Сущность и функции финансов. Финансы и их функции Примером выполнения государством стабилизационной функции финансов является

Условия возникновения финансов — формирование, распределение и применение денежных доходов, из чего складываются три функции: распределительная, контрольная и регулирующая.

Распределительная функция

Отвечает за обеспечение финансовыми ресурсами каждого звена системы. Основная задача — распределение национального дохода в соответствии с потребностями государства и населения. Доходы формируются за счет налогов и выручки, полученной в результате реализации товаров и услуг.

Распределение доходов позволяет:

  • равномерно развивать отрасли народного хозяйства;
  • укреплять государство, экономику и обороноспособность страны;
  • повышать уровень жизни населения.

Контрольная функция

Экономическая целесообразность и соблюдение действующего законодательства — обязательные составляющие контрольной функции. Контроль необходим на всех уровнях движения финансов и при любой финансовой операции. Финансовый контроль — инструмент для предупреждения экономических правонарушений, позволяющий:

  • контролировать производство товаров и услуг;
  • следить за процессом расходования ресурсов;
  • сокращать расходы и потери;
  • предупреждать расточительство.

Регулирующая функция

Регулирование направлено на улучшение экономической ситуации или выход из кризиса. Основные рычаги регулирования — налоговая и кредитная политика. В государственном регулировании нуждаются:

  • общественный сектор;
  • денежное обращение;
  • государственные финансы;
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • экономическая безопасность.

Функция объективна, стабильна, раскрывает общественное назначение и роль экономической категории.

В экономической науке нет единого мнения о количестве функции финансов. Большинство экономистов считают, что финансы выполняют пять функции или отдельные из них: 1) распределительную, 2) регу­лирующую, 3) контрольную, 4) воспроизводственную; 5) стимулирующую. Кроме того, применительно к финансам предприятий и организаций учеными выделяются и другие функции, которые в большей мере детализируют общие функции.

Распределительная функция. Эта функция осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения.

Субъектами распределения на микроуровне выступают юри­дические и физические лица, на макроуровне – государство, а объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме.

С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перерас­пределение этой стоимости (на макроуровне).

Распределительная функция охватывает три последователь­ные ступени (ОРИ):

1) образование фондов финансовых ресурсов . На микроуров­не создаются фонды финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и семейные бюджеты домохозяйств, а на макроуровне централи­зованные и целевые денежные фонды государства и муниципальных образований;

2) распределение фондов финансовых ресурсов через финансовые инст­рументы. На микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизации и др.) и домаш­него хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

3) использование фондов финансовых ресурсов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне - улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосударственных по­требностей страны.

В результате распределения ВВП и НД создаются доходы об­щества.

При первичном распределении на микроуровне возникают основные, или первичные, доходы. В сфере материального произ­водства к первичным доходам относятся: прибыль предприятий; отчисления в социальные, внебюджетные фонды; доходы работающих.

Формирование первичных доходов материального производ­ства - это начальный этап распределения, обусловленный за­конами товарного производства. Первичное распределение про­должается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных, или производных, доходов.

Необходимость перераспределения НД связана: 1) с межот­раслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах наиболее эффективного и рационального использования до­ходов и накоплений предприятий и организаций; 2) с наличием двух сфер - производственной и непроизводственной (просве­щение, здравоохранение, социальное обеспечение, управление, оборона, где не создается НД); 3) существованием различных социальных групп населения.

Перераспределительный процесс ВВП и НД осуществляется прежде всего через финансы, которые обеспечивают условия для других распределительных категорий, как зарплата, торговля, налоги, кредит, цены и расходы. В результате пе­рераспределения формируются общегосударственные фонды - бюджеты всех уровней и внебюджетные социальные фонды. До­ходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить лиц, не занятых в сфере материального производства или вообще не участвующих (не имеющих возможности участ­вовать) в трудовом процессе.

Перераспределение национального дохода в Российской Фе­дерации происходит в интересах структурной перестройки хо­зяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельского хозяйства, транспорта, энергетики) в пользу наименее обеспе­ченных слоев населения страны.

Таким образом, распределительная функция финансов по­зволяет:

1) образовывать денежные фонды на уровне предприятия и домашнего хозяйства, а также государства;

2) образовывать не просто денежные фонды, а целе­вые фонды финансовых ресурсов назначения;

3) осуществлять межотраслевое, межтерриториальное пере­распределение, а также между сферами и социальными группами;

4) создавать необходимые резервы как на уровне предпри­ятий, так и государства.

Контрольная функция. Неотделима от распределительной - контрольная функция финансов, под которой принято понимать внутренне присущую им способность объективно контролировать соблюдение признаков, присущих фондам финансовых ресурсов, которые: 1) выражают отношения собственности; 2) динамичны; 3) имеют ведомственную закрепленность и строго целевую направленность; 4) нормативно регламентированы и др.

Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, формированием и использованием фондов финансовых ресурсов. Контроль рублем имеет две формы:

Контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

Контроль за реализацией финансовой тактики и стратегии.

В результате использования контрольной функции финансов осуществляется систематический контроль за выполнением социально-экономических показателей, производственных планов, соблюдением режима экономии, использованием основных фондов и оборотных средств, фондов оплаты труда и фондов потребления, соблюдением плановых и нормативных пропорций расходования ресурсов.

Суть контрольной функции финансов выражается в возможности отслеживания на основе финансовых показателей состояние экономики в целом на основе анализа достигнутых фактических финансовых показателей, а также обеспечивая необходимой информацией органы управления финансами.

Контрольная функция финансов предприятий реализуется по следующим основным направлениям:

Контроль за правильным и своевременным перечислением средств в фонды финансовых ресурсов по всем установленным источникам финансирования;

Контроль за соблюдением заданной структуры фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

Контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов

Форма проявления контрольной функции финансов всегда конкретна. Она может быть направлена на предприятие как единый объект управления, на филиалы или структурные подразделения, на отделы или службы, на отдельно взятого работника.

Финансы, связанные с движением де­нежной формы стоимости ВВП, обладают свойством количест­венно через финансовые ресурсы отображать воспроизводствен­ный процесс. Сущность финансового контроля - сообщать обществу о всех неполадках в экономико-денежных отношени­ях. Контрольная функция, наглядно представляющая воспроиз­водственный процесс, сигнализирует о возникающих отклоне­ниях в пропорциях распределения ВВП и НД, в своевременном и полном образовании целевых денежных фондов, в обеспечен­ности необходимыми ресурсами производственного процесса. Контрольная функция финансов проявляется:

1) до наступления распределительного процесса, когда со­ставляются программы, прогнозы, бюджеты;

2) в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет;

3) в процессе подведения итогов, составления оценок ис­полнения денежных фондов.

Контрольная функция реализуется через:

1) финансово-хозяйственный контроль на отдельных пред­приятиях, на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета;

2) финансово-бюджетный контроль, при выполнении нало­говых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;

3) кредитно-банковский контроль, при использовании прин­ципов кредитования и денежных расчетов и т.д..

Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспечении сбалансированности стоимостного выражения материальных, и трудовых средств и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства и обеспечивает простое и расширенное воспроизводство средств производства, рабочей силы и производственных отношений. Данная функция финансов реализуется через целевые фонды: фонд амортизации, фонд оплаты труда, фонды накопления с социального назначения.

Воспроизводственная функция проявляется в показателях прибыльности и ликвидности активов. Эффективное управление финансовыми ресурсами позволяет повышать прибыльность и обеспечивать долгосрочные инвестиции. Для поддержания высокой прибыльности и ликвидности решающую роль играет управление собственным и привлеченным капиталом. Большое значение имеет соотношение части прибыли, направляемой на потребление, и части прибыли, идущей на увеличение собственного капитала предприятия (на накопление). Воспроизводственная функция стимулирует накопления. Проблема накоплений тесно связана с государственной финансово-кредитной политикой. Она актуальна для финансов микроуровня во всем мире.

Стимулирующая функция финансов объективно присуща в силу целевой направленности сферы производства ВВП и необходимостью стимулировать труд работников. Проявление данной функции находит выражение в количественных и качественных показателях, структуре фонда оплаты труда, образования и использования фондов накопления и стимулирования. Наличие прямой зависимости между результатами деятельности предприятия в целом и каждого отдельного работника, с одной стороны, и образованием и использованием фондов, имеющих стимулирующую направленность, долей достающейся каждому участнику в зависимости от трудового вклада и результативности труда – с другой, обеспечивается в процессе реализации данной функции финансов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством госу­дарства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

На микроуровне (предприятие) - эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих.

На макроуровне (государство) эта функция, используя го­сударственные расходы, налоги, госкредит, достигает таких же результатов.

Ряд ученых стоит на позиции, что функции любой экономической категории представляют форму выражения ее общественного назначения , они должны выражать специфику именно данной категории. Такие же функции, как воспроизводственная, распределения, обеспе­чения, стимулирования, присущи практически всем другим экономическим категориям - цене, прибыли, заработной плате, налогам и т. д., это не функции категории, а функции управления соответствующим процессом.

М. В. Романовский, учитывая, что функции финансов предприятий реализуются на уровне микроэкономики и непосредственно связаны с формиро­ванием и использованием капитала и денежных фондов пред­приятий в условиях их экономического обособления и удов­летворением частных благ на возмездной эквивалентной основе. Это связано с получением денежных средств и осуще­ствлением денежных затрат, которые и реализуются в трех перечисленных ниже денежных потоках, отражающих все де­нежное хозяйство предприятия в стоимостной форме:

♦ регулирование денежных потоков предприятия;

♦ формирование финансовых ресурсов;

♦ использование финансовых ресурсов.

Он предлагает следующую детализацию функций финансов организаций:

функция «регулирования денежных потоков предприя­тия » отражает специфику общественного назначения финансов предприятий, присущую только данной категории и связанную с процессом формирования и использования финансовых ресурсов, который опосредствован соответствующими денежными потоками.

функции «формирование» и «использование финансовых ресурсов» предопределены условиями регулирования денежных потоков, которые и проявляются в данной функции, имманентно присущей только финансам предприятий, которые и создают общественные условия для осуществления этого процесса.

Реализация всех этих трех функций в процессе управле­ния финансами предприятий естественно сопровождается, и осуществлением контроля как одной из функций любого уп­равленческого процесса. Контрольная функция финансов предприятия реализуется посредством внешнего и внутри­фирменного (корпоративного) контроля.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Дисциплины

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Специальность 061000 - Государственное и муниципальное управление

Составитель Г.В. Морунова

Канд. экон. наук

Санкт-Петербург

Тема 1. Понятие, сущность и функции финансов

Финансы - определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и местного самоуправления и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Денежные средства - это деньги, находящиеся в полном распоряжении экономических субъектов и используемые ими свободно, без целевого назначения и ограничений. Денежные фонды - это обособившаяся часть денежных средств, имеющая целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования. Централизованные денежные фонды - фонды, формируемые и используемые государством (бюджет, специальные целевые фонды, внебюджетные фонды) в лице его органов федеральной, региональной и местной власти. Децентрализованные денежные фонды - фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов и граждан.

Главным материальным источников денежных фондов выступает национальный доход страны - вновь созданная стоимость.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Деньги первичны - финансы вторичны.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Финансы отражают взаимоотношения всех юридических субъектов хозяйствования и домашних хозяйств, связанные с образованием и движением фондов денежных средств.

Критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:

1. Реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного владельца к другому.

2. Распределительный характер этих отношений (распределение стоимости ВВП и доходов от внешнеэкономической деятельности).

3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса (производство, обмен, потребление).

Таким образом, с помощью финансов:

Распределяется стоимость произведенных товаров и услуг и происходит формирование и использование денежных доходов, поступлений и накоплений у экономических субъектов: домохозяйств, организаций и государства, которые используются для решения социальных и экономических задач;

Производится перераспределение доходов и накоплений прошлых лет через бюджетную систему (налоги, займы, ассигнования, субсидии, пенсии) и через финансовый рынок (выпуск ценных бумаг, размещение паев, кредитов и займов, поступление дивидендов, процентов, страховые взносы и выплаты);

Количественно отображается воспроизводственный процесс в целом и его отдельные фазы (через индексы фондовых бирж, рентабельность хозяйств, бюджетные доходы, государственный долг, дефицит бюджета и т.д.).

Финансовые отношения , выражая непрерывное движение стоимости, циркулируют на всех уровнях мировой системы хозяйствования и классифицируются следующим образом (рис.1) :

Финансовые отношения


Рис. 1. Классификация финансовых отношений

Примерами финансовых отношений являются отношения между:

Предприятиями в процессе приобретения товаров, реализации продукции и услуг;

Предприятиями и вышестоящими организациями при соз­дании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

Государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

Государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

Предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

Отдельными звеньями бюджетной системы;

Органами имущественного и личного страхования, пред­приятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

Денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование);

Банками и населением (вклады населения в сбербанк и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата банками населению дохода по вкладам, сертификатам;

Вышеуказанными сферами и отраслями и теневой экономикой.

Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы - как совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования.

Источниками финансовых ресурсов выступают:

На уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизация, продажа цен­ных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

На уровне населения: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредит­но-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

На уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от госу­дарственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации го­сударственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономи­ческой деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципаль­ный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Финансовые ресурсы предназначены для :

Выполнения финансовых обязательств;

Покрытия затрат по расширенному воспроизводству;

Материальному поощрению работников.

В целом, финансовые ресурсы государств а складываются из трех источников :

1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2) средства внебюджетных фондов;

3) ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).

Функции финансов

Выделяют две основные функции финансов - распределительную и контрольную .

1. Распределительная функция финансов заключается (рис. 2):

1) в создании так называемых основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства;

2) в создании вторичных или производных доходов путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.



Рис. 2. Распределительная функция финансов

Созданный в обществе ВВП за вычетом потребленных в процессе производства средств производ­ства проходит первичное распределение, результатом которого является формирование доходов основных участников сферы ма­териального производства. Возникает необходимость перераспре­деления созданного продукта, которое обусловлено:

Наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой материальный продукт не создается (образова­ние, здравоохранение, оборона и т.п.);

Дифференциацией доходов различных групп населения, ко­торая неизбежна в условиях рыночной экономики;

Неравномерностью развития отдельных территорий и отрас­лей хозяйства.

В итоге перераспределения формируются доходы государства; доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы; на­селение получает дополнительные денежные средства через соци­альные выплаты; территории и предприятия -дополнительные ресурсы для развития.

Таким образом, вторичные доходы форми­руют конечные пропорции использования национального дохода и играют важную роль в сбалансированном развитии отдельных отраслей хозяйства и территорий, обеспечении достойного уров­ня жизни широких слоев населения.

2. Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса расширенного воспроизводства.

Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений как на микро-, так и на макроуровне.

Финансовый контроль для частных предприятий связан с кон­тролем в части полноты и своевременности налоговых платежей, правильности отражения затрат на производство и реализацию продукции, формирования и использования доходов от предпри­нимательской деятельности. Для бюджетной сферы - это конт­роль за целевым использованием бюджетных средств, исполнени­ем сметы расходов. Для частных лиц контроль связан со своевре­менностью и полнотой уплаты налогов с доходов, собственности.

Финансовый контроль со стороны органов го­сударственной власти - это проверка со­блюдения финансового законодательства в части своевременнос­ти и полноты выполнения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, кредитной системой, а также взаимных расчетов и пла­тежей между предприятиями и организациями.

Таким образом, финансовый контроль нацелен на повышение эффективности использования бюджетных средств, экономическое стимулирова­ние предпринимательской деятельности, рациональное использо­вание имеющихся в распоряжении общества материальных, при­родных, трудовых и финансовых ресурсов.

Помимо распределительной и контрольной функций финансы выполняют регулирующую функцию , которая проявляется через воздей­ствие государства на экономическое развитие (поведение хозяй­ствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Основными инструментами, которые при этом используются, являются следующие:

Налоги, которые могут как сокращать, так и стимулировать предпринимательскую деятельность и частное потребление;

Государственные расходы, которые побуждают фирмы или работников производить те или иные товары и услуги, а также социальные выплаты, обеспечивающие определенный уровень доходов некоторым слоям населения;

Регулирование или контроль, посредством принятия соот­ветствующих законов, определенных видов экономической дея­тельности, вплоть до запрещения некоторых из них;

Установление предельных цен на некоторые товары и услу­ги (главным образом в отраслях естественных монополий).

В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизирующую функцию , которая заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов.

Функции финансов осуществляются :

На всех уровнях управления экономической системой (федеральном, территориальном, местном);

Во всех сферах общественной жизни (материальное производства, сфера обращения, сфера потребления);

На всех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном - финансы предприятий, внутриотраслевом - финансы комплексов, межотраслевом и межтерриториальном - госбюджет и внебюджетные фонды).

Сущность финансов реализуется в выполняемых ими функциях, посредством которых рас-крываются свойства и назначение финансов как особой экономической категории.

1. Распределительная функция проявляется при распре-делении национального дохода, в процессе создания так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна первоначальному национальному доходу.

Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы:

1) доходы предприятий сферы материального произ-водства;

2) зарплата работников, занятых в сфере материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общест-венных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материаль-ных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение, или перераспределение, нацио-нального дохода.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. К ним относятся доходы, полу-ченные в отраслях непроизводственной сферы. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Необходимость перераспределения совокупного общест-венного продукта возникает вследствие :

Наличия наряду с производственной непроизводст-венной сферы (оборона, образование и т.д.);

Неравномерности развития отдельных отраслей и тер-риторий;

Различия в доходах различных групп населения.

Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производ-ства, отдельными регионами страны, социальными группами населения.

Основная цель распределения и перераспреде-ления национального дохода и валового внутреннего про-дукта (ВВП), совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

2. Регулирующая функция финансов выражается через воздействие государства на экономическое развитие.

Основными инструментами, используемыми при этом, являются:

Регулирование и контроль посредством принятия соответствующих законов;

Установление предельных цен на некоторые товары и услуги;

Государственные расходы, которые побуждают фирмы и работников производить те или иные товары и услуги;

Сокращение или ликвидация налогов, а также огра-ничение потребления отдельных видов товаров с помощью акцизов на алкоголь и табачные изделия;


Реструктуризации задолженности предприятий (например, задолженности сельскохозяйственных товаро-производителей).

3. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов.

Данная функция проявля-ется в контроле над распределением ВВП по соответствую-щим фондам и расходованием их по целевому назначению. Исходя из характера движения финансов, общество имеет возможность знать, как складываются пропорции в распре-делении денежных средств, как обеспечивается своевремен-ность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования.

Контролю подлежат:

Выручка от реализации товаров и услуг,

Затраты на производство и реализацию продукции,

Оплата труда,

Цены и тарифы,

Прибыль, ее использование.

Важными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения законодательства и нормативных актов, формирование и исполнение бюджетов, своевремен-ность и полнота выполнения налоговых обязательств перед бюджетной системой и целевое использование бюджетных средств.

Объектом финансового контроля выступает также финансовая документация, ее соответствие установленным нормам;

Субъектами — органы государственной власти, внутрифирменные контрольные органы и независимые аудиторские организации.

Органы государственной власти контролируют бюд-жетные средства и финансово-хозяйственную деятель-ность государственных предприятий, начиная с обсу-ждения и принятия бюджета, затем в процессе его исполнения и заканчивая рассмотрением и утверждением отчетов об исполнении бюджета.

Финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) органами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, Министерством финансов РФ, Федераль-ным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, главными распорядите-лями и распорядителями бюджетных средств, Федеральной таможенной службой (ФТС России).

Соблюдение законодательства о налогах , правильность их исчисления, полноту и своевременность внесения в соот-ветствующие бюджеты отслеживает налоговая служба. Исполнение федерального бюджета подлежит контролю со стороны Счетной палаты РФ. В случае обнаружения нарушений бюджетного законодательства виновные несут ответственность в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

Внутрифирменным контролем занимаются финансо-вые подразделения предприятий, ревизионные комиссии, внутренние аудиторские службы предприятий в целях определения правильности образования и использования финансовых и других ресурсов.

Внешний аудиторский контроль осуществляется незави-симыми аудиторскими фирмами. Аудит может проводиться по заказу нуждающихся в нем клиентов за вознаграждение на договорной основе, а также по настоянию заинтересован-ных организаций-контрагентов, судебных органов и органов государственной власти. Субъекты хозяйствования могут быть заинтересованы в аудите в целях объективного неза-висимого анализа хозяйственно-финансовой деятельно-сти и разработки рекомендаций по финансовой стратегии и повышению эффективности своей деятельности. Коммер-ческие банки и инвестиционные компании могут привлечь аудиторские фирмы для экспертизы финансового состоя-ния интересующего их предприятия.

При аудиторском контроле осуществляется проверка правильности бухгалтерского учета, финансовой отчетно-сти, активов, статистического учета, достоверности выпол-нения процедур.

К финансовому контролю предприятий вправе прибегать также банки и страховые организации при выдаче кредитов и заключении страховых договоров в целях выявления их платежеспособности и финансовой устойчивости.

Основные формы финансового контроля — это про-верки, проводимые, как правило, по отдельным направ-лениям деятельности и ревизии, целью которых является обычно комплексная проверка финансово-хозяйственной деятельности.

Несмотря на объективное содержание и единство функ-ций финансов, их роль в жизнедеятельности субъектов различна. Многое зависит от традиций, обычаев, природно- исторических и специфических особенностей потребления и производства в стране.

2. Финансовая система страны, ее сферы и звенья

Распределение и перераспределение созданного совокуп-ного общественного продукта оказывают влияние на создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, т.е. формирование финансовой системы страны.

Финансовая система страны — это форма органи-зации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и пере-распределению совокупного общественного продукта.

В целом финансовая система страны состоит из двух крупных подсистем: централизованных и децентрализо-ванных финансов, которые в свою очередь делятся на более мелкие подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов.

Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования всей национальной экономики. С их помощью денежные средства организаций и граждан аккумулируются в государ-ственный бюджет и во внебюджетные фонды государства.

В настоящее время государственные и муниципальные финансы РФ включают в себя:

Финансы федерального пра-вительства,

Финансы региональных органов власти

И мест-ные (муниципальные финансы).

Ввиду того, что Россия относится к федеративным госу-дарствам, то в зависимости от уровня управления бюджеты органов власти подразделяются на:

Бюджет федерального правительства,

Бюджеты регионов,

Местные (муниципаль-ные) бюджеты.

Внебюджетные фонды государства имеют, как правило, целевое назначение.

На федеральном уровне существуют социальные внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд РФ,

Фонд социального страхования РФ,

Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Данные фонды аккуму-лируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования.

Государственный и муниципальный кредиты представ-ляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, с одной стороны, и иностранными государствами, физическими и юридическими лицами, с другой стороны, по вопросу предоставления кредита, гарантии, получения займа.

Госу-дарственный и муниципальный кредиты отвечают задачам функционирования и использования средств бюджета и выступают как:

1) способ финансирования дефицита бюджета;

2) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджета.

Децентрализованные финансы — это фонды денежных средств хозяйствующих субъектов и домохозяйств, исполь-зуемые с целью производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы любого государ-ства, создают первичные доходы хозяйствующих субъектов, а также доходы граждан. На состав и организацию финансов предприятий существенное влияние оказывают их организа-ционно-правовая форма и отраслевые особенности.

Финансы коммерческих организаций и предприятий пред-ставляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, про-изводства и реализации продукции, образования собствен-ных финансовых ресурсов, привлечения внешних источни-ков финансирования, их распределения и использования.

Финансовыми посредниками называют всю совокупность кредитных учреждений, действующих в экономике. Суть их посредничества состоит в аккумулировании денежных средств частных лиц с целью их дальнейшего эффективного инвестирования. К финансовым посредникам относятся, например, коммерческие и сберегательные банки, кредит-ные союзы, пенсионные фонды и страховые компании. Объ-емы финансовых операций, осуществляемые финансовыми посредниками, в последние десятилетия возрастают, что обу-словливает выделение финансовых посредников в качестве одного из звеньев финансовой системы России.

Финансы некоммерческих организаций имеют ряд осо-бенностей, связанных с правовым статусом организации, имущественными правами, с целью ее деятельности, поряд-ком распределения доходов. Большинство некоммерческих организаций создаются для достижения социальных, благо-творительных, культурных, образовательных и иных целей.

Финансы домохозяйств — характерное явление для стран с рыночной экономикой. Будучи центральным звеном децентрализованных финансов, они представляют собой систему образования и использования денежных ресурсов индивидов. Появление финансов домохозяйств вызвано разнообразием форм собственности при господстве частной и действием товарно-денежных отношений.

С помощью финансов домохозяйств решаются следую-щие задачи:

Обеспечение денежными ресурсами механизма реали-зации индивидуальных потребностей людей;

Обеспечение денежными ресурсами условий для соз-дания материальных благ и новой стоимости. Выполнение этой задачи делает финансы граждан базой финансов юри-дических лиц.

Вышеперечисленные звенья образуют внутреннюю струк-туру финансовой системы РФ. На их основе формируются внешние, международные финансы, субъектами которых могут выступать физические и юридические лица, организа-ции отдельных государств, транснациональные и междуна-родные корпорации, международные и межгосударственные организации (блоки, союзы).

Сущность финансов выражается в их функциях. Финансы в целом выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Кроме того, часть финансов, функционирующая в сфере материального производства (например, финансы предприятий), а также участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную функции, но и обеспечивающую функцию формирования денежных доходов.

Распределительная функция финансов

Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму). Именно с помощью этой функции осуществляются:

  • o первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов (прибыли, начислений на социальное страхование);
  • o распределение части фонда возмещения (в виде амортизационного фонда);

oраспределение части национального богатства (при распределении ранее созданной стоимости, восполнении ущерба от стихийных бедствий).

Субъектами распределительной функции финансов являются юридические и физические лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса (государство, предприятия, организации, учреждения, граждане), в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, протекает от первичного распределения стоимости общественного продукта до перераспределения. Распределительный процесс осуществляется во всех сферах общественной жизни (в материальном производстве, сферах обращения и потребления) и па всех уровнях управления экономикой: федеральном, территориальном (на уровне субъектов РФ), местном. Кроме того, финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.

С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Контрольная функция финансов присуща всей системе отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой се форм. Контрольная функция финансов осуществляется на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода, она проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль ведется за производственными и внепроизводственными затратами, за соответствием этих затрат доходам, за формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует па всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств, осуществляющие проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится финансовыми службами предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Общественный финансовый контроль выполняют общественные неправительственные организации, отдельные физические лица на добровольных началах.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов, подлежащих аудиту.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления. Существует президентский финансовый контроль, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления (на федеральном уровне - контроль Государственной Думы и Совета Федерации), исполнительных органов власти, финансово-кредитных органов.

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и в конституциях (Уставах) субъектов РФ, предусматривает контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти со стороны президента и органов представительной (законодательной) власти. Такой контроль осуществляется при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.

Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ.

Счетной палате РФ принадлежит особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов власти. Это независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями. Сфера полномочий Счетной палаты - контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица - государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и Банк России; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды и негосударственные некоммерческие организации - в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.

Счетная палата решает следующие задачи: организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов; подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса; оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов; финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета; контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков; регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, деятельность Банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами. Примером такой контролирующей организации может служить деятельность Контрольно-счетной палаты Московской городской Думы.

Деятельность Счетной палаты по закону является гласной, ее результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Банка России.

Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ. Как структурное подразделение Администрации президента оно подчиняется непосредственно президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций - контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации президента, органов исполнительной власти субъектов РФ; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных им специальных органов финансового копт-роля.

Важную роль в осуществления финансового контроля играют Минфин России и его органы на местах.

В структуре аппарата Минфина России функционирует контрольно-ревизионное управление, а в территориальных финансовых органах - аппарат главного контролера-ревизора. Минфином России и его органами осуществляется контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином России методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина России распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов РФ и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина России осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.

Контрольно-ревизионное управление Минфина России и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

Контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложен на органы Федерального казначейства Минфина России. Главной задачей Казначейства являются организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Ему вменяются в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими. Казначейство занимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии государственных финансов, представляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти отчетность о финансовых операциях правительства и о состоянии бюджетной системы.

Органы Федерального казначейства имеют право: производить проверки денежных документов на предприятиях, в учреждениях и организациях любой формы собственности, включая совместные предприятия, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по назначению, приостанавливать операции по счетам, применять к нарушителям штрафные санкции.

ГНС России проводит государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками, песет ответственность за выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей.

Налоговые инспекции - это органы оперативного финансового контроля. Они наделяются широкими правами. Так, налоговые инспекции осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, в различных министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с разными формами собственности. Одновременно налоговые инспекции могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну), обследовать любые помещения предприятий (производственные, складские, торговые), используемые для извлечения доходов.

При непредставлении (или отказа представить) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей, налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; применять финансовые санкции и штрафы; предъявлять в суде и арбитраже иски о ликвидации предприятия, признании сделок недействительными.

В случае несогласия предприятий или граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налоговых инспекций могут быть обжалованы в арбитраже или в судебном порядке.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Банку России. Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. Банк России осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков: проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных Банком России нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации Банк России в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штрафу, выдвижению требований по финансовому оздоровлению, реорганизации, замене руководства коммерческого банка; применению более жестких нормативов; запрету на проведение отдельных операций и на открытие; назначению временной администрации банка, и, как крайней мере, - отзыву лицензии и ликвидация банка.

С конца 1980-х гг., т.е. после появления в Российской Федерации различных коммерческих структур (коммерческих банков, страховых обществ, корпораций и т.д.), в целях защиты граждан как потенциальных инвесторов и вкладчиков появился новый вид финансового контроля - аудит.

Основные задачи аудиторского контроля - установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Правительством РФ. Обязательной аудиторской проверке подлежат все банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов - прокуратуры, казначейства, налоговой службы. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование се проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторский контроль - независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы, в том числе иностранные.

Услуги аудиторских организаций являются платными. Как правило, отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентами оформляются договором на оказание услуг и оплачиваются по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности -за счет средств бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

В зависимости от целей и задач выделяют два вида аудита: внешний и внутренний.

Внешний аудит. Основными целями внешних аудиторских проверок являются: проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности; экспертиза финансово-хозяйственного состояния; оценка платежеспособности, а также разработка рекомендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию.

Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контроля фирм, филиалов, дочерних компаний. Он нацелен на проведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно, с тем чтобы активно и своевременно воздействовать на ход коммерческих и финансовых операций, устранять недостатки в работе. Аудит должен охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер, быть результативным.

По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится на стадии рассмотрения и утверждения проектов бюджетов, финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, т.е. осуществляется в процессе планирования. Он предшествует осуществлению бюджетных расходов, хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба государству и предприятиям. Целью предварительного контроля является предупреждение нецелесообразного расходования материальных ресурсов и денежных средств.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых операций, в ходе исполнения бюджетов и финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Цель - соблюдение правильности, законности произведенных расходов, полученных доходов, полноты перечисления средств из бюджета и в бюджет, а также внебюджетные фонды, эффективного использования банковских ссуд. Контроль ведется финансовыми службами повседневно с тем, чтобы своевременно обнаружить и устранить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль осуществляется в форме проверок и ревизий правильности, законности, целесообразности уже произведенных финансовых операций. Его цель - разработать систему мер, направленных на ликвидацию выявленных недостатков в расходовании государственных средств, собственных и привлеченных средств предприятий, пресечение в дальнейшем нарушения финансовой дисциплины.

Механизм финансового контроля постоянно развивается, что способствует оздоровлению финансов и совершенствованию финансовых отношений в стране.

В продолжение темы:
Из Бумаги

Открытка, как сердечко, изготовленная своими руками. Фотографии готовых открыток. Открытка, как сердечко, изготовленная своими руками. Фотографии готовых открыток....

Новые статьи
/
Популярные