливают после опадения листьев, с конца октября до апреля. Собранный в эти сроки прут достигает нужной спелости и равномерного одеревенения, древесина такого прута еще упруга, но уже эластична и прочна, а значит, его кора пригодна для плетения. Для снятия коры необходима варка. Срок весенне-летней заготовки – с мая по август.

Это время сокодвижения и вегетации. Срезанный в такой период прут легко очищается от коры без дополнительной обработки, однако древесина в это время еще не достигает достаточной зрелости, и прут часто ломается. При заготовке лозы всегда стоит проверять ее качество. Для этого берут один прут с куста и перегибают комель на 90° через большой пален (фото 1) или наматывают прут на палеи, начиная с вершинки (фото 2).

Если прут не ломается, можно проводить обрезку. Ее производят садовым ножом или секатором под углом 45 градусов, необходимо оставить четыре почки до основания прута.

Инструменты и приспособления нужные для плетения из лозы

Набор инструментов несложен, и наверняка найдется в каждом хозяйстве.

1. Шило . Для изготовления плетеных изделий применяют набор шил различного диаметра. Шило необходимо при плетении загибок, установки ручек, без нею невозможно обойтись при оформлении кромок плетеного изделия. У шила притупляют острие, чтобы не поранить себя при работе.

2. Нож . При плетении чаше используют садовый нож. Им обрезают концы палок и прутьев, срезают сучки, строгают.

З. Секатор . Основной инструмент для работы с лозой и для заготовки материала. Лучше использовать два инструмента: один – для сбора материала, другой – для работы во время плетения. Это сохранит срок службы инструмента и позволит делать аккуратные срезы при работе с лозой.

4. Кусачки . Ими обрезают торчащие кончики прутьев в готовом изделии.

5. Колотушка (изер, било). Металлическую или деревянную колотушку применяют при плетении больших изделий для уплотнения стенок. Неочищенный прут со временем усыхает и ослабляет всю конструкцию изделия. Чтобы этого не случилось, следует периодически подбивать уже сплетенную часть и следить за тем, чтобы плотность была равномерной.

6. Плоскогубцы используют для протягивания прутьев в труднодоступных местах и удаления сломавшихся, уже заплетенных прутьев.

7. Круглогубцы необходимы для перегибания прута, особенно в плетении донца и загибок.

8. Шаблоны позволяют ровно и аккуратно сплести стенки, скорректировать увеличение и уменьшение диаметра плетеного изделия.

Виды и способы плетения из лозы

Обычно плетение ведется слева направо. Рабочий прут почти всегда левый. Существует несколько видов плетения. Наиболее часто встречаются следующие виды.

Простое плетение

В таком плетении используется один прут. Стояки поочередно огибают: один – сзади, другой – спереди (фото 3). Гак продолжают до конца прута. Следующий прут стыкуют с предыдущим комель к вершинке, про- сто приложив один к другому у стояка внутри плетения. При стыковке тонких концов плетут и старым, и новым одновременно между тремя стояками (фото 4). Для простого плетения по замкнутому контуру требуется нечетное число стояков. При этом на одном круге стояк будет оплетен снаружи, а на следующем – изнутри. Простое плетение удобно для оплетки бутылок, ваз. Таким способом изготавливают полукруглые, угловые и прямоугольные донышки.

Веревочка в два прута

Плетение осуществляют поочередно сразу двумя прутьями. При этом способе прутья не только оплетают стояки, но и переплетаются между собой, образуя «восьмерку» и повышая надежность изделия (фото 5). Первый прут оплетки, назовем его А, ставят изнутри к первому стояку, второй стояк огибают снаружи, третий – изнутри. Прут А выводят наружу между третьим и четвертым стояками (фото 6). Второй прут В ставят к соседнему, второму стояку изнутри. Комель прута В должен быть расположен ниже прута А. Огибают прутом В третий стояк снаружи, четвертый – изнутри и выводят между четвертым и пятым стояками (фото 7).

Таким образом, получены левый и правый прутья веревочки. Продолжают плести левым прутом, заплетая его вправо па один шаг. Плетут так до конца круга или до конца прутьев, в зависимости от того, что закончится раньше (фото 8).

Веревочка в три прута

Такое плетение применяют для увеличения прочности изделия, а также для выполнения перехода от горизонтального основания к вертикальным сторонам изделия.

Для выполнения плетения прут А закладывают за первым стояком, затем им огибают второй и третий стояки снаружи, а четвертый – изнутри (фото 9). Конец прута выводят наружу. За соседний стояк справа просовывают прут В под прут А (фото 10), таким же образом огибают два стояка снаружи и один изнутри, затем выводят прут наружу. С третьим прутом С поступают так же, как с прутьями А и В. В результате получают три рабочих прута (фото 11).

Начинают плетение левым прутом, затем повторяют те же манипуляции с двумя другими: две стойки – снаружи, одну – изнутри, прут – наружу. Так плетут до конца первого ряда (фото 12).

Переход на второй ряд должен быть плавным. Для этого вместо левого прута берут правый. Им огибают два стояка снаружи и один – изнутри, прут выводят наружу (фото 13). Дальше работают средним прутом, затем левым. Образуются три торчащих прута, которые окажутся началом нового ряда (фото 14).

Послойное плетение

Такое плетение выполняют несколькими прутьями через одну стойку (фото 15). Для плетения одного слоя потребуется число прутьев, равное количеству стояков. Необходимо взять прутья одинаковой длины и толщины. Плетение начинают комлевым концом прута, который вставляют между стояками. Оплетают второй стояк снаружи; третий – изнутри; четвертый – снаружи; пятый – изнутри и т.д. Данное плетение напоминает простое, однако направлять прут нужно вверх по диагонали под углом 10-15 градусов. Чем больше наклон и количество прутьев, тем выше получается слой плетения. Каждый новый прут вставляют слева от предыдущего и вплетают его между следующими стояками, чередуя плетение снаружи и изнутри (фото 16). Таким образом, изделие плетут по всему периметру.

Заплетают столько прутьев, сколько стояков в изделии (фото 17). Последний прут подсовывают под первый и закладывают между вторым и третьим стояками. Дальше плетут между стояками. При необходимости послойное плетение можно выполнять не одним прутом, а двумя или тремя (фото 18).


В продолжение темы:
Из Бумаги

Открытка, как сердечко, изготовленная своими руками. Фотографии готовых открыток. Открытка, как сердечко, изготовленная своими руками. Фотографии готовых открыток....

Новые статьи
/
Популярные