Таргетированный подход. Сущность таргетирования, критерии выбора таргетируемого показателя. Режимы таргетирования. Политика монетарного таргетирования НБ РБ

Малкина М.Ю. Монетарная экономика: Учебное пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2010

1.Монетарное таргетирование: “денежный якорь” ("денежное правило")

Монетарное таргетирование означает использование в качестве целевых показателей денежно-кредитной политики абсолютных значений тех или иных денежных агрегатов, либо их относительных приростов.

Этот режим применялся в большинстве развитых странах после распада Бреттон-Вудской системы в 1973 году и был популярен там около 20 лет. Эталонными странами применения режима монетарного таргетирования являлись Германия и Швейцария. В Германии происходило не просто утверждение темпов роста для наличной денежной массы, но и таргетирование широких денежных агрегатов, и эта политика продолжалась вплоть до создания еврозоны в 1999 году. Однако страны с развитыми монетарными режимами (таргетированием агрегатов М2, М3 и М4) быстро столкнулись с их отрицательными побочными эффектами: влиянием на темпы экономического роста, валютный курс и состояние финансового рынка, что вынуждало их периодически корректировать ранее утвержденные ориентиры.

В силу негативных последствий режима монетарного таргетирования в 90-х годах многие развитые страны стали от него отказываться. Так, в Великобритании с 1982 года законодательно учреждаются только темпы роста агрегата М0. Япония отошла от жесткого монетарного таргетирования в 1992 году.

США отказались от установления ориентиров для агрегата М2 в 1993 году. В настоящее время от установления ориентиров для темпов роста широких агрегатов денежной массы отказались почти все развитые страны.

Между тем в 90-х годах режим монетарного таргетирования превратился в стандартную рекомендацию Международного валютного фонда и ряда независимых исследователей для стран с переходной экономикой и развивающимися рынками на первых этапах рыночной трансформации.

Поскольку страны с переходной экономикой обычно не имеют достаточных золотовалютных резервов, это затрудняет применение в них альтернативных режимов − установление “валютного якоря” или введение “валютного правления”. Кроме того, требуется время, когда равновесное значение валютного курса установится в результате действия стихийных рыночных сил. Поэтому большинство стран, осуществляющих движение к рыночной экономике, сначала придерживаются политики плавающего валютного курса и лишь спустя некоторое время, когда достигнуты определенные успехи в борьбе с инфляцией, вводят режимы, основанные на его управлении. Так было в России, Литве, Латвии. В России ориентиры роста наличной денежной массы принимались с 1992 года.

В то же время в странах с переходной экономикой позитивность денежного правила также оспаривается рядом экономистов. Г. Калво и Ф. Коричелли, П. Хилберс, П. Бофингер, Г. Флассбек и Л. Хоффман указывают на чрезвычайно важную проблему, с которой сталкиваются государства, выбравшие “монетарный якорь”. Эта проблема в определение спроса на деньги в переходной экономике, особенно на первых этапах трансформации.

Как известно, М. Фридман предлагал свое денежное правило для развитых стран со стабильной экономикой, в которых скорость денег неизменна, а динамика реального ВНП легко прогнозируема на основе экстраполяции прошлой тенденции. Кроме того, будучи сторонником денежного цикла, он не признавал реального происхождения цикла, а значит, естественные колебания реального ВНП выходили из его поля зрения. В странах с переходной экономикой прогнозирование динамики реального ВНП − достаточно сложная задача, потому что его падение происходит по естественным причинам, связано со структурными сдвигами в экономике и даже изменением статистики. Одновременно в этих странах существует естественный уровень инфляции, который также должен быть заложен в нормативную денежно-кредитную политику. Наконец, достаточно сложно определить изменение скорости обращения денег, структуры денежной массы и денежного мультипликатора, их зависимость от уровня инфляции, а также спрос на денежные агрегаты со стороны формирующихся финансовых рынков.

Следование в монетарной политике “денежному якорю”, то есть проведение недискретной монетарной политики, почти всегда приводит к существенным колебаниям реального выпуска.

В то же время встает вопрос, как должна меняться монетарная политика по мере достижения макроэкономической стабилизации? Существует две точки зрения по этому вопросу. Первая высказана Р. Дорнбушем и М. Симонсеном, взгляды которых тяготеют к новому кейнсианству. В своей книге39 они пишут о том, что стабилизация приводит к снижению скорости обращения денег, следовательно, спрос на деньги возрастает, а предложение денег вызывает гораздо меньший инфляционный эффект, чем это имело место до стабилизации. Из этого следует, что центральный банк должен увеличивать денежную массу темпами, превышающими рост ВВП. То есть увеличение монетизации ВВП в условиях стабилизации следует рассматривать как объективный процесс. Другая точка зрения высказана Я. Ростовски. Стабилизация приводит к увеличению денежного мультипликатора, то есть предложение широкой денежной массы растет более высокими темпами, чем денежная база. Если суммировать два описанных выше эффекта, нетрудно заметить, что они действуют в одном направлении: первый приводит к росту спроса на деньги, второй - к автоматическому росту предложения денег, а политика, проводимая центробанком, должна учитывать их равнодействующую.

2. Таргетирование валютного курса: “валютный якорь”

Возможны несколько вариантов проведения политики таргетирования валютного курса, то есть установления “валютного якоря”: фиксация, “crawling peg” (ползучая фиксация), “валютный коридор”, который иногда рассматривается как разновидность мягкой фиксации, а иногда  как управляемое плавание.

Политику управления валютным курсом приняли многие страны с развивающимися рынками и переходными экономиками на втором, после “монетарного правления”, этапе реформ, в частности, Чили, Колумбия, Израиль, Мексика, Венгрия, Польша и Россия.

Введение “валютного якоря” в странах с переходными экономиками способствует кратковременной стабилизации цен. Особую роль играет “сигнальный эффект”. Фиксация валютного курса равнозначна неявному администрированию цен импортных товаров, по отношению к которым стихийно позиционируется вся система относительных цен. Курс иностранной валюты в таком случае играет роль масштаба цен внутри данной страны.

Однако такой монетарный режим может дать лишь временные результаты в борьбе с инфляцией. Инфляционный процесс при этом не прекращается, а переходит в свою скрытую форму - накопление инфляционного потенциала.

Выход этого потенциала на поверхность может стать причиной последующего финансового кризиса, включающего три составные части: валютный кризис, кризис платежного баланса и банковский кризис.

3. Таргетирование валютного курса: "валютное правление", "валютный комитет" (“currency board”)

Для упорядочивания денежного обращения в странах с высокой инфляцией и дестабилизацией экономики ряд авторов предлагает еще более радикальный вариант - введение особого режима, получившего название “валютное правление” (“currency board”). Сущность этого режима заключается в 100%-ном обеспечении денежной базы валютными резервами государства (Валовые валютные резервы (активы в иностранной валюте) могут балансироваться со следующими пассивами: “денежной базой”, “наличностью в обращении”, “денежной массой - агрегатом М2” или более широким денежным агрегатом, включающим в том числе государственные ценные бумаги. Выбор того или иного пассива зависит от того, какие обязательства намерено брать на себя правительство). Причем данная система рассматривается как современный аналог системы золотого стандарта. По своему содержанию «валютное правление» является своего рода симбиозным монетарным режимом, включающим элементы денежного и валютного “якоря”.

Возникновение данного режима исторически было связано с колониализмом. Впервые политика валютного правления была введена в британских доминионах: в Маврикии в 1849 году и др. Позднее аналогичные режимы практиковали Италия в Сомали и США в Филиппинах. Однако, получив независимость, колониальные страны отказались от валютного правления.

В 90-х годах XX века валютное правление вводилось в странах с “развивающимися рынками” и переходной экономикой: Аргентине (c 1991 года), Эстонии (1992), Литве (1994), Боснии (1997), Болгарии (1997). Схожие режимы были установлены в Тайване, Сингапуре, Латвии, отчасти - в Азербайджане. В Аргентине новая политика стала орудием борьбы с гиперинфляцией, в Литве - средством международной интеграции (там даже курс национальной валюты был фиксирован не к какой-то иностранной валюте, а к СДР), в Боснии являлась скорее вынужденным средством в условиях войны, а в азиатских странах подобные режимы имели целью смягчение последствий частых валютных кризисов. Особенно эффективна такая политика, как считают западные экономисты, для малых стран с открытой экономикой.

Ряд западных экономистов (С. Ханке, К. Шулер, Л. Джонанг) настоятельно рекомендовали такие режимы развивающимся и постсоциалистическим странам. Впервые данный режим предложен указанными авторами для Югославии еще в 1991 году, несколько позднее они рекомендовали его для России. C начала 1999 года Россия фактически перешла к денежно-кредитной политике валютного правления.

Теоретическое обоснование положительного влияния “валютного правления” на снижение темпов инфляции включает два эффекта.

Первый - “дисциплинирующий эффект”, который означает, что в условиях валютного правления центробанк уже не может проводить самостоятельную монетарную политику и увеличивать денежную массу исходя из каких-то собственных целей.

Второй - “эффект доверия”: считается, что такая политика формирует устойчивые неинфляционные ожидания публики благодаря высокой степени доверия к монетарным властям, потому что сам институт валютного правления обычно предполагает внешний надзор. Кроме того, в условиях долларизации экономики, которая обычно имеет место в странах с переходными экономическими системами, валютное обеспечение национальной денежной оказывает то же психологическое воздействие, которое в свое время оказывал золотой стандарт.

В то же время валютное правление накладывает на экономику ряд дополнительных ограничений .

Во-первых , происходит отказ от всех других целей монетарной политики.

Во-вторых , денежный и валютный порядки должны соответствовать друг другу, образовывать единство, а значит, ответственность за проведение денежно-кредитной и валютной политики должна быть сосредоточена в одном месте.

В-третьих , в классическом исполнении валютного правления предполагается фиксация курса национальной валюты по отношению к какой-либо международной или резервной валюте, допускаются лишь незначительные его колебания в строго объявленных границах по техническим причинам.

В-четвертых , при проведении строгого валютного правления гарантируется полная конвертируемость валют для резидентов и нерезидентов при соблюдении полного обеспечения валютными резервами в этой резервной валюте.

Предложенный режим вызывает и целый ряд негативных последствий .

Во-первых , он фактически узаконивает процессы долларизации национальной экономики, признавая их как должное и желаемое положение вещей.

Во-вторых , для достижения устойчивости национальной денежной единицы более правильно “привязывать” ее не к какой-то одной иностранной валюте, например, доллару, принимая на себя риск “долларовой инфляции”, а руководствоваться давно зарекомендовавшим себя правилом диверсификации, привязывая рубль к “корзине валют”. Неслучайно с 1 февраля 2005 года Центральный Банк РФ установил в качестве валютного ориентира бивалютную корзину, состоящую из 0,9 доллара и 0,1 евро. Банк России осуществлял интервенции только в случае, если бивалютный курс выходил за границы установленного коридора. Учитывая разнонаправленное изменение доллара и евро, новый валютный режим оказался более мягким, а валютная политика Банка России - более гибкой. Параллельно осуществлялась реструктуризация валютных резервов Банка России в пользу евро, и в 2007 году соотношение доллара и евро в бивалютной корзине было уже 55% к 45%. В идеале же при определении состава мультивалютной корзины должно приниматься во внимание содержание разных статей российского платежного баланса: счета текущих операций, счета движения капитала и услуг с расшифровкой по валютам стран-контрагентов.

В-третьих , фактически происходит отрыв денежно-кредитной политики государства как от движения номинального ВНП, так и от состояния фискального баланса государства, что чревато макроэкономическими диспропорциями, в частности необоснованным изменением уровня монетизации экономики.

В-четвертых , при проведении политики валютного правления в строгом виде, то есть с фиксацией валютного курса, более правильным является фиксация не номинального, а реального валютного курса, с целью предотвращения изменения условий внешней торговли, ухудшения состояния платежного баланса и уменьшения золотовалютных резервов государства. Также не понятен механизм сжатия национальной денежной массы в случае, если валютные резервы государства сокращаются, например, вследствие международных платежей. В таком случае балансирование резервов и национальной денежной массы возможно только за счет девальвации национальной валюты. Но тогда цели валютного правления не достигаются.

В-пятых , в странах с высокой степенью открытости экономики объем валютных резервов государства может быть подвержен значительным колебаниям, если статьи торгового баланса представлены товарами, мировые цены на которые отличаются высокой степенью неустойчивости. Это - как раз случай России, где одним из основных источников иностранной валюты является экспорт сырой нефти и газа. Колебания валютных резервов государства по причине изменения мировых цен должны, согласно концепции “currency board”, вызывать адекватные колебания национальной денежной массы, порождая при этом колебания ссудного процента. Для предотвращения этого любой избыточный приток иностранной валюты из-за границы должен компенсироваться его оттоком. Одной из мер противодействия притоку спекулятивных иностранных капиталов является также предложенное еще неокейнсианцем Дж. Тобином, позднее рекомендуемое российским экономистом В. Поповым, налогообложение процентных доходов от краткосрочных вложений нерезидентов.

Распространенным аргументом против валютного правления является то, что при этом страна превращается в нетто-кредитора той страны, в валюте которой накапливаются ее резервы. Происходит перемещение инфляционного налога в пользу государства-метрополии. При увлечении подобными режимами в самой стране-метрополии может быть утрачен контроль за денежной массой.

Неизвестно, как поведут себя государства с накопленными резервными валютами в случае значительного падения доллара или евро на валютном рынке. Если начнется массовый сброс резервных валют, то возможен колоссальный по своим размерам международный валютно-финансовый кризис, который затронет не только экономику США, но и экономику стран с развивающимися рынками. Для предотвращения обесценения накопленных международных резервов некоторые страны, в частности Китай, в последнее время стали расширять валютную диверсификацию, а также практиковать их частичное размещение в иностранные активы, приносящие доход.

ПРИМЕЧАНИЕ 1:
Распространенным аргументом против политики “валютного комитета” является то, что при этом якобы происходит перемещение инфляционного налога (сеньоража) в пользу государства-метрополии. Однако этот аргумент не совсем верен. Во-первых, иностранная денежная система через режим “комитета” фактически спасает экономику данной страны от негативного по своей сути инфляционного налога, разъедающего фискальный баланс государства. Во-вторых, Центробанк вполне может держать свои валютные резервы за границей и получать на них проценты.
(Сеньораж в данном случае является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог (сеньораж) , и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.)

"Предлагаемая политика “ валютного комитета” не совсем адекватна логике экономических процессов (равно как и прежние политики монетарного и валютного таргетирования), а потому может дать реальные результаты только на ограниченном промежутке времени, только для достижения промежуточной цели и только при условии ее адаптации (насколько это возможно) к институциональным и структурным особенностям национальной экономики.

В очень краткосрочном периоде отрицательные эффекты такой политики объективно преобладают над положительными эффектами, так как она требует “сжатия поясов”. В среднесрочном периоде картина меняется на противоположную: политика “валютного комитета” позволяет достичь низких темпов инфляции, но и это утверждение справедливо при условии, что в ее проведение не вмешиваются вышеперечисленные факторы нарушения устойчивости. И, наконец, в долгосрочном плане политика “валютного комитета” приводит к накоплению внутренних диспропорций и может существенным образом препятствовать достижению целей устойчивого равновесия как в реальном, так и в номинальном секторе экономики. Адекватной монетарной политикой в долгосрочном периоде является только такая, которая пассивно приспосабливается к структурным и институциональным изменениям в экономике, то есть следует не инструментальной, а конечной цели общественного выбора.

Проведенный нами анализ положительных и отрицательных эффектов данного режима показывает, что он, позволяя достичь краткосрочных целей стабилизации, в долгосрочном аспекте приводит к углублению экономических диспропорций, накоплению инфляционного потенциала (как составляющей инфляционного процесса), усилению зависимости от внешнеэкономических условий и от иностранного государства , валюта которого выступает в качестве “якоря” нового режима. Будучи не адекватным структурным, институциональным изменениям в экономике и целям общественного выбора, режим “валютного комитета” навязывает стране экономическую политику тупикового характера ."

- Малкина М.Ю. "Особенности инфляции в открытой экономике и вопросы организации денежной системы России."

ПРИМЕЧАНИЕ 2:
Отличия баланса типичного центрального банка от баланса валютного правления (по книге: Моисеев С.Р., "Денежно-кредитная политика: теория и практика", стр. 276) :


Валютное правление имеет на пассивных счетах банкноты и монеты в обращении, но дел с банками оно обычно не ведет, в результате чего банковские резервы отсутствуют .
Валютное правление в качестве активов держит только иностранные резервы, которые служат обеспечением денежной эмиссии. Отсутствие внутренних активов говорит о том, что оно не может кредитовать ни правительство, ни банки .

Фактически валютное правление представляет собой некий автоматический механизм конвертации иностранной валюты в национальные денежные средства и обратно.

Режим валютного правления представляет для нас интерес потому, что в конце 1998 г., после девальвации российского рубля, среди отечественных политиков и экономистов стали раздаваться призывы к введению фиксированного валютного курса по «аргентинскому варианту», основанного на валютном правлении. Первым в поддержку идеи российского валютного правления накануне кризиса высказался известный финансист Джордж Сорос.
Летом 1998 г. по приглашению правительства Россию посетил экс-министр экономики Аргентины Доминго Кавалло, являющийся автором аргентинской валютной реформы. На заседании Совета Федерации 3 сентября 1998 г. был обнародован антикризисный проект, при подготовке которого были учтены некоторые рекомендации аргентинских консультантов. Но у идеи фиксированного валютного курса оказалось много противников. Аргентинский "рецепт" излечения экономики явно не подходил России. Директор нью-йоркского бюро Экономической комиссии ООН для Латинской Америки заявил, что Москве «не следует повторять то, что получилось в других исторических обстоятельствах». По его словам, Экономическая комиссия ООН по странам Латинской Америки, безусловно, признает успех аргентинской программы привязки песо к доллару, однако ее осуществление привело, в частности, к огромному росту безработицы. Кроме того, в Аргентине была проведена широкая приватизация электростанций, предприятий телекоммуникации и значительной части железных дорог. В России же долгое время сохранялось серьезное сопротивление процессу приватизации. Более того, паритет аргентинского песо и доллара, установленный в 1991 г., удавалось сохранять благодаря поддержке международных финансовых институтов и международных банков, но к 1998 г. для оказания ряда чрезвычайных программ помощи у МВФ не оказалось достаточно средств для осуществления аналогичной программы в России.
Идея российского валютного правления не была реализована . (Моисеев С.Р.)

4. Инфляционное таргетирование

В 90-х годах XX века некоторые достаточно развитые в экономическом отношении страны отказались от установления ориентиров роста денежной массы и перешли непосредственно к установлению ориентиров для темпов инфляции (inflation targets). Стабильность цен признается в качестве единственной цели монетарной политики. Все остальное, в том числе изменение предложения денег и воздействие на их стоимость, являются инструментами достижения этой конечной цели.

Такая замена целей произошла последовательно в Новой Зеландии (институциональные реформы 1984, 1990 годов), Канаде (1988, 1991), Великобритании (1992), Швеции (1993), Финляндии (1993), Австралии (1993), Испании (1994), Южной Корее (1998), Исландии (2001), Норвегии (2001). В Великобритании новая политика заменила политику таргетирования валютного курса, которая привела к валютному кризису в сентябре 1992 года48. В Швейцарии с 2000 года используется симбиозный монетарный режим: наряду с установлением пределов колебаний процентной ставки (трехмесячной ставки Libor) задается среднесрочный прогноз инфляции, выступающий в качестве второго ориентира монетарной политики. Инфляционное таргетирование стало также монетарным режимом Европейского центрального банка с момента его образования (1999).
С некоторым опозданием за развитыми странами последовали бывшие социалистические страны, осуществившие переход к рыночным системам хозяйствования. Чехия и Польша ввели новые режимы в период валютно-финансово-кризиса 1997-1998 годов: Чехия - во время атаки на крону в 1997 г., Польша - осенью 1998 года, после стабилизации инфляции на уровне 10% в год. Венгрия перешла к инфляционному таргетированию в 2001 году, заменив им политику управляемого курса форинта в форме наклонного коридора. Далее режим ввели: Словения (2001), позднее вступившая в Европейский монетарный союз и принявшая его правила игры, Румыния (2003), Словакия (2005).

Интерес развивающихся стран к инфляционному таргетированию был связан с относительными успехами прежних режимов, позволившими снизить уровень инфляции, повысить степень ее прогнозируемости при достижении макроэкономической устойчивости. Первой из этой категории стран реформу денежно-кредитной системы провела Чили (1990, 1999), за ней последовали Израиль (1997), Бразилия (1999), Колумбия (2000) и Мексика (2001). Из африканских стран к инфляционному таргетированию перешла только ЮАР (2000).
Из стран Юго-Восточной Азии: Индонезия (1999), Таиланд (2000), Филиппины (2002) - после преодоления последствий валютно-финансовых кризисов 1997- 1998 годов.

О намерениях ввести целевое значение инфляции в монетарной политике периодически заявляют страны СНГ. Однако к настоящему моменту их воплотил в жизнь только Казахстан (2004). Периодически провозглашаемая Россией и Украиной готовность перейти к инфляционному таргетированию пока не может быть реализована, в виду неспособности этих стран достичь умеренных темпов инфляции.В России прогнозные значения инфляции (индекса потребительских цен) правительство устанавливает с 2003 года, однако в течение прогнозного периода они постоянно корректируются. По своим характеристикам это пока еще далеко не инфляционное таргетирование. Кроме того, в период кризиса Центральный банк РФ вернулся к управлению валютным курсом в качестве некой инструментальной цели монетарной политики. Наконец, прогнозы базовой инфляции в России являются производными от прогнозов мировой цены на нефть, что делает их крайне ненадежными.

Политика инфляционного таргетирования практически во всех странах на первом этапе доказала свою эффективность. Произошло значительное снижение темпов инфляции, причем это падение оказалось существенно выше, чем в других развитых странах с аналогичными характеристиками экономической системы.

Политика прямого инфляционного таргетирования выявила и ряд существенных ограничений.

Во-первых , уровень инфляции зависит не только от денежно-кредитной центрального банка, но и от фискальной политики правительства, в целом от поведения хозяйствующих субъектов. Неслучайно в некоторых странах (Новой Зеландии, Канаде, Австралии) важным элементом функционирования данного режима является заключение временных соглашений центрального банка с правительством. Кроме того, необходимо дополнение его жесткой антимонопольной политикой государства.

Во-вторых , политика инфляционного таргетирования неизбежно вызывает колебания объемов производства. Некоторые авторы считают это большим недостатком новой политики и предлагают комбинировать ее с таргетированием объемов производства (“output targeting”), подразумевая под этим провозглашение потенциальных размеров производства и пределов, в которых реальное значение объема выпуска может отклоняться от своего максимального значения;

В-третьих , рассматриваемая политика связана с проблемой доверия частных лиц к объявленным ориентирам роста общего ценового индекса. Если это доверие существует, и оно подкреплено верными экономическими прогнозами, то есть объявленные ориентиры находят подтверждение в действительности,политика инфляционного таргетирования становится важным инструментом воздействия на инфляционные ожидания публики и формирует ее поведение в желаемом направлении. В свою очередь, правильно сориентированное поведение усиливает кредитоспособность данной политики. Если же прогнозы постоянно не подтверждаются, либо публика скептически относится к объявленным ориентирам, такого взаимодействия нет, и политика терпит фиаско.

Зависимость инфляции от внешней конъюнктуры, состояния фискального баланса и особенностей тарифного регулирования естественных монополий на разных этапах реформы выступает также в качестве некого ограничителя на ответственность центрального банка за уровень инфляции в стране в части ее так называемой «базовой» составляющей. Попытки противодействия инфляции немонетарного происхождения монетарными методами могут привести к печальным последствиям для реального сектора экономики (снижению производства, занятости, удорожанию кредита и пр.), который станет заложником политики инфляционного таргетирования.

Кроме того, политика инфляционного таргетирования возможна только в странах с устойчивой экономической системой, имеющих длительную рыночную историю, в странах, где не происходит существенных структурных и институциональных изменений и хорошо отлажены монетарные инструменты “тонкой настройки” (fine tuning) экономики.

5. Таргетирование ссудного процента

Режимы таргетирования ссудного процента используются в некоторых высокоразвитых странах, где главной целью центрального банка считается обеспечение стабильности финансовой системы.

В настоящее время режим таргетирования процентной ставки активно применяет Банк Кореи, а также Национальный банк Швейцарии и Федеральная Резервная Система США. Нередко он используется вкупе с другими монетарными режимами. Некоторые западные исследователи считают монетарную политику, направленную на сдерживание колебаний процента, оптимальной для развитых стран.

6. Таргетирование номинального ВВП.

Таргетирование номинального ВВП или ВНД как некую альтернативу инфляционному таргетированию предложили Дж. Тейлор, а также Р. Холл и Г. Мэнкью в совместном исследовании. В качестве преимущества такого режима обычно указывается возможность совместного управления номинальной переменной (инфляцией) и реальной переменной (реальным ВВП), а также их взаимокомпенсации в случае неточного прогнозирования. Достоинством этого режима является также его непосредственная связь с прогнозированием спроса на деньги, которое должно стать основой для формирования предложения денег со стороны центральных банков.

Между тем данный режим подвергается набольшей критике со стороны ученых и политиков.

Подведем итоги.
В смене монетарных режимов можно обнаружить свою внутреннюю логику, соответствующую принципиальной схеме макроэкономической стабилизации. Для подавления высокой инфляции вначале применяется монетарное таргетирование. Таким образом осуществляется подавление чисто монетарных факторов инфляции. После формирования механизма рыночного валютного курса в странах с открытой экономикой осуществляется переход к валютному таргетированию или к симбиозному с монетарным режиму «валютного правления». Это способствует регулированию внешних факторов инфляции. По мере достижения относительно невысоких темпов внутренней инфляции целесообразно вводить режимы, основанные на таргетировании непосредственно того или иного индекса цен, тем более, «естественный уровень инфляции» достаточно хорошо просчитывается, содержит все меньшую долю неопределенности. И в качестве некой отдаленной перспективы видится политика, основанная на мониторинге структурных изменений и темпов экономического роста, и соответствующий ей монетарный режим таргетирования номинального ВВП.

Адекватной монетарной политикой в долгосрочном периоде является только такая, которая пассивно приспосабливается к структурным и институциональным изменениям в экономике, то есть следует не инструментальной, а конечной цели общественного выбора.

ПРИМЕЧАНИЕ:

"- не стоит отказываться от фиксации валютного курса, когда экономика слабо диверсифицирована и основная доля экспортно-импортных операций приходится на одну страну (целесообразна «привязка» к валюте страны основного торгового партнера). Однако в этом случае для достижения ценовой стабильности потребуются ограничения на пути потоков капитала;"

С.К. Дубинин, МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия),
Н.А. Миклашевская, МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия)
"ПЕРЕХОД К СВОБОДНОМУ КУРСООБРАЗОВАНИЮ В РОССИИ В РАМКАХ СТРАТЕГИИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕНОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ"

Таргетирование

(Тargeting)

Таргетирование - это экономическая, налоговая и денежно-кредитная политика государства по управлению основными хозяйственными показателями

Таргетирование инфляции, денежное и валютное таргетирование, таргетирование рекламы, монетарное таргетирование, таргетирование аудитории

Таргетирование (Тargeting) — это установление целевых ориентиров денежной системы

Таргетирование — это установление целевых ориентиров денежной системы, регулирование прироста агрегата денежной массы, которых придерживаются в своей политике центральные банки.

Таргетирование - это способ реализации хозяйственной политики государства или отдельного предприятия, выражающийся в выборе какой-либо экономической "мишени", на которую необходимо воздействовать, чтобы достичь определенных результатов, поставленной цели.

Таргетирование - это экономическая, налоговая и государства по целевому управлению основными хозяйственными показателями на среднесрочную перспективу.

Таргетирование — это 1) осуществление таргетинга, 2) установление целей государственного регулирования прироста денежного агрегата в прироста и на базе теории монетаризма, которая полагает, что основным инструментом кредитно-денежной политики государства должен быть жесткий над обращением агрегата денежной массы , а все другие вмешательства в хозяйственно-экономическую жизнь рассматривает как нежелательные.

Инфляционное таргетирование — это комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля за уровнем инфляции в стране.

Контроль инфляции состоит из нескольких стадий:

1) Установление планового показателя инфляции на некоторый (обычно год);

2) Подборка подходящего монетарного инструментария для контроля над уровнем инфляции ;

3) Применение этого монетарного инструментария в зависимости от текущей необходимости;

4) Сравнение уровня инфляции на конец отчетного периода с запланированным и анализ эффективности проведенной монетарной политики .

Основной инструмент проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции — манипулирование учетной процентной ставкой (ставкой рефинансирования). Так% ставкойй ставки повышает депозитные ставки в частных банках и увеличивает привлекательность сбережения денег, нежели траты. Понижение учетной ставки понижает депозитные ставки в частных банках и уменьшает привлекательность сбережения денег .

Кроме того, повышение учетной ставки повышает уровень процентной ставки учетной ставки банках и снижает % ставки кредитование. Понижение учетной ставки позволяет кредитным организациям снучетной ставкипроцентной ставки кредитования. Таким образом, сниставки %вки повышает уровень инфляции. Повышениучетной ставкики снижает уровень инфляции.

учетной ставкиustify">

Денежное таргетирование

Денежное Таргетирование на практике означает, что ЦБ поддерживает заданные параметры изменения Денежного агрегата. Такая стратегия основана на двух предпосылках:

Если существует стабильная связь между Деньгами и уровнем Цен, то ценовой стабилизации можно достичь ограничением Денежного агрегата;

Объем Денег должен быть контролируемым денежной Политикой на ограниченном временном горизонте.

При прямом Контроле инфляции стратегия Центробанка фокусируется непосредственно на динамике Инфляции. Политика Центробанка в этом случае сводится к более или менее механической реакции на отклонения прогнозных значений Инфляции от заданных значений на определенном временном горизонте.

Таргетирование Курса валют предполагает его фиксирование на заданном уровне путем корректировки Процентных ставок и денежной базы.

История таргетирования

Инфляционное Таргетирование двадцать лет назад считалось рисковым экспериментом, на который решались немногие страны, такие, как Новая Зеландия или . Сегодня оно признано не просто нормой Денежно-кредитной политики, его можно назвать новой «священной коровой» экономической мысли. Позиции сторонников Контроля инфлиции обрели такую силу, что как в развитых, так и в развивающихся Странах в Законы о центральных Банках были внесены положения, по которым «обеспечение стабильности Цен и поддержание низкой и устойчивой Инфляции является единственной целью Денежно-кредитной политики».

Многие воспринимают инфляционное Таргетирование как режим, где Центрбанк заботит только низкий рост Цен и ничего более. В этом свете денежные Власти могут выглядеть, как «инфляционный маньяк». Однако на деле инфляционное Таргетирование более прагматично. Центральные Банки, объявившие ценовую стабильность своей главной целью, предпочитают гибкое Таргетирование. Регулятор реагирует как на рост Цен, так и стремится обеспечить сбалансированный экономический рост, не зацикливаясь исключительно на проблеме Инфляции.

В первой половине 2000-х годов инфляционное Таргетирование торжественным маршем обошло всю планету. В 2009 году в числе его последователей насчитывается 29 Стран. Причем лишь семь из них являются развитыми. На модный режим успели перейти даже Сербия и Армения (2006 год), а также Гана (2007 год). В 2009-2011 годах на очереди стоят Египет, Тунис, Казахстан и Россия.

Популярность инфляционного Таргетирования во многом обусловлена удачным моментом его рождения. На протяжении 1990-2000-х годов глобальная экономика переживала расцвет. Ценовая стабильность была достигнута в группе развитых Стран и во многих развивающихся государствах. Столь низкая глобальная последний раз наблюдалась лишь в Период золотого монометаллизма в XIX столетии. Главы ряда центральных Банков поспешили заявить, что мастерство Денежно-кредитной политики достигло своего апогея и властям теперь все по плечу. В действительности, как свидетельствовали исследования, в низких Цен никакого различия между эффективностью инфляционного Таргетирования и Таргетирования денежного Предложения не существовало.

Мыльные пузыри на международных Сырьевых рынках могли положить конец моде на инфляционное Таргетирование. Всеохватывающая Инфляция требовала либо пересмотра инфляционных ориентиров, что подхлестывало инфляционные ожидания и подрывало доверие к Центробанку как главному борцу с ростом Цен, либо завинчивания гаек и увеличения Процентных ставок. Из-за того, что Инфляция носила глобальный характер, ужесточение Денежно-кредитной политики на Внутреннем рынке, что требовал режим инфляционного Таргетирования, не могло не кончиться плачевно. Инфляция осталась бы высокой, а неизбежно последовала бы за рестриктивной Политикой.

Окончание эпохи мыльных пузырей отодвинуло проблему эффективности инфляционного Таргетирования на будущее. Сегодня центральные Банки предпринимают неординарные эксперименты с денежно-кредитными инструментами и пытаются вытянуть экономику из Финансового кризиса любыми средствами. Рассуждения о Таргетировании ушли на задний план - «не до жиру, быть бы живу».

Российский ЦБ стоит на перепутье. По всей видимости, 2009 год станет переломным в определении приоритетов Денежно-кредитной политики. В «Основных направлениях единой государственной Денежно-кредитной политики на 2009 год и Период 20приоритетоводов», одобренных Центробанком в октябре 2008 года, обозначен переход к режиму Контроля инфлиции. Несмотря на , никто принятое решение не отменял - напротив, руководство Российского ЦБ заявило о своей верности модному режиму. Однако, изъясняясь в любви к инфляционному Таргетированию, Центрбанк не утрудил себя объяснить нашим гражданам, какие Дохода оно принесет и насколько подходит под особенности нашей экономики.

Тем не менее решение принято, и Власти всякий раз не устают подтверждать его незыблемость. Правда, для чистоты эксперимента в о Центробанке потребуется внести изменения, ведь во всех Странах - приверженцах нового режима - ценовая стабильность законодательно обозначена как конечная цель деятельности Центробанка. В нашей Основного Закона государства, в 75-й статье, утверждается, что вовсе не стабильность Цен, а «защита и обеспечение устойчивости рубля» является основной целью Российского ЦБ . Разумеется, никто по изменению Основного Закона государства проводить не собирается. По этой причине руководство Российского ЦБ предпочитает говорить, что инфляционное Таргетирование - исключительно техническое изменение в Денежно-кредитной политике, не требующее никаких «телодвижений» со стороны законодателей. Российский ЦБ стоит на перепутье. Несмотря на кризис, никто принятое решение о переходе к режиму Контроля инфлиции не отменял.

Таргетирование - это курс Центробанка, вводимый на снижение Инфляции. Причем, для снижения Инфляции применяется весь арсенал, весь возможный арсенал Денежно-кредитной политики. Как правило, за основу берется либо курсовая политика, либо процентная. Скажем так, в документе, в проекте основных направлений единой государственной Денежно-кредитной политики зафиксировано, что ЦБ, начиная со следующего года, будет осуществлять переход к Контролю инфляции. Правда, в этом документе на самом деле эта цель лишь обозначена.

Как правило, инфляции производится путем сжатия Денежного агрегата, путем, путем ограничения темпов роста Денежного агрегата и ограничительной Денежно-кредитной политикой, путем ограничения бюджетных расходов. Вот что означает Таргетирование.

На самом деле, в среднесрочной перспективе проведение подобной Политики будет чрезвычайно затруднено. Связано это будет со среднесрочными проблемами и долгосрочными проблемами российской экономики. Хотелось бы заранее оговориться, что при любом сценарии развития российской экономики - будь то высокие Цены на , будь то падение Цен на Нефть , нас ждет рост Инфляции вплоть до 15-20%. И это реальность. С чем это связано? При высоких Ценах на Нефть нас ожидает высокая Инфляция издержек, возможное укрепление курса рубля и ужесточение импортной конкуренции. Российские Предприятия будут поставлены в очень неблагоприятные условия, и выдержать подобные условия без опережающей технологической модернизации будет практически невозможно. По Среднему бизнесу, средний бизнес может значительно пострадать в результате такого сценария. При реализации другого крайнего сценария - падения Цен на , что нас ожидает? Это при ослаблении курса рубля будет расти у нас соответственно, обслуживание корпоративной задолженности. Потребности модернизации будут все равно удовлетворяться, поскольку мы в значительной степени зависим от Импорта. К сожалению, импортная зависимость от оборудования настолько велика, что производить модернизацию без этого будет невозможно. И все это будет перекладываться в рыночных условиях на плечи потребителя. Таким образом, нас ожидает развитие в условиях повышенного инфляционного фона. Это реальность. Следует отметить еще одну особенность развития российской экономики - это неравномерность отраслевого развития. К сожалению, назрели очень крупные проблемы в ряде отраслей, причем системообразующих отраслей, лежащих в основе развития экономики Российской Федерации. Это инфраструктуры, это добывающий комплекс, это наше сельское хозяйство. Ну, приведу цифру, что зависимость по некоторым группам, видам товаров от Импорта продовольствия составляет до 30%, даже по Мясу 40% почти. К сожалению, значит, наведение порядка, восстановление этих отраслей, удовлетворение их инвестиционных потребностей, восстановление их модернизации - это задачи долгосрочного Периода. И без их решения подавление Инфляции невозможно. Однако если эти проблемы не будут решаться, проблема Инфляции будет у нас перманентной. И это есть реальность.

Что можно сделать? Очевидно, что с Инфляцией справиться можно лишь в среднесрочной и долгосрочной перспективе путем таких уже стратегических мер, направленных на такую 5-7-милетнюю долгосрочную перспективу. Однако возможно и проводить меры в краткосрочном Периоде, которые позволят хотя бы сдержать инфляцию. Потому что задача Контроля инфлиции - она входит в противоречие с необходимыми инвестиционными потребностями нашей промышленности, нашей экономики. Значит, Инфляция по большей части она, конечно, наносит наибольший удар по населению и по кредитной активности. Вот здесь вот нужно учитывать этот момент и, безусловно, для снижения, для устранения последствий в краткосрочном Периоде это чисто уже бюджетные механизмы. Однако они требуют Консолидации усилий бизнеса и Власти по возможному контролю за величиной торговой наценки, тарифному регулированию, антимонопольной Политике. Это, конечно, требует такого спокойного взвешенного диалога. Также потребуется включение механизма Процентных ставок для ресурсо-недостаточных отраслей, активная поддержка банковского сектора путем операций по рефинансированию, что и проводится. А также плавное регулирование Курса валют в рамках возможного определения наклонного коридора. Нельзя в таких нестабильных внешнеэкономических условиях допустить скачков Курса валют . А ведь в основных направлениях государственной кредитно-денежной Политики зафиксирован переход к плавающему курсу рубля. Это вот такая мина замедленного действия.

Что еще можно сделать? Но это чисто бюджетные механизмы, осуществление поддержки социального сектора путем компенсации Издержек на питание. В частности, припомним программу "фуд-стемп", которая применяется в США, охватывает почти 26 миллионов человек. Она подразумевает выдачу талонов на питание и государственные закупки у сельского хозяйства, отечественного сельского хозяйства под эти талоны. Собственно, (неразборчиво) и поддержку нашего сельского хозяйства. А вот что нужно делать в долгосрочной перспективе? Т.е это перспектива 5-7 лет. Значит, единственно возможным путем, который позволит Государству держать Контроль над внутренними ценами, устраняя ее основную причину - несбалансированность между Предложением товаров и услуг и неэффективным, т.е неплатежеспособным спросом, является импортозамещение. Для этого необходим технологический рывок в энерго-сырьевом секторе и в секторах инфраструктуры. Причем, рывок вплоть до перестройки этих секторов, ухода от нефти, потому что крупных месторождений у нас не осталось. Переход на Новые технологии (разработки). Колоссальная задача, требующая триллионов инвестиций. Что для этого потребуется? Для этого потребуется проведение Денежно-кредитной политики, основанной на Выпуске Денег под будущий ВВП. Это возможно. Но потребует очень высокоточного прогнозирования. Тоже задача очень непростая. Требует она возрождение отраслевого принципа управления экономикой и возрождения инструмента межотраслевого баланса, который сейчас в настоящий момент разрушен. При этом денежно-кредитная, бюджетная политика Государства должна быть построена под цели и задачи управления реальным сектором экономики, а не наоборот. В основе развития, в основе будущего развития модели импортозамещения лежит инвестиционный , направленный на модернизацию. Поскольку уровень высокой Инфляции Крупному бизнесу все таки и крупным Банкам сохраниться все таки легче, им выжить легче. Необходима ускоренная Консолидация промышленного и Финансового капитала, создание крупных финансово-промышленных групп при лидирующей роли или вокруг государственных корпораций. Речь идет о частичном внедрении японской модели социально-экономического развития применительно к российским условиям. Создание финансово-промышленных групп может идти как по горизонтальному, так и по вертикальному принципу. Это обеспечит устойчивость экономического роста в сложившихся внешних и внутренних условиях. А также налаживание диалога между бизнесом и Властью. Следует отметить внимание, обратить внимание на такую проблему. Что если мы не увидим проблем, сложившихся в отраслях, мы не сможем их ликвидировать. Т.е диалог между бизнесом и Властью просто необходим. Нужно видеть эти проблемы, их обсуждать. Причем обсуждать с учетом конкретных уже и предложений.

Что еще хотелось бы сказать в завершении? Безусловно, Инфляция, т.е. рост Цен в экономике дестабилизирует ожидание экономических субъектов инвестиционного процесса. Однако этого допустить нельзя. Это указывает на то, что если это и является данностью, данностью, которой избежать нельзя, следует отказаться от мер жесткого Таргетирования или, скажем так, применить нестандартные методы Таргетирования. В краткосрочном Периоде необходимы меры, направленные на сдерживание и управление Инфляцией в целях формирования стабильных экономических ожиданий. Значит, краткосрочная деятельность по управлению Инфляцией должна быть построена по долгосрочной задаче. Таким образом, Контроль инфляции с помощью традиционного инструментария, который мы можем видеть и в выступлениях, противоречит задачам развития экономики Российской Федерации . Хотелось бы завершить свое выступление и поблагодарить за внимание.

Для хорошей кликабельности объявлений и лучшей конверсии необходимо демонстрировать свое предложение сегментам заинтересованной в продукте аудитории, иначе реклама будет стрельбой из пушки по воробьям, и вложения не окупятся. Для этого существуют таргетинги — специальные настраиваемые фильтры, разрешающие показ только по определенным параметрам.

Сам термин переводится как нацеливание. В каждой рекламной системе свои доступные настройки, а в некоторых источниках трафика они вообще отсутствуют. Разберемся, какие способы таргетирования существуют, и как они работают.

Методы таргетинга.

  • Фильтр по площадкам размещения.
  • Через составление объявлений.
  • По ключевым словам.
  • Сужения аудитории до целевых сегментов.

Площадки размещения.

В отдельных источниках трафика имеется таргетинг по сайтам, на которых будет размещено Ваше предложение. Например, .

В принципе, это тот же прицел на потенциальных покупателей, только через их интересы — если человек посещает выбранный ресурс, значит его интересует тематика сайта. И Ваше предложение, при правильном выборе площадки, будет попадать в целевую аудиторию, что даст клики и конверсии.

Правильно составленные объявления.

Возьмем для примера таргетинг по половому признаку — через корректировку ставок в Директ настраиваем показ мужскому сегменту аудитории.


Как Яндекс определяет, кто ввел запрос в поиск? Только по зарегистрированному аккаунту почты в этом браузере на этом компьютере.

Но не в каждой семье у всех ее членов свои ПК, а с одного может зайти и жена, и дочь, и теща, что лишает смысла таргетирование. Поэтому необходимо «прицеливаться» через неочевидный метод таргетинга, а именно — через само объявление.

Мужчины и женщины по-разному воспринимают рекламу и принимают решение о покупке: для первых важны технические моменты, вторые реагируют на эмоциональном уровне.

Например, при продаже мультиварки для мужского сегмента в тексте пишется что-то вроде «Немецкая керамика Greblon. многофункциональность, гарантия 3 года», для женской «Быстрое приготовление ХХХ блюд — просто засыпь продукты». Ну и соответствующие картинки — в первом случае сама мультиварка с комплектующими, во втором — она же на фоне радостной хозяйки (это лишь пример).

Пример из КМС Adwords


Этот метод отличается от предыдущих тем, что с его помощью идет привязка показов не к сегментам аудитории, а к рекламируемому продукту. Например, таргетинг на ключевые слова «купить мультиварку, мультиварка недорого» ничего не говорит рекламной системе о признаках ЦА для фильтрации, и объявление будет демонстрироваться любому, кто ввел или вводил ранее запрос.

Поэтому желательно использовать прицел по ключам в совокупности с фильтром по демографии, а в идеале — создавать несколько кампаний с одинаковыми ключевыми словами, но на разные группы пользователей. В этом случае при анализе статистики будет видно, какой сегмент лучше конвертируется, а на какой не стоить тратить бюджет.

Таргетированная реклама.

Самый большой перечень настроек таргетингов на сегменты целевой аудитории представляют соцсети , и :

  • Пол, возраст.
  • Геолокация.
  • Категории интересов.
  • Семейное положение.
  • Уровень дохода.
  • Участие в сообществах.
  • Образование.
  • Многие другие — в зависимости от площадки.

По запуску кампаний в каждом из названных источников трафика есть подробные статьи на сайте, повторяться не вижу смысла.

Я остановлюсь на таргетинге по геолокации в контекстной рекламе. Почему именно на нем? Все просто — мне уже несколько раз прилетают вопросы по настройке регионов показа в Яндекс Директ. Разбираемся.

Как настроить географический таргетинг Директ.

Про пользу таргетирования по географии проживания пользователей всем понятно, но я все же перечислю основные моменты, когда это важно:

  • Когда предлагаемый продукт только для определенного региона. Например, услуги адвоката в Брянске или продажа квартир в Орле.
  • Когда оффер предположительно для какой-либо местности. В качестве примера — вряд ли Вы окупите рекламу рыбацких сапог на Москву.
  • При высокой конкуренции исключение той же Москвы и Питера из показов, как городов с дорогими кликами.
  • Когда рекламодатель не принимает трафик из отдельных регионов или стран.
  • При отключении городов и областей как нерентабельных на основе анализа статистики.

Настроить географический таргетинг в Яндекс Директ можно в параметрах кампании, кликнув на кнопку «Изменить»


Сами настройки просты — в открывшемся окошке добавляете или исключаете из показов страны, области и города галочками в чекбоксах.

Кроме этого, есть опция корректировки ставок по местоположению. Если ее включить, можно снизить ставку по регионам со слабой конверсией до 90% от установленной цены клика, тем самым сократив по ним показы. Или наоборот, увеличить до 1200% по местоположению, откуда идет самый целевой трафик.


Заниматься корректировкой можно как при начальной настройке параметров кампании, так и отредактировать их после анализа статистики.

Теперь несколько слов про расширенный географический таргетинг Директ. Он включен по умолчанию и работает как на поиске, так и в РСЯ.

В поисковой кампании. Если Вы продвигаете продукт по определенному региону и задали его в настройках, объявление будет демонстрироваться и тем пользователям, в запросе которых есть название этого региона независимо от их нахождения в данный момент. Например, Вы предлагаете услуги автосалона, показ по географии город Тула. Житель Перми набрал в поиске «автомобили в Туле» и увидел Вашу рекламу.

В РСЯ несколько другой алгоритм. При включенном расширенном географическом таргетинге Директ определяет географическую принадлежность пользователя по анализу мест наиболее частого выхода в интернет за последние 90 дней. На основании данных система покажет человеку рекламу автосалона независимо от упоминания региона в запросе и местонахождения в данный момент.

На этом о методах и сегментах таргетинга заканчиваю, применяйте, профитных кампаний.

Первым этапом проведения политики монетаризма Центральными Банками стало включение денежных агрегатов в свои эконометрические модели. Уже в 1966 году ФРС США начала изучать динамику денежных агрегатов. Распад Бреттон-Вудской системы способствовал распространению монетаристской концепции в денежно-кредитной сфере. Центральные Банки крупнейших стран переориентировались с таргетирования валютного курса на таргетирование денежных агрегатов. В 1970-х годах ФРС США в качестве промежуточной цели выбрала агрегат М1, а в качестве тактической цели - процентную ставку по федеральным фондам. После США Германия, Франция, Италия, Испания и Великобритания объявили об ориентирах прироста денежной массы. В 1979 году европейские страны пришли к соглашению о создании Европейской валютной системы, в рамках которой обязались удерживать курсы своих национальных валют в определённых пределах. Это привело к тому, что крупнейшие страны Европы проводили таргетирование и валютного курса, и денежного предложения. Небольшие страны с открытой экономикой, типа Бельгии, Люксембурга, Ирландии и Дании продолжали таргетировать только валютный курс. При этом в 1975 году большинство развивающихся стран продолжало поддерживать какую-либо разновидность фиксированного курса. Однако, начиная с конца 1980-х годов денежное таргетирование начало уступать свои позиции инфляционному таргетированию. А уже к середине 2000-х годов большинство развитых стран перешло к политике определения целевого ориентира инфляции, а не денежных агрегатов.

Заключение

Причину экономической нестабильности монетаристская теория усматривает в нарушениях функционирования денежного сектора, в чрезмерном росте денежной массы. Положения и выводы монетаристской школы опираются на количественную теорию денег, признание способности рыночной экономики к саморегулированию. Подчеркивается исключительная роль денег - особого товара, позволяющего максимизировать доходы от других видов активов.М. Фридмен и его последователи исходят из того, что между ростом денежной массы и динамикой национального дохода существует тесная корреляционная связь. Она наиболее рельефно проявляется в рамках долгосрочного периода. В пределах одного хозяйственного цикла изменения в темпах роста денежной массы и номинального дохода происходят с разрывом во времени в несколько месяцев. Наличие временных лагов говорит о неэффективности краткосрочных методов регулирования.

В отличие от кейнсианских взглядов монетаристская теория исходит из признания устойчивого спроса на деньги, являющегося главным условием устойчивости платежеспособного спроса и рыночной системы в целом.

Предпочтение отдается денежно-кредитной политике. Рецепт монетаристов заключается в том, что денежная масса должна постоянно расти с неизменной скоростью, соответствующей темпу роста производства (денежное правило Фридмена).

Как показала практика, бездумное использование монетаристских рецептов не способно обеспечить решение задач переходного периода. Теория монетаристов не должна рассматриваться как универсальная. Рекомендации монетаристов следует использовать с учетом реальных условий, в сочетании с другими мерами экономической политики.

Таргетирование денежных агрегатов предполагает обеспечение стабильности цен путем контроля со стороны центрального банка за определенным денежным агрегатом. Иногда используется термин «монетарное таргетирование», что не совсем точно, так как этот термин имеет более широкое значение и характеризует процессы в монетарной сфере.

Диапазон способов реализации режима таргетирования денежных агрегатов определяются выбором денежного агрегата, типом целевого коридора и способами управления выбранным агрегатом.

Конкретное формулирование целей зависит от условий страны. В большинстве случаев это не точка, а интервал на конец года или коридор на год или на несколько лет.

Преимущества режима состоят в возможности проведения центральным банком независимой монетарной политики и его адекватном реагировании на специфические проблемы национальной экономики.

Достоинством режима таргетирования денежных агрегатов является оперативное информирование рынка о текущем состоянии в денежной сфере, так как соответствующие статистические данные публикуются с запаздыванием всего в несколько недель. Это способствует стабилизации инфляционных ожиданий и помогает избежать проблем, связанных с непоследовательностью монетарной политики.

В то же время данный режим не лишен недостатков. Для его эффективного использования необходима сильная и устойчивая связь между динамикой выбранного денежного агрегата и темпами инфляции. При этом центральный банк имеет возможности в большей мере контролировать узкие агрегаты (М 0 , денежная база), тогда как динамика изменения денежной массы (М 2 или М 3) зависит от деятельности ряда экономических агентов. Наряду с этим, между воздействием на избранный денежный агрегат и инфляцией существует значительный и неустойчивый временной лаг. Кроме того, в условиях финансовых инноваций, компьютеризации рынка и глобализации эти связи становятся более волатильными и трудно предсказуемыми.

Инфляционное таргетирование

Инфляционное таргетирование направлено на снижение и поддержание на низком уровне цен, отражаемых общим или специально сконструированным индексом инфляции при высокой степени транспарентности и отчетности в формулировании и осуществлении монетарной политики. Цели по инфляции могут устанавливаться определенной величиной или как интервал в форме наклонного или горизонтального коридора.

В зависимости от жесткости обязательств центрального банка по достижению ориентиров по инфляции и наличия дополнительных целевых ориентиров монетарной политики различают три основных режима инфляционного таргетирования: полноценное, смешанное или облегченный его вариант.



Полноценное инфляционное таргетирование (ПИТ) предполагает высокую степень доверия к центральному банку, жесткую ориентацию монетарной политики только на показатель инфляции, полную прозрачность политики центрального банка и его подотчетность.

Смешанное инфляционное таргетирование (СИТ) позволяет центральному банку наряду с инфляцией принимать ориентиры по другим показателям (как правило, по росту ВВП, а в отдельных случаях по снижению безработицы). Наличие одновременно двух (и более) целей монетарной политики предполагает меньшую степень ее прозрачности.

Облегченный вариант инфляционного таргетирования (ОИТ) используется преимущественно странами, подверженными экономическим шокам, не обладающими финансовой и макроэкономической стабильностью, развитыми финансовыми рынками. Политика центрального банка в таких странах, как правило, не обладает высокой степенью доверия. В этих условиях ориентир по инфляции не может являться единственной целью политики центрального банка. Как правило, эта разновидность инфляционного таргетирования используется для подготовки к переходу на одну из вышеназванных разновидностей таргетирования инфляции. В ходе применения ОИТ проводятся структурные реформы, направленные на развитие финансового сектора страны, обеспечение макроэкономической и финансовой стабильности.

Страны, использующие ПИТ и СИТ, имеют значительно более высокий коэффициент монетизации (являющийся обобщающим показателем развития финансовой системы страны), более высокую капитализацию рынка ценных бумаг и более низкие процентные ставки, чем страны, применяющие ОИТ. Высокий уровень развития финансовых рынков помогает проводить монетарную политику посредством косвенных инструментов с использованием краткосрочных процентных ставок в качестве операционных ориентиров.



Введение и использование полноценного режима инфляционного таргетирования предполагает наличие или создание определенных макроэкономических и институциональных условий, в качестве которых обычно указываются:

Законодательно установленная и реально осуществляемая независимость центрального банка;

Соблюдение фискальной дисциплины;

Наличие развитых финансовых рынков и их инфраструктуры, чтобы обеспечить эффективную трансмиссию мер монетарной политики.

В экономической литературе выделяют ряд потенциальных преимуществ инфляционного таргетирования в части ответственности центрального банка за ценовую стабильность, повышения адекватности оценки и прогноза инфляционных процессов, гибкого реагирования центрального банка на изменение ситуации в экономике и финансовой сфере, более высокой транспарентности монетарной политики, сокращения инфляционных ожиданий.

В то же время введение и использование режима инфляционного таргетировния требует решения ряда проблем, включая:

Оценку зрелости всего комплекса экономических, институциональных и правовых предпосылок для введения данного режима;

Необходимость учета и анализа большего числа факторов инфляции – импортных цен, цен производителей, соотношения номинальных и реальных процентных ставок, динамики оплаты труда и доходов;

Формирование более сложного механизма управления инфляционными процессами на основе углубления сотрудничества между центральным банком и другими органами государственного управления.

Тема 5. Процентная политика

Национального банка

Республики Беларусь

В продолжение темы:
Из Бумаги

Открытка, как сердечко, изготовленная своими руками. Фотографии готовых открыток. Открытка, как сердечко, изготовленная своими руками. Фотографии готовых открыток....

Новые статьи
/
Популярные