Принцип бюджетного федерализма означает. Бюджетный федерализм и его основные модели. Бюджетный федерализм: сущность, проблемы, пути реформирования

Бюджетное устройство каждой страны должно соответствовать ее государственному устройству. Россия – федеративное государство. Систему принципов, на которых базируется (должно базироваться) бюджетное устройство федеративных государств принято называть “бюджетным федерализмом”.

Только бюджетные взаимоотношения между центром и регионами удостоились специального термина. Экономика, социальная сфера, ресурсный потенциал тоже имеют важное значение для любой федерации. Но мы говорим либо о федерализме “вообще”, либо о “бюджетном федерализме”, но не, например, об экономическом, социальном, ресурсном или каком-либо еще федерализме.

И это не случайно. Эффективность взаимодействия властей разных уровней в решающей степени зависят именно от финансовых отношений. Нарушение принципов бюджетного федерализма чревато ослаблением государства, дестабилизацией бюджетной системы, снижением эффективности экономической политики.

Сегодня более половины доходов и расходов консолидированного бюджета России приходится на долю субъектов Федерации. Без реорганизации финансовых отношений между центром и регионами невозможно ни оздоровление государственных финансов, ни наведение элементарного порядка в бюджетной системе, ни, наконец, безусловное выполнение бюджетных обязательств государства перед населением, учреждениями и организациями социальной сферы.

Развитие бюджетного федерализма в России на глазах превращается из теоретической концепции в необходимое условие выживания государства и экономики.

Бюджетный федерализм - это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Он является сложным механизмом регулирования федеративных отношений на базе специально организованных бюджетно-налоговых связей.

Базовыми принципами бюджетного федерализма являются:

Единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;

Сочетание централизма и децентрализации в разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов по вертикали бюджетной системы, распределение и перераспределение их между бюджетами различных уровней на объективной основе;

Высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность исходя из налогового потенциала соответствующих территорий при наделении властных структур необходимой для этого налоговой инициативой;

Активное участие членов Федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.



Когда говорят о бюджетном федерализме, то речь, в первую очередь, идет о распределении и перераспределении расходов и доходов на основе сочетания централизма и децентрализации. В идеале такая модель предполагает самостоятельность региональных и местных бюджетов и одновременно сохранение за федеральным центром доминирующего положения в решении узловых вопросов финансового обеспечения деятельности государства.

Бюджетный федерализм может эффективно претворяться только при законодательном распределении бюджетных полномочий, которое должно включать три аспекта:

1) разграничение доходных (налоговых) полномочий;

2) разграничение расходных полномочий;

3) выравнивание бюджетов.

Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий членов Федерации должен полностью соответствовать объему расходных полномочий, закрепленному заданным уровнем государственной власти. Однако это возможно только теоретически, на практике ЖЕ между расходными полномочиями и доходными возможностями существует разрыв. В результате возникает ≪вертикальный дисбаланс≫, или ≪вертикальный финансовый разрыв≫. Существует также и ≪горизонтальный финансовый дисбаланс≫, обусловленный неравномерным распределением доходной базы по различным регионам. Поэтому бюджетный федерализм предполагает вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетных систем.

Бюджетная система считается вертикально сбалансированной, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций. Таким образом, существует равенство расходных и доходных полномочий. Важным моментом для вертикального выравнивания является четкое разграничение обязанностей между всеми уровнями власти и наделение их доходами, достаточными для выполнения этих обязанностей.

Под горизонтальной сбалансированностью понимается общее соответствие доходов расходам бюджетов разных уровней. Более важной и сложной задачей является обеспечение вертикального выравнивания. Даже при равенстве совокупных доходов и расходов бюджетов разных уровней, как правило, сохраняются существенные различия в бюджетном положении отдельных территорий и регионов. Чаще всего это обусловлено не зависящими от местных властей факторами: уровнем экономического развития территории; хозяйственной специализацией; численностью и плотностью населения; природно-климатическими особенностями и др.

Вертикальное выравнивание происходит за счет дотаций, субсидий, субвенций, бюджетной ссуды, бюджетного кредита.

Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах на покрытие расчетных минимально необходимых текущих расходов без определения конкретных направлений расходов по их видам, при недостаточности у них собственных доходов и отчислений от регулирующих налогов.

Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов. По сравнению с дотациями субсидии являются более гибкой формой и могут использоваться в регулировании инвестиционной бюджетной деятельности местных органов власти. Вместе с тем, поскольку субсидии предусматривают встречное финансирование из региональных и местных бюджетов, то в условиях роста дефицита бюджетов разных уровней они применимы не во всех случаях.

Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах с указанием конкретной цели и на определенный срок. В случае не израсходования ее в установленный срок или расходования не по назначению соответствующие средства субвенции подлежат возврату в бюджет, из которого они были получены. Если же субвенция выделяется с указанием и других условий, то она называется обусловленной субвенцией . Различают текущие и инвестиционные субвенции в зависимости от их целевого характера и условий предоставления.

К текущим относят субвенции, направленные на финансирование текущих расходов (расходы на социально-культурные мероприятия, содержание бюджетных организаций и социальную защиту населения, подлежащие первоочередному бюджетному финансированию). К инвестиционным относятся субвенции, связанные с расширенным воспроизводством, финансированием инвестиционной и инновационной деятельности (капитальные вложения на развитие социальной инфраструктуры, охрану окружающей среды, комплексное развитие территории и т.п.).

Бюджетный кредит - это сумма денежных средств, выделяемых бюджету другого уровня на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит как форма выравнивания используется значительно реже, чем другие формы.

Важную роль в вертикальном выравнивании играют также собственные и регулирующие налоги и доходы.

Собственныедоходы - это налоги или доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом полностью или частично (в определенной доле или по разделенной налоговой ставке) на постоянной (долговременной без указания срока) основе в соответствии с действующим законодательством.

Регулирующие доходы - это доходы или налоги, по которым законодательными (представительными) органами власти вышестоящего территориального уровня, при утверждении бюджета на очередной финансовый год, устанавливаются на временной(не менее чем на год) и на долговременной с указанием срока (не менее трех лет) основе нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты нижестоящего уровня.

Введение

Глава 1. Понятие, принципы и экономическая сущность понятия Бюджетный федерализм

Глава 2. Бюджетный федерализм в Российской Федерации

2.1. Форма государственного устройства России

2.2. Модели федерализма 1990’х годов

2.3. Бюджетный федерализм в Российской Федерации в настоящее время

2.4. Актуальные проблемы бюджетного федерализма в России в настоящее время

Глава 3. Бюджетный федерализм за рубежом

3.1. Американская модель бюджетного федерализма

3.2. Элементы бюджетного федерализма в ФРГ

3.3. Основные различия и сходства между моделями бюджетного федерализма в России и за рубежом

Заключение

Список литературы


Введение

Одной из основных характеристик федеративного государства является соответствие базовых направлений экономической политики как в действиях федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов Федерации. Но добиться такой сбалансированности, особенно в российских условиях, - задача более чем непростая. Для обеспечения этого потребуется создание такой системы федерализма, которая способна эффективно учитывать интересы политических представителей как федеральных, так и региональных органов власти.

Поэтому неудивительно, что множество дискуссий, так или иначе затрагивает сложную проблему федерализма и разделения политических и финансовых полномочий между Федерацией и ее субъектами. В настоящее время ведутся различные переговоры на тему развития бюджетного федерализма и межбюджетных отношений в России.

В данной работе предлагается широкий взгляд на проблемы бюджетного федерализма, предпринята попытка рассмотреть теоретические и отчасти прикладные вопросы конституционно-правовой проблематики бюджетного федерализма в России.

Основная цель исследования состоит в системном анализе общих принципов и закономерностей взаимодействия между федеративным устройством и бюджетным федерализмом, углубление знаний о содержании такой категории как «бюджетный федерализм». Цели исследования состоят также в выявлении и решении теоретических и практических проблем в сфере бюджетного федерализма.


Глава 1. Понятие, принципы и экономическая сущность понятия бюджетный федерализм

Одной из центральных проблем упорядочения бюджетной системы страны и взаимоотношений Федерации и регионов является проведение в жизнь принципа бюджетного федерализма. Существует множество определений термина бюджетный федерализм. Согласно одному из определений бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Другое определение данного понятия называет бюджетным федерализмом принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления.

В последнее десятилетие экономические и политические структуры Российской Федерации развивались достаточно быстрыми темпами. В политической системе произошли сдвиги в сторону более демократичной и представительской формы управления, которая требует от политических деятелей повышенного внимания к избирателям и ответственности перед ними. В крупномасштабной экономике, подобной российской, эффективность таких политических изменений зависит от того, насколько успешно развиваются отношения между федеральным правительством и субъектами Федерации (региональными и местными органами власти).

Основу бюджетного федерализма составляет разграничение предме­тов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, заложенные в Конституции РФ.

В ведении Российской Федерации в области федерализма нахо­дятся:

Управление федеральной государственной собственностью;

Установление основ федеральной политики и федераль­ные программы в области государственного, экономиче­ского, экологического, социального, культурного и на­ционального развития РФ;

Установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денеж­ная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

Федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы, фе­деральные фонды регионального развития.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ в области федерализма находятся:

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

Разграничение государственной собственности;

Природопользование; охрана окружающей среды и обес­печение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;

Общие вопросы воспитания, образования, науки, культу­ры, физической культуры и спорта;

Координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

Установление общих принципов налогообложения и сбо­ров в РФ;

Административное, административно-процессуальное, трудо­вое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное за­конодательство, законодательство о недрах, об охране ок­ружающей среды;

Установление общих принципов организации системы ор­ганов государственной власти и местного самоуправления;

Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных дого­воров РФ.

Вне пределов ведения РФ и полномочий Российской Феде­рации по предметам совместного ведения Российской Федера­ции и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой госу­дарственной власти.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. По предме­там совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответст­вии с ними законы и другие нормативные правовые акты субъ­ектов РФ.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная об­ласть и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и других норматив­ных правовых актов.Законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

Бюджетный федерализм основывается на принципах, под которыми понимают такое устройство бюджетной системы, при котором обеспечивается:

· самостоятельность бюджетов разных уровней. Самостоятельность бюджетов в данном случае означает:

1. закрепление за каждым уровнем власти собственных доходных источников и права самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств в рамках действующего законодательства;

2. недопустимость изъятия дополнительно полученных доходов в вышестоящие бюджеты;

3. компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами государственной власти и управления, бюджетам.

· разграничение расходных обязательств между органами государственной власти и управления различных уровней;

· соответствие объема расходных обязательств, возложенных на каждый уровень государственной власти и управления, доходным полномочиям;

· наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями органов государственной власти и управления.


Глава 2. Бюджетный федерализм в Российской Федерации:

2.1. Форма государственного устройства России.

Форма государственного устройства – элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения всего государства с органами его составных частей. Различают следующие формы государственного устройства:

1) унитарная (простое, единое государство; в нем существует единая система высших органов власти и единая система законодательства, например, Польша, Венгрия, Испания);

2) федерация (сложное, союзное государство, части которого обладают в той или иной мере государственным суверенитетом, наряду с высшими органами государственной власти и федеральным законодательством существуют органы и законодательство субъектов федерации, такие как Германия, Индия, Россия, Мексика, США);

3) конфедерация (форма объединения государств, сохраняющих свой университет, например, существовавший в 1982-1989гг Сенегамбия).

Российская Федерация – это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа . В ст.5 Конституции указывается, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов .

Российская административная система состоит из трех уровней. Федеральное (центральное) правительство является первым уровнем. Второй уровень включает 89 субъектов Федерации, которые характеризуются определенной степенью автономности по отношению к федеральному правительству. Статус субъектов Федерации претерпевал значительные изменения по мере того, как они требовали большей степени независимости. Третий уровень администрации состоит из местных органов власти. Сюда входит более 28 000 местных органов власти, которые включают органы власти крупных городов (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), городских районов, малых городов, поселков городского типа и сельские администрации. Однако, поскольку бюджеты местных органов власти сильно зависят от региональных бюджетов, можно сказать, что российская система федерализма в финансовом отношении представляет собой скорее два, а не три уровня: федеральное правительство, с одной стороны, и региональные и местные органы власти - с другой.


Государственная бюджетная система и система общественных (государственных и муниципальных) финансов в целом могут рассматриваться в качестве одного из основных экономических механизмов государственного регулирования регионального развития. В государствах с федеративным устройством, каковым является и Россия, построение бюджетной системы опирается на принципы бюджетного федерализма.
Под бюджетным федерализмом понимают систему отношений между различными уровнями власти (федеральным, региональным и местным) по поводу разграничения их бюджетно-налоговых полномочий и распределения и перераспределения бюджетных доходов и расходов.
Основными принципами бюджетного федерализма являются:
наличие у каждого уровня власти самостоятельного бюджета, что предполагает: закрепление за каждым уровнем собственных источников доходов; право самостоятельно определять направления их расходования; недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты; право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти; право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов;
  • законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между федеральными, региональны ми и местными органами власти;
  • соответствие финансовых ресурсов органов власти выпол няемым ими функциям, обеспечиваемое средствами верти кального и горизонтального выравнивания доходов ниже стоящих бюджетов;
  • регулируемые межбюджетные отношения с использован и ем формализованных методов предоставления финансовой помощи нижестоящим уровням и регламентированных процедур предотвращения межуровневых конфликтов в сфере налогово-бюджетных отношений.
Бюджетная система Российской Федерации является трехуров невой и представляет собой совокупность федерального бюджет {федеральныйуровень), бюджетов субъектов Российской Федерации {региональный уровень) и бюджетов муниципальных образований {местныйуровень) (рис. 23.1).
С 2005 г. в результате приведения налогово-бюджетного зако нодательства в соответствие с положениями реформы территориального управления (получившей во второй половине 2003 г. законодательное закрепление в виде принятия федеральных законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.) и «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”» (№ 95-ФЗ от 4 июля 2003 г.)) на местном

Консолидированный бюджет РФ
Рис. 23.1. Структура бюджетной системы Российской Федерации: I - федеральный уровень: II - региональный уровень; III - местный уровень
уровне формируется двухуровневая система бюджетов с выделени- гм уровня муниципальных районов и подчиненного им уровня поселений (рис. 23.2).
Одним из важнейших условий реализации принципов бюджет- I юго федерализма является эффективная организация межбюджетных отношений, т.е. взаимодействия между бюджетами разных уровней - федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и бюджетами муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений).
Перераспределение бюджетных ресурсов между бюджетами раз- мых уровней (ібюджетное регулирование) может осуществляться:

  • путем передачи частей налогов, закрепленных налоговым законодательством за бюджетами того или иного уровня, с одного уровня на другой - так называемое вертикальное бюджетное регулирование;
  • путем выделения финансовой помощи и иных безвозмездных и безвозвратных перечислений (так называемых межбюджетных трансфертов) от одного уровня бюджетной системы другому - в форме дотаций, субвенций, субсидий и пр. - так называемое горизонтальное бюджетное регулирование",
  • в форме предоставления средств на возвратной основе {бюджетных кредитов).
Законодательную основу налогово-бюджетной системы России составляют Налоговый и Бюджетный кодексы РФ. При построении бюджетной системы на принципах бюджетного федерализма

Консолидированный бюджет субъекта РФ
Рис. 23.2. Региональный и местный уровни бюджетной системы РФ
центральное место занимает вопрос о межуровневом разграниче нии бюджетных доходов и расходных полномочий.

Еще по теме ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА. ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

  1. О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА Трифонова О.М.
  2. 12.2. Бюджетная система государства, принципы ее построения
  • 5.Министерство финансов рф: полномочия, роль в экономике.
  • 6.Функции федеральной службы по финансовому мониторингу
  • 7.Федеральная таможенная служба, ее функции
  • 8.Функции федерального казначейства
  • 9.Финансовая система России: ее сферы и звенья
  • 10. Финансовая политика государства: понятие, сфера, рычаги, цели, задачи
  • 11.Типы финансовой политики
  • 12.Современные проблемы финансовой политики
  • 13.Необходимость, задачи и принципы финансового контроля
  • 14.Виды, формы и методы проведения финансового контроля
  • Методы финансового контроля
  • 15.Система органов государственного финансового контроля
  • 16.Счетная палата рф и ее функция
  • 17.Сущность и экономическая роль государственного бюджета
  • 18.Бюджет – центральный финансовый план страны
  • 20.Бюджетное устройство рф
  • 21.Прниципы построения бюджетной системы
  • 22.Бюджетная классификация
  • 23.Межбюджетные отношения. Формы бюджетного регулирования
  • 24.Бюджетный федерализм: сущность, проблемы, пути реформирования
  • Принципы бюджетного федерализма
  • Проблемы и направления развития бюджетного федерализма в Российской Федерации
  • 25.Доходы федерального бюджета
  • 26.Расходы федерального бюджета, пути их оптимизации
  • 28.Профицит бюджета: проблемы
  • 29.Государственные финансовые резервы и резервные фонды
  • 30.Государственные внебюджетные фонды, их социально-экономическая роль
  • 32.Реформирования пенсионного обеспечения в России: возможные варианты
  • 35.Сущность и необходимость государственного кредита, его формы
  • 36.Государственные долг: состояние, тенденции
  • 37.Совокупный национальный долг России
  • 38.Управление государственным долгом: принципы и методы
  • 39.Долговая политика Росси на современном этапе
  • 40.Экономическая сущность и роль страхования в рыночной экономике
  • 41.Основные термины и понятия страхового бизнеса
  • 43.Формы и виды страхования
  • 44.Страхование вкладов населения
  • 45.Экономическое содержание и функции финансов хозяйствующих субьектов
  • 46.Финансовый ресурсы хозяйствующих субьектов
  • 47.Доходы и расходы коммерческих организаций (предприятий)
  • 48.Прибыль-главная цель предпринимательской деятельности коммерческих организаций
  • 49.Основной капитал хозяйствующего субьекта
  • 50.Оборотный капитал хозяйствующего субьекта
  • 51.Банкротство хозяйствующего субьекта: суть процесса, типы процедур
  • 52.Финансовый рынок: роль в экономике, функции, состояние
  • 53.Инструменты фондового рынка
  • Акция как финансовый инструмент
  • 55.Платежный баланс рф
  • 56.Международные кредитно-финансовые организации
  • 57.Международные валютные отношения
  • 58.Роль финансов в развитии международных экономических отношений
  • 59.Налоговая система рф
  • 60.Налоговая политика рф
  • 24.Бюджетный федерализм: сущность, проблемы, пути реформирования

    Бюджетный федерализм - есть ни что иное, как форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает реальное участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе, в равной степени ориентированном и на учет общегосударственных интересов и на реализацию интересов субъектов РФ.

    Понятие бюджетного федерализма впервые ввели американские специалисты, понимая под ним автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти, бюджетные взаимоотношения, основанные на четко сформулированных нормах. Концепция эффективного федерализма, которая характеризуется многоуровневостью бюджетной системы, в мировой практике базируется на трех основных составляющих:

    разграничение полномочий между всеми уровнями власти по расходам;

    наделение всех уровней власти фискальными ресурсами для выполнения своих полномочий;

    сглаживание вертикальных и горизонтальных дисбалансов с помощью бюджетных трансфертов для достижения определенных стандартов потребления общественных услуг на всей территории страны.

    Принципы бюджетного федерализма

    Многообразие принципов бюджетного федерализма может быть сведено к трем ключевым:

    единство бюджетной системы;

    самостоятельность бюджетов;

    равенство бюджетных прав.

    Единство бюджетной системы основано на единой денежной системе страны и на взаимодействии бюджетов всех уровней.

    Принцип единства бюджетной системы по отношению к самим организационным формам бюджетов реализуется как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе. Практическое применение этого принципа заключается в использовании единой бюджетной классификации РФ, единстве форм бюджетной документации, предоставлении необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджетной системы на другой для обеспечения единых принципов организации и согласованных процедур бюджетного процесса по всем уровням бюджетной системы.

    Единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т. е. группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

    Реализуется это единство через взаимодействие бюджетов всех уровней посредством использования регулирующих доходных источников, создания целевых бюджетных фондов, их частичного перераспределения. Это осуществляется посредством установления нормативов отчислений в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, а также предоставления финансовой помощи в различных формах (субвенций, дотаций, субсидий) из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам.

    Принцип самостоятельности бюджетов означает:

    право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

    наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня;

    законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

    право государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

    недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

    недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

    Исходным условием обеспечения принципа самостоятельности бюджетов является разграничение бюджетных полномочий между органами власти различных уровней. Это означает законодательное разграничение предметов ведения, прав и обязанностей в области бюджетных отношений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также ответственности за реализацию этих полномочий.

    Этот принцип может быть полностью реализован лишь в условиях функционирования такого механизма разграничения доходных источников между органами власти каждого уровня, при котором на любом «этаже» управления обеспечивается соответствие доходов финансируемым расходам и стабильность поступления денежных средств в бюджет.

    Принцип равенства бюджетных прав означает, что для всех субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления государство устанавливает одинаковые для всех и обязательные нормы и правила, определяющие компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных отношений, осуществления бюджетного процесса.

    Равенство бюджетных прав означает также применение единых формализованных методов распределения федеральной финансовой помощи нижестоящим бюджетам на базе единых социальных стандартов для граждан единой страны, обеспечивающих им равные гарантии в потреблении государственных услуг.

    "

    Бюджетный федерализм - это система, подразумевающая автономное функционирование бюджетов (находящихся на одних уровнях) на всех этапах Он основывается на определенных принципах, среди которых выделяют:

    1. Самостоятельное положение бюджетов разных уровней. Это значит, что за каждым из них закреплено право власти и управления собственным Кроме этого, такое положение подразумевает возможности самостоятельного использования этих источников.

    2. Соответствие финансовых ресурсов, которые имеют органы власти, выполняемым функциям.

    3. Право компенсировать затраты, которых потребовали решения, принятые вышестоящими органами управления и власти.

    4. Разграничение бюджетной ответственности и полномочий по расходам на законодательном уровне, которое производится между всеми органами власти.

    Бюджетный федерализм в России ввиду того, что страна занимает огромную территорию, а также отличается некоторыми историческими и национальными особенностями развития отдельных регионов, требует совершенствования своей модели.

    Что касается самой модели, заметим, что идеальной ее формы, которая бы подходила для всех федераций, просто не существует. Все дело в том, что на развитие каждой страны оказывают влияние исторические, экономические, национальные и политические факторы.

    Однако определение идеальной модели бюджетного федерализма все же существует. Она заключается в том, что объем доходных полномочий, которыми обладают должен быть равен ответственности за расходы, которые закреплены за определенным уровнем власти. Однако если рассмотреть практическую реализацию этих требований, становится очевидным, что между ними всегда существует значительный разрыв, который покрывается благодаря доходным источникам, существующим в распоряжении бюджета, находящегося на более высокой ступени.

    Бюджетный федерализм может продуктивно существовать, когда законодательные распределения полномочий выполнены эффективно, что возможно при условии соответствия трем аспектам:

    1. Разделению доходных полномочий.

    2. Разграничению расходных полномочий.

    3. Выравниванию бюджетов.

    Может быть горизонтально или вертикально сбалансированной. Второй принцип осуществим тогда, когда объема поступлений оказывается достаточно, чтобы выполнялись основные То есть, существует понятие равенства между расходными и доходными полномочиями. Одним из важных условий вертикально сбалансированной системы является четкое распределение обязанностей между органами власти.

    Что касается горизонтальной, она характеризуется общим соответствием расходной и доходной частей.

    Бюджетный федерализм имеет две основные модели существования:

    1. Децентрализованная. Она характеризуется тем, что региональные власти имеют высокий уровень финансовой самостоятельности, каждый уровень бюджетной системы отвечает за определенные налоги, центральное правительство не осуществляет контроль над органами региональной власти. Для этой модели также характерно слабое развитие системы бюджетного выравнивания и снятие ответственности с центральной правящей верхушки за долги региональных правительств и дефицит их бюджетов.

    2. Кооперативная модель, которая распространена в экономике многих европейских стран. Она отличается участием региональной власти в перераспределении наличием налогов и доходов у каждого уровня бюджетной системы и развитого механизма перераспределения финансов между этими уровнями, что осуществляется посредством субсидий, дотаций и субвенций. применима в тех государствах, где есть определенные различия между уровнями бюджетной обеспеченности регионов.

    В продолжение темы:
    Из Бумаги

    Открытка, как сердечко, изготовленная своими руками. Фотографии готовых открыток. Открытка, как сердечко, изготовленная своими руками. Фотографии готовых открыток....

    Новые статьи
    /
    Популярные