В исключительной экономической зоне государства вправе. Исключительная экономическая зона: понятие, правовой режим. Права прибрежных государств

Одной из главных новелл международного морского права, закрепленных Конвенцией 1982 года, стал институт исключительной экономической зоны. Именно вокруг него на Третьей Конференции ООН по морскому праву разгорелись наиболее жаркие споры. По большому счету, пересмотр Женевских конвенций 1958 года в первую очередь был связан с необходимостью юридического оформления стихийной практики, когда ряд крупных прибрежных стран в одностороннем порядке заявили об установлении исключительной экономической зоны. Введение данного института в международное морское право – это попытка найти компромисс между интересами государств, находящимися в различном географическом положении.

Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, который подпадает под установленный частью V Конвенции 1982 года особый правовой режим . Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В настоящее время исключительную экономическую зону имеют более 100 государств.

Смысл правового режима исключительной экономической зоны заключается в предоставлении прибрежному государству ряда суверенных прав, связанных с экономической эксплуатацией ресурсов зоны . В частности, прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов (как живых, так и неживых), а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство энергии путём использования воды, течений и ветра. Кроме того, прибрежное государство осуществляет свою юрисдикцию в отношении создания и использования в исключительной экономической зоне искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды.

При этом прибрежное государство несет ответственность за сохранение живых ресурсов своей исключительной экономической зоны. Оно обязано определять величину допустимого улова живых ресурсов, которая обеспечивала бы сохранение этих ресурсов от чрезмерной эксплуатации. Если промысловые возможности прибрежного государства не позволяют ему выловить весь допустимый улов, оно путём специальных договорённостей предоставляет другим государствам доступ к остатку допустимого улова. В этом случае граждане иностранных государств обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства, касающиеся условий и порядка рыбного промысла. Такие законы и правила могут касаться:


Лицензирования рыбаков, судов и оборудования;

Определения видов, которые могут вылавливаться и установления квот вылова;

Регулирования сезонов и районов рыбного промысла;

Определения информации, требуемой от рыболовных судов;

проведения программ рыбохозяйственных исследований и т.д.

Для обеспечения выполнения всех перечисленных законов и правил прибрежное государство в своей исключительной экономической зоне может принимать любые меры (досмотр, инспекцию, арест, судебное разбирательство). В случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство обязано незамедлительно уведомить об этом государства флага, а также освободить арестованное судно и экипаж после предоставления разумного залога или другого обеспечения.

В исключительной экономической зоне все государства (как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю) пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными видами использования моря. Таким образом, во всем, что не касается эксплуатации живых ресурсов, создания искусственных островов, морских научных исследований и защиты морской среды, правовой режим исключительной экономической зоны идентичен правовому режиму открытого моря.

Конвенция 1982 года устанавливает особый порядок управления отдельными биологическими видами исключительной экономической зоны. В частности, специфический порядок предусмотрен для управления запасами, встречающимися в зонах двух и более государств, ассоциированными и далеко мигрирующими видами, морскими млекопитающими, анадромными и катадромными видами. Особенностью всех перечисленных видов является то, что их рациональный промысел невозможен без согласованных усилий нескольких государств. Например, ответственность за управление запасами катадромных видов рыб несет то государство, в водах которого они проводят основную часть жизненного цикла: это государство обязано в период миграции обеспечить катадромным рыбам возможность доступа в свои воды и выход из них. Как правило, прибрежное государство обязано сотрудничать с другими заинтересованными государствами (прямо или через международные организации) для сохранения и рационального управления ресурсами исключительной экономической зоны.

Делимитация исключительной экономической зоны между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путём соглашения на основе международного права. До заключения такого соглашения заинтересованные государства предпринимают усилия для достижения временной договорённости практического характера. В течение этого переходного периода государства не должны своими действиями ставить под угрозу достижение окончательного соглашения.

В целом правовой режим исключительной экономической зоны характеризуется тем, что прибрежное государство не распространяет свой суверенитет на эту категорию морских пространств, однако пользуется в зоне рядом суверенных прав и юрисдикционных полномочий. Институт исключительной экономической зоны возник как средство удовлетворения экономических потребностей прибрежных государств с учётом интересов всех заинтересованных стран – развивающихся, внутриконтинентальных и находящихся в географически неблагоприятном положении.

Установление правового режима исключительной экономической зоны, ее пределов и порядка использования осуществляется посредством принятия прибрежным государством специальных законодательных актов.

Исключительная экономическая зона -- новый ин-ститут международного морского права, появившийся в результате работы Третьей конференции ООН по морскому праву. При разработке положений, относя-щихся к исключительной экономической зоне, столк-нулись два подхода -- притязания на распространение суверенитета прибрежного государства на значитель-ные пространства открытого моря и стремление сохра-нить в наиболее полном виде свободу открытого моря. Согласованные решения, которые содержатся в Кон-венции 1982 года (ст.ст. 55--75), достигнуты на основе компромисса о том, что необходимо учитывать при определении правового статуса и правового режима исключительной экономической зоны.

В Конвенции 1982 года исключительная экономи-ческая зона определена как район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. В этом районе действует особый правовой режим, установленный Конвенцией, в соответст-вии с которым права и юрисдикция прибрежного госу-дарства и права и свободы других государств регулиру-ются соответствующими положениями Конвенции (в частности, ст.ст. 87 -- 115, в которых речь идет о пра-вовом режиме открытого моря).

Государства вправе устанавливать исключительную экономическую зону в пределах 200 морских миль, причем отсчет ведется от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Следовательно, если государство имеет ширину терри-ториального моря в 12 миль и устанавливает исключи-тельную экономическую зону с внешней границей в 200 миль, то режим исключительной экономической зоны будет действовать на прилегающей к территори-альному морю 188-мильной полосе. Таким образом, внешняя граница территориального моря является внутренней границей исключительной экономической зоны.

При определении правового статуса исключитель-ной экономической зоны следует принимать во внима-ние компромиссный характер соответствующих поло-жений Конвенции 1982 года. В Конвенции нет прямого указания на то, что исключительная экономическая зона есть часть открытого моря, как нет и прямого указания на то, что прибрежное государство устанавли-вает в ней режим в силу своего суверенитета над этим пространством. Статья 55 Конвенции дает основание считать исключительной экономической зоной район открытого моря с особым правовым режимом, рамки которого определены самой Конвенцией. Такой вывод подкрепляется и ст.ст. 36, 56, 58, 78, 88--115.

Права и юрисдикция прибрежного государства. Они исчерпывающе определены в Конвенции 1982 года и сводятся к следующему. Прибрежное государство имеет суверенные права на разведку, разработку и со-хранение живых и неживых природных ресурсов в водах, на морском дне и в его недрах, а также на управление ими. Суверенные права предусмотрены и в отношении других видов деятельности, связанных с разведкой и разработкой этой зоны в экономических целях. К ним Конвенция относит производство энер-гии путем использования воды, течений и ветра. Сле-дует иметь в виду, что права в отношении морского дна и его недр в пределах исключительной экономической зоны осуществляются в соответствии с той частью Конвенции, в которой определяется правовой режим континентального шельфа.

Прибрежное государство, используя суверенные права на живые ресурсы, определяет, в частности, допус-тимый улов в своей зоне. Если возможности самого государства не позволяют ему использовать весь допусти-мый улов в своей зоне, то оно на основе соглашений предоставляет доступ другим государствам. Допускаемые к промыслу иностранные рыбаки соблюдают законы и правила прибрежного государства, которые должны со-ответствовать положениям Конвенции. Чтобы обеспе-чить соблюдение этих законов и правил, власти при-брежного государства могут производить досмотр, ин-спекцию, арестовывать иностранные рыболовные суда и открывать судебное разбирательство в отношении них.

Кроме перечисленных суверенных прав, прибреж-ное государство имеет право осуществлять юрисдик-цию в отношении: а) создания и использования искус-ственных островов, установок или сооружений, б) мор-ских научных исследований и в) защиты и сохранения окружающей среды. Что касается искусственных ост-ровов, установок, сооружений, то прибрежному госу-дарству принадлежит исключительное право на их со-оружение, а также право разрешать и регулировать их создание, эксплуатацию и использование, как и ис-ключительная юрисдикция над ними. Прибрежное го-сударство может создавать вокруг этих искусственных сооружений зоны безопасности.

Права и обязанности других государств. Все другие государства пользуются в исключительной экономи-ческой зоне свободой судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов при условии со-блюдения соответствующих положений Конвенции 1982 года. Иные свободы открытого моря используются ими в той части, в какой это совместимо с правами и юрисдикцией прибрежного государства в исключительной экономической зоне. Другие государства при осу-ществлении своих прав в исключительной экономичес-кой зоне обязаны соблюдать законы и правила, приня-тые прибрежным государством в соответствии с Кон-венцией 1982 года и иными нормами международного права.

Д.Н. ДЖУНУСОВА, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Астраханского государственного технического университета На основе сравнительного анализа правового режима двух морских пространств обосновывается положение о самостоятельности правового статуса исключительной экономической зоны.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


УДК 347.79:341.1/8

Страницы в журнале: 58-60

Д.Н. ДЖУНУСОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Астраханского государственного технического университета

На основе сравнительного анализа правового режима двух морских пространств обосновывается положение о самостоятельности правового статуса исключительной экономической зоны.

Ключевые слова: правовой режим, исключительная экономическая зона, открытое море, юрисдикция, суверенные права.

About legal regime differentiation exclusive economic zone and the high sea

On the basis of the comparative analysis of a legal regime of two sea spaces position about independence of legal status of an exclusive economic zone is proved.

Keywords: legal regime, exclusive economic zone, high seas, jurisdiction, sovereign rights.

Концепция 200-мильной экономической зоны возникла на рубеже 60-70-х годов XX века. Инициатива ее постановки исходила от развивающихся стран, которые считали, что в сложившихся условиях огромного технического и экономического превосходства развитых государств принцип свободы рыболовства и добычи минеральных ресурсов в открытом море не отвечает интересам стран третьего мира и выгоден только морским державам, имеющим необходимые экономические и технические возможности, а также крупный и современный рыболовный флот.

Смысл концепции экономической зоны заключается в предоставлении прибрежному государству ряда конкретных прав экономического порядка в определенной морской полосе. Название «исключительная экономическая зона» указывает на особый характер экономических прав, которые в данном морском районе будет осуществлять прибрежное государство. В силу этой исключительности прав ни одно другое государство не должно заниматься в зоне экономической деятельностью без прямого согласия прибрежного государства.

В результате многолетних усилий III Конференцией ООН по морскому праву, проходившей с 3 декабря 1973 г. по 10 декабря 1982 г., были найдены взаимоприемлемые решения вопросов морского права, в том числе об экономической зоне, и включены в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года (далее - Конвенция).

Согласно ст. 55 Конвенции исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, с особым правовым режимом. Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря (ст. 57 Конвенции).

Следует отметить, что ряд юристов-международников считают исключительную экономическую зону частью открытого моря со специфическим режимом, «где право на свободу открытого моря действует с изъятиями в пользу функционирующих прав прибрежных государств». Такой подход не согласуется с необходимостью четкого определения правового режима различных морских пространств.

Согласно ст. 1 Конвенции об открытом море 1958 года открытое море означает все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства. Это определение также не соответствует современному разграничению морских пространств по их правовому режиму.

В Конвенции отсутствует дефиниция открытого моря. Вместе с тем согласно ст. 86 Конвенции понятие «открытое море» применяется ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага.

Так, положения, относящиеся к ресурсным правам прибрежного государства в исключительной экономической зоне, выходят за рамки традиционного понятия «открытое море». Поэтому они были выделены в самостоятельную часть Конвенции. Предоставляемые Конвенцией прибрежному государству суверенные права в области сохранения живых ресурсов в его исключительной экономической зоне действительно широки. Как отмечает профессор М.И. Лазарев, «в экономической зоне прибрежные государства приобретают обширную и практически неизвестную международному праву морскую правоспособность».

В соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 56 Конвенции в исключительной экономической зоне прибрежному государству принадлежат суверенные права в целях разведки и разработки естественных ресурсов, как живых, так и неживых, а также права в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки указанной зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра.

Таким образом, прибрежное государство наделяется не полной верховной властью (суверенитетом) над этой территорией, а суверенными правами, причем целевого назначения. Это означает, что без согласия прибрежного государства никто не может осуществлять разведку и разработку природных ресурсов.

Помимо этого прибрежное государство наделено прерогативами в части осуществления юрисдикции в том, что касается деятельности по созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, ведению морских научных исследований, осуществлению защиты и сохранения морской среды (подп. «b» п. 1 ст. 56 Конвенции); оно также имеет в исключительной экономической зоне другие права, предусмотренные Конвенцией, в том числе право обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны, где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды могло бы нанести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его (ст. 234).

Все другие государства, включая не имеющие выхода к морю, в исключительной экономической зоне прибрежного государства пользуются свободами, которые в юридической литературе называют свободами открытого моря.

Вместе с тем нетрудно заметить, что, во-первых, перечень свобод, определенных в п. 1 ст. 58 Конвенции, по сравнению со свободами открытого моря менее широк и включает в себя:

а) свободу судоходства;

б) свободу полетов;

в) свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов;

г) другие правомерные с точки зрения международного права виды использования моря, относящиеся к этим свободам, такие как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов, и совместимые с другими положениями Конвенции. Такими видами деятельности являются передача сообщений с морских судов на берег и обратно через спутники системы ИНМАРСАТ, бункеровка проходящих судов и т. п.

Во-вторых, некоторые из этих свобод имеют в определенной степени ограниченный характер. Так, п. 3 ст. 58 Конвенции обязывает другие государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей в исключительной экономической зоне должным образом учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать законы и правила, принятые им в соответствии с Конвенцией и другими нормами международного права, совместимыми с положениями Конвенции. Это означает, что, хотя в исключительной экономической зоне все суда независимо от рода их деятельности пользуются свободой судоходства, данная свобода не должна вести к ущемлению законных прав прибрежного государства. Ясно, например, что иностранные промысловые суда, находясь в экономической зоне какого-либо государства, не могут заниматься промысловой деятельностью без разрешения прибрежного государства, полученного надлежащим образом.

Кроме того, положение о праве всех государств свободно прокладывать на дне исключительной экономической зоны (а таким дном, исходя из содержания п. 1 ст. 76 Конвенции, является континентальный шельф в ее пределах) подводные кабели и трубопроводы содержит условие соблюдения права прибрежного государства принимать разумные меры для разведки континентального шельфа, разработки его природных ресурсов и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения от трубопроводов (п. 2 ст. 79 Конвенции).

Отсюда можно сделать вывод, что ст. 58 Конвенции требует уточнения, в результате которого указанные в ней свободы должны быть сформулированы как «свободы исключительной экономической зоны», поскольку пользование ими зависит от предоставленного Конвенцией объема прав прибрежному государству в экономической зоне.

С этой целью в ст. 58 Конвенции необходимо внести следующие изменения:

1) в п. 1 слова «указанными в статье 87» исключить;

2) дополнить п. 1 предложением следующего содержания: «При пользовании указанными свободами в исключительной экономической зоне государства обязаны учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с положениями настоящей Конвенции и другими нормами международного права, поскольку они не являются несовместимыми с настоящей частью»;

3) п. 3 исключить.

Таким образом, нельзя согласиться с мнением ряда ученых о том, что исключительная экономическая зона является частью открытого моря1. Такое утверждение не соответствует положениям ст. 86 Конвенции. Расширительное толкование Конвенции недопустимо, несмотря на то что ее статьи 88-115 распространяются на исключительную экономическую зону.

Исключительную экономическую зону следует относить к числу пространств со смешанным правовым режимом, поскольку на данный вид морского пространства одновременно распространяются нормы как международного, так и национального права, в отличие от открытого моря, которое традиционно относится к числу территорий с международным режимом, так как на него распространяются только нормы международного права.

Библиография

1 См.: Международное морское право / Под ред. С.А. Гуреева. - М., 2003. С. 112.

2 Там же. С. 113; Молодцов С.В. Правовой режим морских вод. - М., 1982. С. 101-110.

3 Курс международного права: В 7 т. / Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М., 1989-1993. Т. 5. С. 43.

4 См.: Колодкин А.Л. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года // Транспортное право. 2002. № 4.

5 Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного международного морского права. - М., 1983. С. 257.

6 См.: Молодцов С.В. Указ. раб. С. 105; Царев В.Ф., Королева Н.Д. Международно-правовой режим судоходства в открытом море. - М., 1988. С. 11.

7 См.: Колодкин А.Л. Указ. раб.

8 См.: Молодцов С.В. Указ. раб. С. 126.

9 См.: Современное международное морское право / Отв. ред. М.И. Лазарев. - М., 1984. С. 139-141; Современное морское право и практика его применения / И.И. Баринова, Б.С. Хейфец, М.А. Гицу и др. - М., 1985. С. 32; Молодцов С.В. Указ. раб. С. 32; Царев В.Ф., Королева Н.Д. Указ. соч. С. 61-79.

Поделитесь статьей с коллегами:

Исключительная экономическая зона представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Правовой режим исключительной экономической зоны включает права и обязанности как прибрежного государства, так и других государств в отношении этой части морского пространства. Он впервые определен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и конкретизирован принятыми в соответствии с ее положениями законодательными актами государств. В необходимых случаях международными договорами определяются методы разграничения исключительных экономических зон.

В РФ до принятия Закона об исключительной экономической зоне применяется Указ Председателя Верховного Совета СССР “Об экономической зоне СССР” 1984 г., Положение об охране экономической зоны 1985 г., Указ Президента РФ “Об охране природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации” 1992 г.

Прибрежное государство в исключительной экономической зоне осуществляет, во-первых, суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов (живых и неживых) в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах и управления этими природными ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по разведке и разработке этой зоны; во-вторых, юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды.

Таким образом, прибрежное государство наделяется не полной верховной властью (суверенитетом) над этой территорией, а суверенными правами, причем целевого назначения. Это означает, что без согласия прибрежного государства никто не может осуществлять разведку и разработку природных ресурсов.

Искусственные острова, установки, сооружения и зоны безопасности вокруг них не должны создавать помехи международному морскому судоходству (на признанных международными морских путях).

Вокруг таких островов и сооружений могут устанавливаться разумные зоны безопасности, ширина которых не должна превышать 500 м, отмеряемых от точек их внешнего края.

Прибрежное государство принимает необходимые меры к тому, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной экономической зоне не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации, и с этой целью определяет допустимый улов живых ресурсов в своей зоне. “Если прибрежное государство не имеет возможности выловить весь допустимый улов, оно путем соглашений и других договоренностей… предоставляет другим государствам доступ к остатку допустимого улова” (ст. 62 Конвенции).

Государства в целях сохранения в своих исключительных экономических зонах запасов определенных видов рыб (далеко мигрирующих, анадромных, катандромных, т.е. мигрирующих из морей в реки или из рек в море) могут посредством заключения соглашений или через международные организации принимать необходимые меры по регулированию промысла в их исключительных экономических зонах. Характерна в этом плане Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана от 11 февраля 1992 г., заключенная Российской Федерацией, Соединенными Штатами Америки, Канадой и Японией. Районом применения Конвенции являются воды северной части Тихого океана за пределами исключительных экономических зон (конвенционный район).

В Конвенции подтверждается положение ст. 66 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. о том, что промысел запасов анадромных видов ведется только в пределах 200 морских миль. Специализированный промысел анадромных рыб (направленный на конкретный вид или запас рыб) в конвенционном районе запрещается. При случайном изъятии (при промысле других видов) анадромные виды должны быть немедленно возвращены в море.

Прибрежные государства имеют право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей исключительной экономической зоне. Такие исследования другими государствами проводятся с согласия прибрежного государства.

Государства и международные организации, осуществляющие исследования в исключительной экономической зоне прибрежного государства, обязаны обеспечить право прибрежного государства участвовать в морском научно-исследовательском проекте, а также предоставить по его просьбе информацию о результатах исследования.

Осуществление права распоряжаться природными ресурсами исключительной экономической зоны России входит в компетенцию Правительства РФ и специальных уполномоченных на то органов, которые в установленном порядке выдают разрешение на пользование ресурсами исключительной экономической зоны юридическим и физическим лицам с обязательным учетом экономических интересов малочисленных народов, проживающих на территориях, прилегающих к морскому побережью России.

Постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. утверждены тарифы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов во внутренних рыбохозяйственных водоемах, территориальных водах, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках России, за пределами ее исключительной экономической зоны, до внешних границ экономических и рыболовных зон иностранных государств.

Все государства, включая не имеющие выхода к морю, в исключительной экономической зоне пользуются свободой судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов. Использование исключительной экономической зоны в указанных целях осуществляется в соответствии с международно-правовыми нормами, регулирующими такую деятельность (судоходство в открытом море, прокладка кабелей и трубопроводов на дне морей и океанов).

Государства при осуществлении своих прав и обязанностей в экономической зоне должны учитывать права и обязанности прибрежного государства, соблюдать принятые им законы и правила, а прибрежное государство обязано учитывать права и обязанности других государств.

Территориальное море

Понятие территориального моря и его режим

Территориальное море - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной не свыше 12 морских миль.

Исключительная экономическая зона включает воды, морское дно и его недра. Ширина зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Более 100 государств определили свои зоны шириной в 200 миль.

Исключительная экономическая зона является частью открытого моря, в которой прибрежное государство осуществляет определенные международным правом суверенные права. Они включают права:

а) на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, как живых, так и неживых;
б) управление этими ресурсами;
в) другие виды деятельности по использованию зоны в экономических целях, например производство энергии путем использования воды, течений, ветра.

Прибрежное государство осуществляет в зоне юрисдикцию в отношении:

а) создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;
б) морских научных исследований;
в) защиты и сохранения морской среды.

В остальном в зоне сохраняется режим открытого моря. Но при этом другие государства обязаны уважать нормы, установленные прибрежным государством в рамках их юрисдикции.

Из сказанного, в частности, следует, что уголовная юрисдикция прибрежного государства ограничена перечисленными сферами (п. п. "а", "б", "в"). Оно может проводить досмотр, инспекцию, арест , судебное разбирательство . Однако арестованное судно и его экипаж подлежат немедленному освобождению после внесения залога или иного обеспечения. Налагаемые наказания не могут включать тюремное заключение или иную форму личного наказания. Иное положение может быть установлено договором .

Такой договор имеется, например, у России с Японией. Российская сторона в случае задержания японского судна, занимающегося незаконным ловом рыбы, передает его японским властям , которые обязаны провести судебное и административное разбирательство.

В случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство немедленно уведомляет государство судна о принятых мерах.

Прибрежное государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении искусственных островов, установок и сооружений, включая таможенную, фискальную, санитарную, иммиграционную сферы, а также вопросы безопасности.

Статус исключительной экономической зоны России определен Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (далее - Закон об исключительной экономической зоне) в соответствии с международным правом. Но в ст. 1 юридически оправданный порядок нарушен: на первое место поставлен сам Закон, за ним следуют договоры и на последнем месте международное право. Между тем общепризнанным нормам международного права принадлежит главная роль в императивном определении основ режима исключительной экономической зоны. От этих основ не должны отступать ни законы, ни договоры.

В целом Закон об исключительной экономической зоне воспроизводит положения Конвенции по морскому праву 1982 г. За иностранными государствами признаются все права, предусмотренные международным правом. Осуществляться они должны при соблюдении этого Закона и договоров России. Закон об исключительной экономической зоне определил компетенцию федеральных органов власти в зоне. Специальные главы посвящены рациональному использованию и сохранению живых ресурсов, разведке и разработке неживых ресурсов, научным исследованиям, защите морской среды, экономическим отношениям при пользовании живыми и неживыми ресурсами.

Закон об исключительной экономической зоне определил порядок обеспечения выполнения его положений (гл. VII). Органами охраны зоны являются пограничная служба, федеральные органы исполнительной власти по охране окружающей среды , таможенные власти. Должностные лица этих органов вправе останавливать и осматривать российские и иностранные суда , осматривать искусственные острова, установки и сооружения, связанные с экономической деятельностью в зоне.

Уголовная юрисдикция в общем определена в рамках Конвенции по морскому праву 1982 г. Заметим, что ограниченность уголовной юрисдикции в экономической зоне не учтена Уголовным кодексом РФ, который предусматривает полное распространение своего действия на исключительную экономическую зону (ч. 2 ст. 11). Соответствующее положение УК РФ должно толковаться ограничительно в соответствии с Конвенцией о морском праве и Законом об исключительной экономической зоне.

В частности, права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ними. Осуществление этих прав не должно чинить препятствий судоходству. Все государства могут прокладывать трубопроводы и кабели на шельфе.

Разграничение шельфа между смежными государствами производится на основе международного права. Начиная с решения 1969 г. по делам о континентальном шельфе Северного моря "ФРГ - Дания", "ФРГ - Нидерланды", Международный суд ООН рассмотрел ряд дел такого рода. В основу решений было положено правило равного отстояния, так как шельф делился посредине. Вместе с тем Международный суд отметил, что в силу географических особенностей применение этого правила может вести к несправедливым результатам. "Справедливость не всегда означает равенство". Указанное правило должно применяться с учетом принципов справедливости.

Кроме того, состоящие на службе государства корабли вправе подвергнуть иностранное судно досмотру, если есть основания полагать, что оно занимается работорговлей, несанкционированным вещанием, не имеет национальной принадлежности либо отказывается поднять флаг. Если подозрения оказываются необоснованными, осмотренному судну возмещаются понесенные убытки.

Допускается преследование по горячим следам в открытом море в случае нарушения судном законов прибрежного государства во время нахождения во внутренних, территориальных водах и прилежащей зоне. Преследование должно быть непрерывным и прекращается с момента входа преследуемого судна в территориальное море другого государства.

Существенной новеллой являются положения Конвенции по морскому праву о несанкционированном вещании из открытого моря. Введение этих положений стало необходимым, поскольку такое вещание нарушало суверенные права государств, давало возможность избегать уплаты налогов и др. Лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, может привлекаться к ответственности не только государством флага или регистрации, но и государством, где могут приниматься такие передачи. Это еще один из случаев распространения специализированной юрисдикции государства на открытое море, отступление от принципа, согласно которому судно в открытом море подчиняется только государству флага.

Специальный раздел указанной Конвенции посвящен сохранению живых ресурсов открытого моря и управлению ими. В нем нашел конкретное выражение статус открытого моря как общего достояния человечества. Этот статус отражен и в ряде других положений. В частности, все государства, осуществляя свободы открытого моря, учитывают интересы других государств. Государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на доступ к нему и на свободу транзита.

Район

Район - дно морей и океанов и их недра, находящиеся за пределами национальной юрисдикции.

В правовом режиме Района нашла наиболее полное отражение концепция общего наследия человечества. Конвенция по морскому праву 1982 г. не только объявила Район общим наследием, но и определила основные принципы этой концепции. Использование Района допустимо лишь в мирных целях. Вся деятельность осуществляется на благо всего человечества. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству. Соответственно ни одно государство не может претендовать на суверенитет над какой-либо его частью. Ни государство, ни физические и юридические лица не могут присваивать его части. Отчуждены могут быть лишь полезные ископаемые, добытые в Районе в соответствии с Конвенцией по морскому праву.

Здесь нашла отражение и концепция устойчивого развития. Деятельность в Районе осуществляется таким образом, чтобы содействовать здоровому развитию мировой экономики , способствовать всестороннему развитию всех стран, особенно развивающихся (ст. 150). Поощряется эффективное участие развивающихся стран в деятельности в Районе с должным учетом их особых интересов. Создаваемый на основе данной Конвенции Международный орган по морскому дну обеспечивает справедливое распределение выгод, получаемых от деятельности в Районе.

Основные подразделения этого Международного органа - Ассамблея, Совет и Секретариат. В состав Международного органа входит также Предприятие . Эксплуатация ресурсов может осуществляться непосредственно Предприятием, а также в ассоциации с ним государствами, их физическими и юридическими лицами.

Такого рода режим дна, закрепленный частью XI Конвенции по морскому праву, оказался неприемлемым для крупных морских держав, и прежде всего для США . Они отказались участвовать в этой Конвенции, а без их ресурсов деятельность Международного органа была бы чисто символической.

Развивающиеся страны вынуждены были пойти на уступки. После длительной подготовки в 1994 г. было принято Соглашение об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву. Соглашению была придана преимущественная сила в случае расхождений с положениями части XI этой же Конвенции. Иными словами, произошел пересмотр Конвенции по морскому праву в этой части в пользу промышленно развитых стран. Были сокращены их обязательства , в частности обязательства по финансированию Предприятия. Особенно важно положение Соглашения о неприменении всех предписаний части XI Конвенции по морскому праву относительно недопустимости монополизации добычи ресурсов.

Предстоит еще сделать немало, прежде чем Международный орган по морскому дну начнет реально функционировать. Соответствующие подготовительные работы ведутся.

Арктика

В соответствии с Правилами плавания по трассам Северного морского пути 1991 г. этот путь открыт для международного судоходства. Осуществляется оно с согласия и под контролем российских властей. Центральное положение среди них занимает Администрация Северного морского пути.

Начато формирование международных органов, занимающихся прежде всего охраной окружающей среды в Арктике. Создан Совет Баренцева Евроарктического региона (1993 г.) и Арктический совет (1994 г.).

Замкнутые и полузамкнутые моря

Понятие

Замкнутое или полузамкнутое море - залив, бассейн или море, окруженные территорией нескольких государств , сообщающиеся с другим морем через узкий пролив или полностью изолированные, главным образом состоящие из территориального моря и исключительных экономических зон нескольких государств.

Основной принцип состоит в том, что режим таких морей определяется соглашением прибрежных государств. Они обязаны сотрудничать при осуществлении своих прав в отношении рассматриваемых морей. Это обязательство включает:

Панамский канал - проходящий по территории Панамы искусственный путь между Атлантическим и Тихим океанами. Канал имеет большое стратегическое и экономическое значение. В течение долгого времени контролировался США . В результате длительной борьбы Панама добилась заключения с США двух новых договоров - о Панамском канале и о нейтралитете и функционировании Панамского канала. Договоры закрепили суверенитет Панамы над каналом. Последний признан постоянно нейтральным водным путем, свободным для судоходства всех стран. Вместе с тем США добились признания за собой некоторых особых прав , в частности они являются гарантом нейтралитета канала.

В продолжение темы:
Из Бумаги

Открытка, как сердечко, изготовленная своими руками. Фотографии готовых открыток. Открытка, как сердечко, изготовленная своими руками. Фотографии готовых открыток....

Новые статьи
/
Популярные