Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности по усн. Прекращение применения УСН: основания, последствия, судебная практика (Самохвалова Ю.). Прекращение применения УСН на основе патента в случае истечения периода, на который выдан патент

Налогоплательщик может утратить право на применение УСН, добровольно сменить налоговый режим с начала календарного года, а может просто прекратить предпринимательскую деятельность, которая облагалась в рамках данного спецрежима. Рассказываем о том, какие действия должен применить бывший "упрощенец", чтобы избежать негативных налоговых последствий.

Прекращение деятельности, в отношении которой применялась УСН

Пунктом 8 ст. 346.13 НК РФ установлено, что в случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.
Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН, производится по рекомендуемой форме N 26.2-8, утвержденной Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@.
Для налогоплательщиков, прекративших деятельность, в отношении которых применялась УСН, определен особый порядок подачи налоговой декларации. Они представляют налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному ими в налоговый орган, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой применялась УСН (п. 2 ст. 346.23 НК РФ).
Минфин России в письме от 18.07.2014 N 03-11-09/35436 (направлено письмом ФНС России от 04.08.2014 N ГД-4-3/15196@) разъяснил, что НК РФ не предоставлено право налоговым органам определять дату прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения. Эта дата определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Если налогоплательщик в течение календарного года прекратил предпринимательскую деятельность, облагаемую в рамках УСН, при возобновлении такой деятельности в течение того же календарного года он вправе перейти в отношении ее на УСН со следующего календарного года в порядке, установленном п. 1 ст. 346.13 НК РФ (письма Минфина России от 08.07.2013 N 03-11-11/26247, от 18.03.2013 N 03-11-11/107).
Минфин России в своих разъяснениях обращает внимание на случаи, когда уведомление о прекращении деятельности подавать не следует.
Прежде всего это ситуация, когда у налогоплательщика, применяющего УСН, нет доходов. Отсутствие доходов само по себе не свидетельствует о прекращении деятельности (письма Минфина России от 18.07.2014 N 03-11-09/35436, от 08.07.2013 N 03-11-11/26247, от 18.03.2013 N 03-11-11/107).
В письме Минфина России от 18.07.2014 N 03-11-09/35436, в частности, отмечается, что в случае, если налогоплательщик, применяющий УСН, изъявит желание перейти на систему налогообложения в виде ЕНВД и (или) патентную систему налогообложения в отношении всех осуществляемых им видов деятельности, такой налогоплательщик не утрачивает права на применение УСН, а отсутствие доходов от деятельности, не облагаемой ЕНВД и налогом, уплачиваемым в связи с применением патентной системы налогообложения, не обязывает его уведомлять о прекращении деятельности, в отношении которой применяется УСН, в порядке, предусмотренном п. 8 ст. 346.13 НК РФ.
Подавать уведомление о прекращении деятельности не следует также при прекращении деятельности организации при ликвидации, в результате реорганизации, в иных случаях, установленных федеральными законами, а также при прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В этих случаях в соответствии с п. 5 ст. 84 НК РФ снятие налогоплательщиков с учета в налоговых органах по всем основаниям, предусмотренным НК РФ, осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В связи с этим по общему правилу утрата статуса юридического лица и ИП, применяющих УСН, означает одновременное прекращение действия упрощенной системы налогообложения. Поэтому у таких налогоплательщиков отсутствует обязанность представлять в налоговый орган уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН (письмо Минфина России от 18.07.2014 N 03-11-09/35436).
Поскольку при утрате статуса юридического лица и индивидуального предпринимателя, применяющих УСН, уведомление о прекращении такой деятельности не представляется, на эти лица не распространяется норма п. 2 ст. 346.23 НК РФ о представлении налоговой декларации не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения предпринимательской деятельности. Они должны подавать декларацию в срок, установленный п. 1 ст. 346.23 НК РФ (организации - не позднее 31 марта, индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом). Такой вывод следует из письма ФНС России от 29.04.2015 N СА-4-7/7515@.

Исчисление налоговой базы в переходный период

Правила возврата на общий режим налогообложения установлены ст. 346.25 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 346.25 НК РФ организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления выполняют следующие правила:
1) признаются в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения упрощенной системы налогообложения, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления.
Указанные доходы признаются доходами месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления.
Минфин России в письме от 04.04.2013 N 03-11-06/2/10983 объясняет эту норму следующим образом: "Согласно п. 1 ст. 271 Кодекса у налогоплательщиков, применяющих при исчислении налога на прибыль организаций метод начисления, доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Таким образом, организация, применявшая УСН, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитывает в доходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль суммы задолженности покупателей за реализованные им товары на дату перехода на общий режим налогообложения (в первом отчетном (налоговом) периоде применения общего режима налогообложения) независимо от времени погашения задолженности".
Пунктом 1 ст. 248 НК РФ установлено, что к доходам в целях налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также внереализационные доходы. При этом внереализационным доходом признается, в частности, доход прошлых лет, выявленный в отчетном (налоговом) периоде (п. 10 ст. 250 НК РФ).
Исходя из этих норм Кодекса, а также учитывая то, что согласно п. 1 ст. 271 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имело место, АС Западно-Сибирского округа в постановлении от 10.12.2015 по делу N А27-10136/2014 пришел к выводу, что доходы от реализации товаров, не учтенные организацией при исчислении налога в период применения УСН в связи с их оплатой покупателями в период применения общего режима налогообложения, при определении налоговой базы по налогу на прибыль подлежат учету в составе внереализационных доходов как доходы прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде, на основании п. 10 ст. 250 НК РФ.


В декабре 2016 г. организация отгрузила покупателю продукцию на сумму 400 000 руб. Оплата продукции согласно договору должна состояться в начале марта 2017 г.
Выручка в размере 400 000 руб. должна быть признана доходом января 2017 г. при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Исходя из смысла указанной нормы, УФНС России по г. Москве в письме от 29.06.2010 N 16-15/067774@ (на основании письма Минфина России от 28.01.2009 N 03-11-06/2/8) пришло к выводу, что выручка от реализации товаров, отгруженных покупателям после перехода организации с УСН на общую систему налогообложения, предварительная оплата которых поступила от покупателей до перехода на общий режим, при исчислении налога на прибыль не учитывается.
Минфин России в письмах от 23.03.2015 N 03-03-10/15689 (направлено для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 14.08.2015 N ГД-4-3/14371), от 11.07.2014 N 03-03-06/1/33868 обращает внимание на необходимость учета в месяце перехода на общую систему налогообложения с использованием метода начисления неучтенных доходов в виде процентов по долговым обязательствам, заключенным в период применения УСН. Дело в том, что в отличие от УСН, предусматривающей кассовый метод учета доходов и расходов, в целях исчисления налога на прибыль доход по договорам займа или иным аналогичным договорам (включая долговые обязательства, оформленные ценными бумагами), срок действия которых приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) его выплаты, предусмотренной договором (п. 6 ст. 271 НК РФ);
2) признаются в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ.
Указанные расходы признаются расходами месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления.
Минфин России в письме от 22.12.2014 N 03-11-06/2/66188 разъяснил, что состав названных расходов определяется в соответствии со ст. 346.16 НК РФ с учетом положений п. 2 ст. 346.17 НК РФ. При этом применение подп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ не ставится в зависимость от объекта налогообложения по упрощенной системе налогообложения (аналогичный вывод сделан ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 03.12.2010 N А69-02/2010). То есть при переходе организации с УСН с объектом налогообложения "доходы" расходы, начисленные в период применения УСН и оплаченные после перехода на общий режим налогообложения, организация вправе учесть при исчислении налога на прибыль.

Пример. Организация, применявшая в 2016 г. упрощенную систему налогообложения, с 1 января 2017 г. перешла на общий режим налогообложения с использованием метода начисления.
В декабре 2016 г. организации оказаны услуги производственного характера. Стоимость услуг - 70 000 руб. Согласно договору оплата услуг должна быть произведена в феврале 2017 г. Расходы в виде оплаты услуг в сумме 70 000 руб. будут признаны расходами января 2017 г. при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

В подпункте 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ речь идет об учете при переходе на общий режим налогообложения расходов, которые не были учтены в рамках УСН по причине их неоплаты. Однако существует категория расходов, для признания которых при УСН недостаточно факта их оплаты. Речь идет о товарах, приобретенных для перепродажи. Напомним, что согласно подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются в составе расходов по мере их реализации. В связи с этим возникает вопрос: в какой момент следует учитывать для целей налогообложения прибыли расходы на приобретение товаров, которые приобретены и оплачены при применении УСН, а реализованы уже после перехода на общий режим налогообложения?
Ранее Минфин России полагал, что если в период применения УСН организация с целью дальнейшей перепродажи приобрела и оплатила товар (например, объект недвижимости), который не был реализован в период применения указанного специального налогового режима, то она вправе учесть данные расходы на дату перехода на общий режим налогообложения (письмо от 31.07.2014 N 03-11-06/2/37697).
Между тем из Определения ВС РФ от 06.03.2015 N 306-КГ15-289 следует, что в ситуации, когда товары были приобретены обществом в период применения им упрощенной системы налогообложения, а реализованы в период применения общей системы налогообложения, налогоплательщик вправе учесть в целях исчисления налога на прибыль расходы на приобретение указанных товаров в периоде их реализации. Этот вывод включен ФНС России в Обзор судебных актов, вынесенных Верховным судом Российской Федерации по вопросам налогообложения за период 2014 года и первое полугодие 2015 года (приложение к письму от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@).
Видимо, руководствуясь данной позицией ВС РФ, Минфин России изменил свой подход к решению данного вопроса.
Так, в письмах от 14.11.2016 N 03-03-06/1/66457, от 22.01.2016 N 03-03-06/1/2227 в отношении расходов на приобретение ценных бумаг финансисты разъяснили следующее: поскольку в период применения налогоплательщиком УСН расходы по приобретению ценных бумаг не подлежали включению в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением этого спецрежима, указанные расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций на дату реализации ценных бумаг в порядке, установленном ст. 272 и 280 НК РФ.

Правила определения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов

Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов при переходе с УСН на общий режим определяется по правилам, установленным п. 3 ст. 346.25 НК РФ. Если организация переходит с УСН (независимо от объекта налогообложения) на общий режим налогообложения и имеет данные активы, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание самой организацией, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) которых, произведенные в период применения общего режима налогообложения до перехода на УСН, не полностью перенесены на расходы за период применения УСН в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ, на дату перехода на уплату налога на прибыль организаций в налоговом учете остаточная стоимость таких активов определяется путем уменьшения их остаточной стоимости, определенной на дату перехода на УСН, на сумму расходов, определяемую за период применения УСН в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ.

Пример. С 1 января 2016 г. организация применяла УСН. По состоянию на 1 января 2016 г. на балансе организации числился объект основных средств, первоначальная стоимость которого - 60 000 руб., срок полезного использования - пять лет. Остаточная стоимость объекта на 1 января 2016 г. - 28 000 руб.
На основании подп. 2 п. 3 ст. 346.16 НК РФ в течение 2016 г. по такому объекту основных средств в расходы было включено 14 000 руб. (50% остаточной стоимости объекта по состоянию на 1 января 2016 г.).
С 1 января 2017 г. организация перешла на общий режим. На дату перехода в налоговом учете должна быть отражена остаточная стоимость объекта основных средств в размере 14 000 руб. (28 000 руб. - 14 000 руб.).

Стоимость основных средств и нематериальных активов, приобретенных в период применения УСН, полностью погашается в течение налогового периода их приобретения равными долями за отчетные периоды (п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Поэтому при добровольном возврате на общий режим налогообложения в отношении таких объектов остаточная стоимость не формируется. А как быть в ситуации, когда переход на общий режим осуществляется в результате утраты права на применение УСН в течение налогового периода, то есть тогда, когда стоимость приобретенных в этот налоговый период основных средств и нематериальных активов погашена еще не полностью?
В письме от 24.04.2008 N 03-11-05/102 Минфин России разъяснял, что в таком случае вся стоимость объекта должна быть отнесена на расходы в последнем отчетном периоде применения УСН.
Однако позднее чиновники изменили свою точку зрения. В письме Минфина России от 15.03.2011 N 03-11-06/2/34 отмечается, в частности, что "при введении основного средства в эксплуатацию во II квартале 2008 г. и утрате права на применение УСН с III квартала 2008 г. в составе расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, учитывается 1/3 стоимости основного средства.
В случае если данная организация переходит с упрощенной системы налогообложения (независимо от объекта налогообложения) на общий режим налогообложения и имеет основные средства, расходы на приобретение которых не полностью перенесены на расходы за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 Кодекса, то в этом случае в налоговом учете на дату перехода на уплату налога на прибыль организаций остаточная стоимость основных средств определяется путем уменьшения первоначальной стоимости этих основных средств на сумму расходов, учтенных при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения".
Таким образом, несмотря на то, что ст. 346.25 НК РФ регламентирует порядок определения остаточной стоимости основных средств и НМА исключительно в отношении объектов, приобретенных до перехода на УСН, Минфин России считает возможным определять остаточную стоимость основных средств и НМА для целей перехода на общий режим налогообложения и в отношении объектов, приобретенных в период применения УСН. Однако, по мнению финансистов, делать это можно, только если основные средства и НМА приобретались в момент применения объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". Остаточная стоимость основных средств и НМА на дату перехода налогоплательщика с упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы" на общий режим налогообложения, по мнению чиновников, не определяется (см. письма Минфина России от 11.03.2016 N 03-03-06/1/14180, от 19.01.2012 N 03-03-06/1/20, от 17.03.2010 N 03-11-06/2/36, ФНС России от 02.10.2012 N ЕД-4-3/16539@).
Обосновывается такой вывод нормами п. 4 ст. 346.17 и п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ, согласно которым при переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются; на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, не определяется.
Аналогичной позиции придерживается и АС Северо-Западного округа. В его постановлении от 28.09.2016 по делу N А56-75849/2015 рассмотрена следующая ситуация.
Компания при применении УСН с объектом "доходы" приобрела в собственность основные средства. В связи с открытием филиала согласно п. 3 ст. 346.12 НК РФ общество утратило право на применение УСН и перешло на общий режим налогообложения. Для целей налогообложения прибыли общество начисляло амортизацию на приобретенные при УСН основные средства исходя из остаточной стоимости, сформированной на момент перехода на общий режим налогообложения.
По результатам выездной налоговой проверки ООО инспекцией вынесено решение о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения с доначислением налога на прибыль и пеней. Основанием послужил вывод налоговой инспекции о неправомерном начислении амортизации на остаточную стоимость основных средств, приобретенных в период применения УСН с объектом обложения "доходы", что повлекло занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. По мнению налогового органа, к расходам на приобретение основных средств в период применения УСН с объектом обложения "доходы" при переходе на общий режим налогообложения налогоплательщик не вправе применить п. 3 ст. 346.25 НК РФ, то есть не вправе определить их остаточную стоимость и произвести амортизационные начисления в целях обложения налогом на прибыль.
Компания обратилась в суд.
Суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд решение суда первой инстанции отменил. Он признал, что нормы Налогового кодекса не регулируют правоотношения, связанные с переходом с УСН с объектом налогообложения "доходы" на общий режим налогообложения и не содержат специальных норм, определяющих порядок формирования остаточной стоимости основных средств при переходе с УСН с объектом "доходы" на общую систему налогообложения. Но, по мнению суда, это само по себе не означает, что при переходе с УСН с объектом налогообложения "доходы" на общую систему налогообложения налогоплательщик не имеет права сформировать остаточную стоимость основных средств. В этом случае имеют место неустранимые сомнения и неясности, которые с учетом п. 7 ст. 3 НК РФ толкуются в пользу налогоплательщика.
Кассационная инстанция не согласилась с выводами апелляционного суда. АС Северо-Западного округа полагает, что такой вывод не соответствует нормам налогового законодательства.
По общему правилу стоимость амортизируемого имущества, купленного в период применения УСН, списывается в налоговом учете при УСН с момента ввода его в эксплуатацию (равными долями в течение налогового периода) согласно абз. 8 п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Если расходы на покупку основных средств полностью не списаны в налоговом учете при УСН, то остаточную стоимость этих объектов нужно определять путем уменьшения первоначальной стоимости этих основных средств на сумму расходов, учтенных при УСН. Оставшуюся же часть расходов нужно списать по правилам главы 25 НК РФ.
Таким образом, указанные выше положения распространяются на тех налогоплательщиков, применяющих УСН, которые в силу прямого указания закона обязаны вести учет расходов в рамках этого режима налогообложения, то есть выбрали объектом обложения налогом доходы минус расходы.
Что касается налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта обложения доходы, то они, как на это указал КС РФ в Определении от 22.01.2014 N 62-О, не определяют расходы для целей налогообложения (ст. 346.18 НК РФ), однако для них устанавливается меньшая налоговая ставка (ст. 346.20 НК РФ).
По мнению кассационной инстанции, из данного положения следует, что спорные расходы налогоплательщика при переходе на общий режим налогообложения отсутствуют, поскольку они законодательно учтены именно в рамках пониженной ставки налогообложения с учетом выбранного им объекта налогообложения по УСН.
Переходя в добровольном порядке к УСН, налогоплательщики по общему правилу сами выбирают для себя объект налогообложения. Таким образом, они самостоятельно решают, когда и каким образом им выгоднее распорядиться принадлежащим им правом, в том числе с учетом налоговых последствий своих действий (размера налоговой ставки, особенностей ведения налогового учета и последствий перехода на иную систему налогообложения). В результате АС Северо-Западного округа пришел к выводу, что здесь нет неустранимых неясностей или сомнений, а воля законодателя выразилась в том, что в период отсутствия обязанности по учету расходов и ведения такого учета в рамках применения УСН с объектом "доходы" произведенные налогоплательщиком расходы не учитываются в целях налогообложения при переходе на общую систему налогообложения.

Учет "входного" НДС при возврате на общий режим

НДС по товарам, работам и услугам

Организации на УСН не признаются плательщиками НДС и, соответственно, не имеют права на вычет НДС, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг). О том, как быть с "входным" НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным в период применения УСН, при переходе на общий режим, говорится в п. 6 ст. 346.25 НК РФ. Согласно этой норме упрощенцы при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы НДС, предъявленные упрощенцу при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН, принимаются к вычету при переходе на общий режим в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ для плательщиков НДС.
Согласно п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежат вычетам при использовании этих товаров (работ, услуг), имущественных прав в операциях, облагаемых НДС, при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами, и соответствующих первичных документов. На основании сказанного Минфин России в письме от 30.12.2015 N 03-11-06/2/77709 разъяснил, что при переходе с УСН на общий режим право на вычет сумм НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным как для перепродажи, так и для использования в производственной деятельности, но не использованным в период применения упрощенки, возникает в том налоговом периоде, в котором организация перешла на общий режим, при выполнении названных условий (см. также письма Минфина России от 20.03.2014 N 03-11-11/12249, от 04.04.2013 N 03-11-06/2/10983, от 29.12.2012 N 03-07-11/563, от 15.03.2011 N 03-07-11/53, от 13.03.2009 N 03-11-09/103).
В письме ФНС России от 16.03.2015 N ГД-4-3/4136@ также уточняется, что суммы такого НДС принимаются к вычету в порядке, предусмотренном ст. 172 НК РФ, в случае использования товаров для операций, подлежащих обложению НДС.
Итак, рассматривая нормы п. 6 ст. 346.25 и ст. 171 НК РФ в совокупности и учитывая приведенные официальные разъяснения, можно сделать вывод: при переходе с УСН на общий режим принятие к вычету "входного" НДС возможно в отношении товаров (работ, услуг), которые не были использованы при УСН, будут использованы в рамках общего режима при осуществлении операций, облагаемых НДС, и "входной" НДС по которым не был учтен в составе расходов при УСН.
Обращаем внимание, что в п. 6 ст. 346.25 НК РФ речь идет о вычете "входного" НДС, который не был учтен в составе расходов. Означает ли это, что налогоплательщики, применявшие УСН с объектом "доходы", права на вычет не имеют?
По данному вопросу правовую позицию высказал КС РФ в Определении от 22.01.2014 N 62-О. Пунктом 6 ст. 346.25 НК РФ урегулирован случай, когда соответствующие суммы НДС не были отнесены к расходам в рамках УСН при выборе налогоплательщиком в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов. В связи с этим налогоплательщики получили возможность принять к вычету суммы НДС, подлежавшие отнесению, но не отнесенные ими к расходам при применении УСН. Что же касается упрощенцев, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, они не определяют расходы для целей налогообложения (ст. 346.18 НК РФ), однако для них устанавливается меньшая налоговая ставка (ст. 346.20 НК РФ).
Переходя в добровольном порядке на УСН, налогоплательщики по общему правилу сами выбирают объект налогообложения (п. 1 ст. 346.11 и п. 2 ст. 346.14 НК РФ). Таким образом, они самостоятельно решают, когда и каким образом им выгоднее распорядиться принадлежащим им правом, в том числе с учетом налоговых последствий своих действий (размера налоговой ставки, особенностей ведения налогового учета и последствий перехода на иную систему налогообложения).
Данная правовая позиция была направлена ФНС России в Обзоре судебных актов, вынесенных Конституционным судом Российской Федерации по вопросам налогообложения за период 2014 года и первое полугодие 2015 года (приложение к письму ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12690@).
Таким образом, КС РФ подтвердил, что на налогоплательщиков, применявших УСН с объектом "доходы", п. 6 ст. 346.25 НК РФ не распространяется. Вывод о невозможности применения п. 6 ст. 346.25 НК РФ налогоплательщиками, применявшими УСН с объектом "доходы", содержится также в постановлениях АС Московского округа от 07.12.2015 по делу N А40-34324/15, Центрального округа от 11.06.2015 N Ф10-1648/2015, Поволжского округа от 11.06.2015 N Ф06-24102/2015, Северо-Западного округа от 26.12.2014 по делу N А26-9034/2013, ФАС Поволжского округа от 21.02.2014 по делу N А12-13958/2013.

НДС по основным средствам, введенным в эксплуатацию при УСН

Как уже было отмечено ранее, в соответствии с п. 6 ст. 346.25 НК РФ "входной" НДС подлежит вычету при переходе на общий режим налогообложения, если он не был учтен в составе расходов при УСН.
Согласно п. 3 ст. 346.16 НК РФ расходы на приобретение основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения принимаются в состав расходов с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.
Статьями 171 и 172 НК РФ порядок применения вычетов НДС, относящегося к основным средствам, ранее принятым в состав расходов при применении упрощенной системы налогообложения с учетом этого налога, не предусмотрен.
Исходя из этого, Минфин России в письмах от 27.06.2013 N 03-11-11/24460 и от 05.03.2013 N 03-07-11/6648 и ФНС России в письме от 16.03.2015 N ГД-4-3/4136@ пришли к выводу, что НДС, относящийся к основным средствам, приобретенным и введенным в эксплуатацию в период применения упрощенной системы налогообложения, к вычету при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, не принимается.

Строительство основных средств

Как быть в ситуации, когда затраты на приобретение или строительство объектов основных средств осуществлялись в период применения УСН, а введен объект в эксплуатацию после перехода на общий режим налогообложения? Сразу скажем, что позиции чиновников и судов по этому вопросу расходятся.
В письме от 01.10.2013 N 03-07-15/40631 (направлено письмом ФНС России от 25.10.2013 N ЕД-4-3/19225) Минфин России со ссылкой на положения п. 6 ст. 346.25 НК РФ разъяснил, что, если в периоде применения УСН объекты капстроительства в эксплуатацию не вводились, после перехода организации на общий режим суммы НДС по товарам (работам, услугам), предъявленные подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при капстроительстве, а также суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения этих работ, подлежат вычетам в общеустановленном порядке. По мнению Минфина России, такой порядок применим и для ситуации, когда налогоплательщик перешел на общий режим налогообложения с УСН с объектом "доходы". Правда обосновывается это уже без использования п. 6 ст. 346.25 НК РФ.
Вопрос применения вычета НДС, предъявленного упрощенцу с объектом налогообложения "доходы", при строительстве объекта, вводимого в эксплуатацию после перехода на общий режим, рассматривался Минфином России в письме от 16.02.2015 N 03-11-06/2/6844 со ссылкой на п. 1 ст. 257 и п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ.
Напомним, что согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства, относящегося к амортизируемому имуществу, при применении общего режима налогообложения определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму НДС на сумму этого налога, предъявленную при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС. На основании этого в письме сделан вывод: если в период применения УСН с объектом налогообложения "доходы" объекты капстроительства в эксплуатацию не вводились, после перехода на общий режим суммы НДС, предъявленные по товарам (работам, услугам) подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капстроительства, а также суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения этих работ, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
Судебная практика придерживается противоположной позиции. Примером может служить постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.06.2013 N Ф03-2191/2013 (Определением ВАС РФ от 16.10.2013 N ВАС-13988/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).
Суть дела: общество, применявшее УСН с объектом "доходы", с мая 2007 г. по октябрь 2011 г. строило торговый центр силами подрядчиков, который был введен в эксплуатацию 23 ноября 2011 г. В связи с превышением лимита стоимости основных средств в IV квартале 2011 г. общество перешло на общий режим налогообложения с 1 октября 2011 г. и на основании п. 6 ст. 346.25 НК РФ предъявило к вычету НДС, уплаченный подрядчикам до перехода на УСН.
Суд, признавая действия общества неправомерными, отметил следующее:
- вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капстроительства, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ (п. 6 ст. 171 НК РФ). Вычет данных сумм НДС осуществляется в общеустановленном порядке, то есть на основании счетов-фактур после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) (п. 5 ст. 172 НК РФ). Таким образом, право на вычет не связано с моментом ввода в эксплуатацию основных средств;
- затраты, формирующие первоначальную стоимость торгового центра, общество в период строительства отражало на счете 08. Поскольку налоговое законодательство предусматривает право на вычет с момента постановки товаров (работ, услуг) на соответствующий счет бухгалтерского учета, право на вычет возникло у общества в период применения УСН, когда оно не являлось плательщиком НДС;
- на основании п. 6 ст. 346.25 НК РФ при переходе с УСН на общий режим налогоплательщик имеет право на вычеты по НДС в размере расходов, которые не только не были использованы лицом для уменьшения налоговой базы, но еще должны быть вычитаемыми из налоговой базы. Общество применяло УСН с объектом "доходы", при котором налог исчисляется без учета расходов (в том числе НДС в составе стоимости приобретенных товаров, работ, услуг). Поэтому при переходе на общий режим налогообложения в силу п. 6 ст. 346.25 НК РФ не возникает права на вычет данного НДС, поскольку в соответствующие периоды общество пользовалось налоговой выгодой в виде более низкой налоговой ставки.
Аналогичный вывод содержится в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 по делу N А41-1828/13 (оставлено без изменения постановлением ФАС Московского округа от 09.01.2014 по делу N А41-1828/13, Определением ВАС РФ от 30.04.2014 N ВАС-4670/14 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).
Кроме того, есть судебные решения, которые в принципе ставят под сомнение возможность применения п. 6 ст. 346.25 НК РФ в отношении расходов на создание основных средств вне зависимости от применяемого объекта налогообложения. Это, например, постановление АС Волго-Вятского округа от 19.06.2015 по делу N А31-409/2014 (Определением ВС РФ от 15.10.2015 N 301-КГ15-12232 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства).
Так, общество с 2009 г. применяло УСН с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов" и строило здания рынка, для чего приобретало строительные материалы и привлекало подрядчиков.
После окончания строительства и введения основного средства в эксплуатацию в IV квартале 2012 г. стоимость основных средств у общества превысила 100 млн руб., поэтому с начала IV квартала 2012 г. общество утратило право на применение УСН и перешло на общий режим. Сумма НДС, включенная в состав товаров и работ, приобретенных для строительства объекта, была отнесена в состав налоговых вычетов на основании п. 6 ст. 346.25 НК РФ.
Однако, по мнению суда, из смысла п. 6 ст. 346.25 НК РФ следует, что данное положение не относится к расходам на создание основных средств. Проанализировав положения подп. 3 п. 2 ст. 170, подп. 1 п. 1 и 3 ст. 346.16 НК РФ, суд пришел к выводу, что в период применения УСН налогоплательщик должен учитывать уплаченный им при приобретении, сооружении, изготовлении основного средства НДС в стоимости основного средства (расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств). Таким образом, спорная сумма НДС должна быть включена в первоначальную стоимость основного средства и в дальнейшем погашаться путем амортизации. Правовых основания для вычета спорной суммы НДС нет.

Вычет налога, восстановленного при переходе на УСН

При переходе на УСН налогоплательщики обязаны восстанавливать "входной" НДС, в частности по остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 170 НК РФ). В связи с этим при возврате на общий режим налогообложения может возникнуть вопрос о принятии к вычету сумм НДС по таким активам, ранее восстановленного при переходе на УСН. Однако оснований для этого нет.
Минфин России в письме от 29.01.2009 N 03-07-11/23 напомнил, что восстановленные при переходе на УСН суммы "входного" НДС в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, не включались, а учитывались в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ. Поэтому при возврате на общий режим налогообложения указанные суммы налога к вычету при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, не принимаются. Аналогичная позиция приведена и в письмах от 26.03.2012 N 03-07-11/84 и от 27.01.2010 N 03-07-14/03.

Как можно перейти на УСН?

Переход на УСН осуществляется ЮЛ и ИП добровольно в уведомительном порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК.

В какие сроки подается уведомление о переходе на УСН?

ЮЛ и ИП, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения ЮЛ или месту жительства ИП не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН.

Если налогоплательщик опоздал с подачей уведомления о переходе на УСН, то он сможет перейти на данный спецрежим не раньше следующего налогового периода, на основании уведомления, представленного в установленный срок.

Уведомление подается по форме № 26.2-1, утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@.

Уведомление о переходе на УСН может быть подано в электронном виде. Порядок электронного документооборота утвержден приказом ФНС России от 18.01.2013 N ММВ-7-6/20. Формат заявления утвержден приказом ФНС России от 16.11.2012 N ММВ-7-6/878@.

ЮЛ и ИП в уведомлении о переходе на УСН должны указать выбранный объект налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 346.13 НК). Кроме того, организации в уведомлении о переходе на УСН сообщают о размере доходов за 9 месяцев текущего года и остаточной стоимости основных средств по состоянию на 1 октября года, в котором подается уведомление.

Налогоплательщики, применяющие УСН, до окончания налогового периода не вправе самостоятельно отказаться от применения УСН и перейти на иной режим налогообложения, за исключением требований, установленных гл. 26.2 НК, при нарушении которых утрачено право на применение УСН.

Вновь созданные ЮЛ и вновь зарегистрированные ИП вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе. Датой постановки на учет является дата, указанная в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с п. 2 ст. 84 НК. В этом случае ЮЛ и ИП вправе применять УСН с даты постановки их на учет в налоговом органе.

30 календарных дней для представления уведомления о переходе на УСН начинают течь со следующего дня после даты постановки на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 6.1 НК).

Пример

Организация встала на учет в налоговом органе 10 марта 2015 года. Если налогоплательщик изъявит желание применять УСН, то уведомление нужно подать в инспекцию не позднее 9 апреля 2015 года.

При этом применять УСН налогоплательщик будет с 10 марта 2015 года, т.е. с даты, указанной в свидетельстве о постановке на учет российской организации в налоговом органе.

Может ли налогоплательщик перейти на УСН, если уведомление о переходе на УСН подано с нарушением срока (позже установленного срока)?

Нет. В соответствии с п. 3 ст. 346.12 НК не вправе применять УСН ЮЛ и ИП, не уведомившие о переходе на УСН в сроки, установленные п. 1, п. 2 ст. 346.13 НК. Следовательно, если уведомление о переходе на УСН подано позже установленного срока, налогоплательщик не вправе применять УСН.

Каков порядок перехода на УСН с ЕНВД?

Налогоплательщики, применяющие ЕНВД, могут перейти на УСН в течение календарного года. Существует несколько случаев, когда такой переход возможен.

1. ЮЛ и ИП, которые прекратили до окончания текущего года осуществлять деятельность, облагаемую ЕНВД, и начали осуществлять иной вид деятельности, могут в отношении этой новой деятельности применять УСН в порядке абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК. В данном случае налогоплательщики вправе перейти на УСН начиная с месяца, в котором прекращена их обязанность по уплате ЕНВД (письма Минфина России от 28.01.2013 N 03-11-11/32, от 12.09.2012 N 03-11-06/2/123, ФНС России от 25.02.2013 N ЕД-3-3/639@).

Для осуществления такого перехода ЮЛ и ИП следует представить в налоговый орган

  • Заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти рабочих дней со дня прекращения деятельности (абз. 3 п. 3 ст. 346.28 НК)
  • Уведомление о переходе на УСН (абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК)

В данном случае уведомления о переходе на УСН следует представить в налоговый орган в срок, предусмотренный п. 2 ст. 346.13 НК для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных ИП, - в течение 30 календарных дней с начала того месяца в котором прекращена обязанность по уплате ЕНВД (письмо Минфина России от 12.09.2012 N 03-11-06/2/123).

2. ЮЛ и ИП могут перейти на УСН, если они перестали соответствовать условиям применения ЕНВД, установленным п. 2 ст. 346.26 НК. Например, организация занималась оказанием автотранспортных услуг, но количество ее автомобилей превысило 20 единиц (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК).

Если налогоплательщик ЕНВД, утративший право применять данный налог в связи с превышением физических показателей, применял по иным видам предпринимательской деятельности УСН, он вправе с начала того месяца, в котором перестал быть налогоплательщиком ЕНВД в отношении указанных видов предпринимательской деятельности или отдельных объектов по этим видам деятельности, применять УСН при условии соблюдения ограничений, установленных гл. 26.2 НК (письмо Минфина от 08.08.2013 N 03-11-06/2/32078).

Если налогоплательщик изменил место нахождения (жительства), необходимо ли подавать вновь заявление о переходе на УСН?

Нет. В случае регистрации в ИФНС в связи с изменением места нахождения (места жительства) подавать заявление о переходе на УСН по новому месту учета не нужно. Положения гл. 26.2 НК этого не требуют (письмо Минфина России от 22.04.2010 N 03-11-11/111, письмо ФНС России от 07.04.2010 N 3-2-07/20).

В каких случаях налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН?

Налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 346.25 НК, превысили 60 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 и п. 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК.

Важно!

Если налогоплательщик применяет одновременно УСН и ПСН, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения лимита доходов для применения УСН (60 млн.руб.), учитываются доходы по обоим указанным спецрежимам (абз. 2 п. 4 ст. 346.13 НК).

Важно!

Если налогоплательщик одновременно применяет УСН и ЕНВД, то при определении размера своего дохода он не включает в него поступления от деятельности, переведенной на ЕНВД (письмо Минфина России от 08.08.2013 N 03-11-06/2/32071).

С 01.01.2013 года величина предельного размера доходов налогоплательщика, не превышающая 60 млн. рублей, ограничивающая право на применение УСН, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор (пп. в п. 11 ст. 2, ч. 1 ст. 9 ФЗ N 94-ФЗ, абз. 4 п. 4 ст. 346.13 НК, ч. 3 ст. 2, ч. 1 ст. 4 ФЗ от 19.07.2009 N 204-ФЗ).

Важно!

В целях применения УСН коэффициент-дефлятор на 2013 год равен 1 (п. 4 ст. 8 ФЗ N 94-ФЗ). Коэффициент-дефлятор на 2014 год установлен в размере 1,067 (приказ Минэкономразвития от 07.11.2013 N 652).

Если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 346.25 YК, не превысили 60 млн. рублей и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным п. 3 и п. 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК, такой налогоплательщик вправе продолжать применение УСН в следующем налоговом периоде (п. 4.1 ст. 346.13 НК).

В соответствии с п. 4 ст. 346.13 НК, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1, 3 п. 1 ст. 346.25 НК, превысили 60 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 и п. 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Важно!

Для налогоплательщиков УСН предельный размер доходов за налоговый (отчетный) период 2014 года не должен превышать 64,020 млн. руб. (60 млн.руб. * 1,067).

В какой срок налогоплательщик обязан сообщить о переходе на иной режим налогообложения?

Налогоплательщик, утративший право на применение УСН, обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором допущено превышение установленного п. 4 ст. 346.13 НК дохода и (или) несоответствие установленным п. 3 и п. 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК требованиям (п. 5 ст. 346.13 НК).

Сообщение об утрате права на применение УСН подается по форме № 26.2-2, утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@.

Сообщение может быть подано в электронном виде. Порядок электронного документооборота утвержден приказом ФНС России от 18.01.2013 N ММВ-7-6/20. Формат заявления утвержден приказом ФНС России от 16.11.2012 N ММВ-7-6/878@.

Пример

ООО «АВС» потеряло право на применение УСН в сентябре 2014 года, превысив величину предельного размера дохода.

Организация считается перешедшей на ОСН с 01.07.2014 года. Следовательно, ООО «АВС» с 01.07.2014 года должно начать вести бухгалтерский и налоговый учет, как вновь созданная организация. При этом пени и штрафы по налогам, которые организация должна была бы уплатить за все месяцы 3 квартала 2014 года, взыскиваться не будут (п. 4 ст. 346.13 НК). Кроме того, до 15.10.2014 года ООО «АВС» обязано сообщить в налоговый орган по месту регистрации о переходе на ОСН.

Когда налогоплательщик, применяющий УСН, может перейти на иной режим налогообложения?

В соответствии с п. 6 ст. 346.13 НК налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения. Уведомление подается по форме N 26.2-3, утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@.

Уведомление об отказе от применения УСН может быть подано в электронном виде. Порядок электронного документооборота утвержден приказом ФНС России от 18.01.2013 N ММВ-7-6/20. Формат заявления утвержден приказом ФНС России от 16.11.2012 N ММВ-7-6/878@.

Пример

ИП в 2014 году применяет УСН. В 2015 году собирается применять ОСН. Для того чтобы с 01.01.2015 года добровольно перейти на общий режим налогообложения ИП должен подать уведомление об отказе от применения УСН не позднее 15.01.2015 года.

Когда налогоплательщик, перешедший с УСН на иной режим налогообложения, может вновь перейти на УСН?

Налогоплательщик, перешедший с УСН на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение УСН (п. 7 ст. 346.13 НК).

Пример

Налогоплательщик потерял право на применение УСН в декабре 2013 года. Вновь перейти на указанный режим налогообложения организация может с 01.01.2015 года, подав заявление о переходе на УСН не позднее 31 декабря 2014 года.

В какой срок налогоплательщик обязан сообщить о прекращении деятельности, в отношении которой применялась УСН?

Налогоплательщик, прекративший предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась УСН, обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения ЮЛ или месту жительства ИП в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности (п. 8 ст. 346.13 НК).

Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН, подается по форме N 26.2-8, утвержденной приказом ФНС от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@.

Уведомление может быть подано в электронном виде. Порядок электронного документооборота утвержден приказом ФНС России от 18.01.2013 N ММВ-7-6/20. Формат заявления утвержден приказом ФНС от 16.11.2012 N ММВ-7-6/878@.

Специалисты ААА-Инвест с удовольствием выполнят для Вас услуги регистрации компаний, бухгалтерского учета, в том числе дистанционно для клиентов из любого региона РФ.

Невозможность очной встречи не является препятствием для выполнения услуг нашими экспертами!

1. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

Налогоплательщики - статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в уведомлении о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября 2014 года не указывают.

2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

(см. текст в предыдущей редакции)

Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года, вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 февраля 2015 года.

Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом части 4 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 апреля 2015 года.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании уведомления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход. В таком случае налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате единого налога на вмененный доход.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 150 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если налогоплательщик применяет одновременно упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного настоящим пунктом, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 настоящего Кодекса.

4.1. Если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, не превысили 150 млн. рублей и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным

Плательщику, для того чтобы прекратить нахождение на УСН, недостаточно просто перестать уплачивать налог и подавать отчетность. Важно вовремя уведомить фискальный орган об этом, ведь в ином случае налоговикам не будет известно, что УСН больше не применяется, а выявлять этот факт самостоятельно они не обязаны.

Это правило не действует в случаях:

  • прекращения коммерческой деятельности ИП и снятия его с учета;
  • ликвидации юридического лица.

В этих случаях происходит автоматическая утрата статуса лица, применяющего спецрежим. Уведомления в такой ситуации направлять не требуется.

Если деятельность по УСН не велась не по причинам ликвидации или снятия с учета, плательщику следует в срок 15 суток с даты ее окончания направить налоговикам заполненную форму № 26.2-8 (п. 8 ст. 346.13 НК РФ). В ней должна быть указана дата завершения работы по УСН.

Форму 26.2-8 и образец ее заполнения можно скачать на нашем сайте.

Не знаете свои права?

Как уведомить налоговиков об отказе от УСН в 2018 году?

Каждый плательщик вправе добровольно решать, находиться ли ему на том или ином спецрежиме. Не является исключением и УСН. Порядок уведомления об отказе от УСН в 2018 году по сравнению с предыдущим периодом не изменился.

Если плательщик, применяющий рассматриваемый спецрежим, начиная со следующего года планирует перейти вместо УСН на другой спецрежим или общий режим уплаты налогов, то он должен отказаться от упрощенки. Для этого необходимо известить инспекторов путем подачи уведомления по форме № 26.2-3 до 15 января года, в котором планируется переход на другой режим (п. 6 ст. 346.13 НК РФ). Препятствовать такому переходу налоговики не вправе.

Форму 26.2-3 и образец ее заполнения можно скачать на нашем сайте.

***

Необходимо вовремя и по предусмотренной форме уведомлять налоговиков о том, что:

  • деятельность, к которой применялась УСН, прекращена;
  • плательщик переходит с УСН на другой режим.

В первом случае срок уведомления составляет 15 суток с соответствующей даты прекращения. Во втором случае налоговиков необходимо известить до 15 января того года, в котором осуществлен переход на другой режим.


Однако здесь есть одно «но» - не каждая ИФНС примет у вас заявление на УСН при регистрации ИП. Чем может быть вызван такой отказ? Дело в том, что согласно статье 346.13 НК РФ подавать уведомление на упрощенку надо в инспекцию, указанную в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. При этом часто регистрация ИП происходит в специальных налоговых инспекциях. Например, в столице регистрация осуществляется в 46-ой ИНФС, а в Санкт-Петербурге – в 15-ой ИФНС. А на налоговом учете предприниматель будет стоять в другой инспекции - по адресу своей прописки. Тем не менее, на практике многие регистрирующие инспекции соглашаются принять заявление на упрощенку вместе с формой Р21001. Однако, если у вас не приняли заявление на УСН при регистрации ИП, не переживайте, у вас в запасе есть целый месяц с даты выдачи свидетельства.

Как закрыть усн для ооо и ип

Уведомление о прекращении деятельности по УСН является завершающим этапом применения этого режима для субъекта предпринимательства, не планирующего далее осуществлять УСН-деятельность. Рассмотрим порядок и срок подачи такого уведомления.

Внимание

Как прекратить уплачивать налог по УСН, если деятельность не велась? Как уведомить налоговиков об отказе от УСН в 2018 году? Как прекратить уплачивать налог по УСН, если деятельность не велась? Плательщику, для того чтобы прекратить нахождение на УСН, недостаточно просто перестать уплачивать налог и подавать отчетность. Важно вовремя уведомить фискальный орган об этом, ведь в ином случае налоговикам не будет известно, что УСН больше не применяется, а выявлять этот факт самостоятельно они не обязаны.

УСН необходимо сдать в ИФНС (налоговую инспекцию) специальное уведомление. Содержание:

  • Как закрыть усн для ооо и ип
  • Бланки
  • Порядок и условия начала и прекращения применения усн
  • Как происходит снятие с учета енвд - заявление об отказе

Как закрыть усн для ооо и ип Если налогоплательщик ЕНВД, утративший право применять данный налог в связи с превышением физических показателей, применял по иным видам предпринимательской деятельности УСН, он вправе с начала того месяца, в котором перестал быть налогоплательщиком ЕНВД в отношении указанных видов предпринимательской деятельности или отдельных объектов по этим видам деятельности, применять УСН при условии соблюдения ограничений, установленных гл.

Из чего состоит уведомление о прекращении деятельности по усн

Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения Аспекты закона В соответствии с письмом Минфина № 03-09-11/ 35436 от 18.07.14 при утрате статуса юрлица или ИП на упрощенке ведет к параллельному прекращению действия спецрежима. Такие субъекты хозяйствования не должны подавать в налоговую соответствующее уведомление.
С начала 2013 года, исходя из положений ст. 346.13 НК и п. 11 ст. 2 Закона об изменениях в налоговом законодательстве № 94-ФЗ от 25.06.12, при завершении деятельности по УСН субъект обязан подать уведомление об этом в налоговую. Оно имеет форму № 26.2-8 и одобрено приказом налоговой № ММВ-7-3/ 829 от 02.11.12.

Важно

Форма 26.2-6. Уведомление об изменении объекта налогообложения Форма N 26.2-8. Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности В бумаге указывают дату завершения работы, которую организация или ИП определяет самостоятельно.

Заявление о переходе на усн (форма 26.2-1) в 2018 году

Подавший документ субъект обязан предоставить в ИФНС декларацию и на ее основании перечислить налог в требуемый срок. Отчет подается до 25 числа следующего за прекращением деятельности по упрощенке месяца.

Инфо

Образец заполнения уведомления можно найти в интернете. Прочие уточнения ФНС в связи с обращениями организаций и налоговых структур просит уточнить порядок использования ст.


346.13 НК. Согласно указанной статье при прекращении хозяйствующим субъектом предпринимательства по УСН, он должен известить об этом налоговиков в 15-дневный срок с даты завершения такой деятельности. Кодекс и иные правовые акты не содержат значения термина «прекращение деятельности, по которой использовалась упрощенная система налогообложения».
Минфин в своем письме № 03-11-06/2/123 поясняет, что прекращение работы по УСН означает завершение всех видов предпринимательства, по которым использовалась упрощенка.

Заявление на усн при регистрации ип в 2018 году

  • 2 – при подаче в первые 30 дней с даты постановки на учет или снятии с учета по ЕНВД;
  • 3 – при переходе работающих предпринимателей с других систем налогообложения.
  1. Следующие четыре строчки предназначены для указания полного имени физического лица, проходящего регистрацию в качестве ИП.
  2. Рядом со строчкой «переходит на упрощенную систему налогообложения» вписывают цифру «2», которая обозначает переход на УСН с даты регистрации ИП.
  3. В поле объекта налогообложения укажите «1» для «Доходы» или «2» для «Доходы минус расходы».
  4. Впишите год подачи заявления – 2018.
  5. В следующих трех строчках проставьте прочерки, потому что они предназначены для перехода на упрощенку организаций, которые уже работают на каком-то либо режиме.
  6. Левая нижняя часть листа предназначена для внесения данных заявителя или его доверенного лица.

Заявление о снятии упрощенной системы налогообложения

Снятие с учета ЕНВД по собственной инициативе обычно вызывается:

  • прекращением определенного вида деятельности, в связи с которым планировалось использование специального режима налогообложения;
  • закрытием или ликвидацией предприятия (фирмы, ИП);
  • принятием решения о реорганизации бизнеса, в связи с чем право использовать указанный спецрежим недопустимо.

В принудительном порядке предприниматель или фирма могут быть автоматически переведены налоговым органом на общую систему налогообложения по следующим причинам (п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ):

  • если количество сотрудников такой фирмы за последний год превышает 100 человек;
  • если доля участия в таком предприятии иной компании составляет более 25%.

Налоговый орган вправе по итогам проверки за определенный налоговый период произвести снятие с учета ЕНВД для такого налогоплательщика.

Заявление о снятие с учета енвд ип: инструкция по заполнению

По самым различным причинам лица, вставшие на учет в качестве ИП, могут принять решение о прекращении использования данного режима. Для этого необходимо в ИФНС представить заявление о снятие с учета ЕНВД ИП.


Оглавление

  • 1 В какие сроки подается заявление о снятии с учета плательщика ЕНВД
  • 2 Куда подавать заявление
  • 3 Способы подачи заявления
  • 4 Скачать бланк и образец заполнения заявления формы ЕНВД-4
  • 5 Образец заполнения ЕНВД-4
    • 5.1 Титульный лист
    • 5.2 Приложение

В какие сроки подается заявление о снятии с учета плательщика ЕНВД Действующие нормы права определяют, что предприниматель должен сняться с учета как плательщик ЕНВД в течение пяти дней с момента прекращения деятельности или перехода на другую систему налогообложения.
Это правило не действует в случаях: Подписывайтесь на нашканал в Яндекс.Дзен! Подписаться на канал

  • прекращения коммерческой деятельности ИП и снятия его с учета;
  • ликвидации юридического лица.

В этих случаях происходит автоматическая утрата статуса лица, применяющего спецрежим. Уведомления в такой ситуации направлять не требуется. Если деятельность по УСН не велась не по причинам ликвидации или снятия с учета, плательщику следует в срок 15 суток с даты ее окончания направить налоговикам заполненную форму № 26.2-8 (п. 8 ст. 346.13 НК РФ). В ней должна быть указана дата завершения работы по УСН.
Форму 26.2-8 и образец ее заполнения можно скачать на нашем сайте. Скачать форму 26.2-8 Как уведомить налоговиков об отказе от УСН в 2018 году? Каждый плательщик вправе добровольно решать, находиться ли ему на том или ином спецрежиме. Не является исключением и УСН.

Заявление о снятии с учета по упрощенной системе налогообложения

Снятие с учета индивидуального предпринимателя при прекращении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, переходе на иной режим налогообложения, в том числе если налогоплательщиком были допущены нарушения требований, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 2.2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании заявления о снятии с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД по форме № ЕНВД-4, представленного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, или со дня перехода на иной режим налогообложения, или с последнего дня месяца налогового периода, в котором допущены нарушения установленных требований.
В связи с этим, организация (ИП) на упрощенке не утратит право применять ее, если захочет перевести все свои виды деятельности на ЕНВД или ПСН. Отсутствие прибыли от деятельности, не облагаемой налогами по вмененке и патенту, не обязывает ее сообщать о прекращении работы по УСН. Согласно ст. 346.23 НК по результатам отчетного периода предприятие обязано сдать упрощенную декларацию, не зависимо от итого работы за год (доходы по ПСН и вмененке не учитываются). Согласно ст. 84 НК, если причиной прекращения работы компании (ИП) является ликвидация, реорганизация иные случаи, с учета в ИФНС она снимается на основании данных ЕГРЮЛ (ЕГРИП).


Утрата положения юрлица и ИП свидетельствует и о прекращении функционирования упрощенки для них. Уведомление подавать не нужно. В ситуациях, рассмотренных выше, ИФНС не имеет оснований для применения санкций, предусмотренных ст.

В продолжение темы:
Из Бумаги

Открытка, как сердечко, изготовленная своими руками. Фотографии готовых открыток. Открытка, как сердечко, изготовленная своими руками. Фотографии готовых открыток....

Новые статьи
/
Популярные