Основные источники земельного права консультант плюс. Федеральные законы как источник земельного права. Нормативный правовой акт как источник земельного права

Под источником права понимается закрепление общеобязательных правовых норм в следующих формах: нормативный правовой акт; правовой обычай; судебный прецедент; нормативный договор. Основную роль в регулировании земельных отношений играет нормативный правовой акт, изданный уполномоченным органом публичной власти и содержащий нормы земельного права, действующие на определенной территории (Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования) и адресованный указанному в нем кругу лиц.

Земельное законодательство - это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Обратим при этом особое внимание на то, что, определяя состав земельного законодательства, п. 1 статьи 2 ЗК РФ включил в него только нормативные акты уровня закона.

Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах, равно как и иные отрасли законодательства, упомянутые в этой статье, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции устанавливается взаимоотношение нормативных актов. Так, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным в соответствии с ч. 4, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Кроме того, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 04.07.2003) субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3 месяцев.

Современные особенности формирования земельного законодательства связаны с необходимостью развития земельной реформы и направлениями земельной политики. Однако в любом случае в основе изменений правового регулирования земельных отношений должны быть уже утвержденные Конституцией базовые принципы.

В осуществлении земельной политики государства лежат задачи, которые требуют единообразного решения и управления из единого центра. И это - указанная выше реализация земельной реформы, обеспечение единого экономического пространства, гарантий прав собственников, разрешение земельных споров. Возможность импровизации в регионах в данном случае может привести к подрыву не только земельного режима, но и политической стабильности. Наконец, понимание территории Российской Федерации как единой государственной территории - это один из основных принципов земельно-правового регулирования.

Конституцией РФ и ЗК РФ установлено, какие вопросы должны быть урегулированы на уровне федерального закона. Статья 36 Конституции РФ определяет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Статья 1 ЗК РФ отнесла регулирование значительного числа вопросов к уровню федерального закона. Упомянутой ст. 1 ЗК РФ и иными статьями данного Кодекса определены случаи, когда отношения могут быть урегулированы только на уровне федерального закона.

В то же время, поскольку регулирование земельных отношений тесно соприкасается с регулированием, прежде всего, использования природных ресурсов, строений, сооружений и иной недвижимости, то ЗК РФ в ст. 3 определяет и условия взаимодействия его норм и норм иных правовых актов. Но одним из основных положений, подтвержденных и ст. 3 ЗК РФ, является то, что нормы земельного права, включаемые в нормативные правовые акты иных отраслей законодательства, должны соответствовать ЗК РФ.

Пункты 3, 4 статьи 2 ЗК РФ подтверждают общие и принятые для всех отраслей российского законодательства положения о правилах соотношения нормативных актов различной юридической силы. Эти правила действуют в соответствии с Конституцией РФ и подлежат соблюдению и при регулировании земельных отношений.

Конституционные нормы имеют важное значение для установления на отраслевом уровне конкретных прав и обязанностей субъектов земельных отношений. Следует выделить ст.ст. 9, 36, 42, 58 и 72 Конституции России, непосредственно посвященные вопросам использования земель и их охране как составной и неотъемлемой части окружающей среды. Как следует из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В числе федеральных земельных законов главное место принадлежит ЗК РФ, который содержит ряд правовых гарантий получения земельного участка в собственность, в том числе для строительства, гражданами и юридическими лицами, установив весьма прозрачные процедуры такого предоставления; решает вопрос об основаниях и порядке изъятия путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд; определяет особенности охраны земель, меры земельно-правовой ответственности и т.д.

В то же время ЗК РФ имеет и ряд существенных недостатков, получивших уже достаточное освещение в научной юридической литературе. В самом общем виде в числе таковых можно выделить отсутствие деления ЗК РФ на общую и особенную часть; отсутствие указания на цели и задачи земельного законодательства, определяющие стратегию регулирования земельных отношений; нет определений основных терминов и понятий; нет отдельной главы об управлении землями (по аналогии с другими природоресурсовыми кодексами), экономическом механизме использования и охраны земель и т.д.

Наряду с ЗК РФ, земельные отношения регулируют как собственно «земельные» законы, так и законодательные акты иной отраслевой принадлежности. В числе первых следует назвать Закон о государственном земельном кадастре, Закон о землеустройстве, Закон о разграничении государственной собственности на землю, Закон об обороте земель и ряд других. Во второй группе можно выделить ГК РФ, Град. К РФ, НК РФ, Закон об охране окружающей среды, Закон о местном самоуправлении, ЛК РФ, ВК РФ и т.д.

Субъекты РФ вправе принимать законы, регулирующие земельные отношения, не противоречащие только ЗК РФ и иным федеральным законам. Данный вывод прямо вытекает из ст. 76 Конституции России и означает, что в случае противоречия закона субъекта РФ по земельному вопросу Указу Президента РФ, Постановлению Правительства РФ или акту федерального органа исполнительной власти, большей юридической силой будет обладать закон субъекта РФ. Земельные законы субъектов РФ могут быть приняты как по вопросам, прямо указанным в ЗК РФ, так и в порядке «опережающего нормотворчества» в случае обнаружения пробела в земельном законодательстве. В последнем случае такие законы действуют вплоть до принятия соответствующего федерального закона, с которым и приводятся в соответствие. До принятия ЗК РФ в условиях пробельности и противоречивости федерального регулирования земельных отношений, именно этим актам принадлежало главное место в регулировании земельных отношений.

Указы и распоряжения Президента РФ могут быть приняты по любым вопросам (кроме случаев, когда ЗК РФ предусматривает принятие федерального закона) и не должны противоречить ЗК РФ и федеральным законам. Некоторые такие вопросы прямо указаны в тексте ЗК РФ. Так, согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ, Президент РФ определяет перечень при граничных территорий, в пределах которых земельные участки иностранным гражданам и юридическим лицам, лицам без гражданства в собственность не предоставляются.

Акты Правительства РФ, регулирующие земельные отношения, могут приниматься лишь в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации. Следовательно, если вышеупомянутые нормативно-правовые акты не содержат прямых отсылок к актам правительства, то таковые и не принимаются. Например, ЗК РФ прямо определяет полномочия Правительства РФ в части перевода земель из одной категории в другую (ст.8), принятия ряда мер в сфере охраны земель (ст.ст. 13-14), порядка проведения торгов (ст. 38) и т.д.

Нормативно-правовые акты федеральных министерств, служб и агентств как источники земельного права вообще не упоминаются в ЗК РФ. Примечательно, что органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления прямо уполномочены принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы земельного права (ст. 2 ЗК РФ), в то время как, например, министерству экономического развития и торговли либо иному федеральному органу исполнительной власти такие полномочия не предоставлены.

Органы местного самоуправления вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения, в пределах своих полномочий. Такие акты могут устанавливать публичные сервитуты; порядок проведения муниципального земельного контроля; предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории муниципального образования для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и т.д. Однако главное значение нормотворчества органов местного самоуправления состоит в том, что именно муниципальными правовыми актами - правилами землепользования и застройки - определяется правовой режим конкретных земельных участков на территории муниципального образования посредством установления для каждой территориальной зоны градостроительных регламентов.

В числе источников земельного права можно выделить постановления и руководящие разъяснения Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного и Верховного судов РФ. Хотя официально правовая доктрина не признает данные акты источниками права, признание Конституционным судом РФ нормы закона не соответствующей Конституции РФ влечет прекращение её действия, что может рассматриваться как акт «отрицательного» нормотворчества. Существует несколько таких постановлений Конституционного Суда РФ, имеющих важнейшее значение для понимания сложившейся системы применения норм земельного права. Не меньшее значение имеют руководящие разъяснения Пленумов ВАС РФ и ВС РФ, обязательных для учета при рассмотрении дел соответствующими звеньями судебной системы.


Предыдущая

Понятие источника права возникло более двух тысяч лет назад. Термин «источник права» употребляется в качестве формы выражения права. В различных случаях праву известны следующие источники: правовой обычай, судебный прецедент, религиозный памятник, нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор, юридическая доктрина и др. Исходя из общепринятых представлений источниками земельного права является нормативно-правовой договор, в том числе международный договор и нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовые акты различают:

· по территории действия – на территории РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

· по времени действия: нормы земельного права не имеют обратной силы.

· по кругу лиц: общие нормативно-правовые акты (например, граждане РФ имеют право на получение земельного участка) и специальные (например, в зависимости от наличия дополнительных прав, наличия каких-либо льгот, профессиональных знаний (занятие крестьянско-фермерским хозяйством).

Таким образом, источник земельного права документ, установленный в форме, изданной уполномоченным на то государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории, в определенное время и среди определенного круга лиц, а также являющийся элементом системы земельного законодательства.

Система источников представляет собой иерархию составляющих ее элементов, расположенных в определенной соподчиненности. В связи с этим выделяют следующие уровни:

1. Международно-правовые договоры , которые регулируют различные сферы земельно-правовых отношений. К ним относятся соглашение РФ и КНР «О российско-китайской границе в ее западной части» 1994 г, 1996 – соглашение РФ и Китая «О природном заповеднике озера Ханка, которое создается в приграничных районах России и Китая». Одна часть заповедника находится в Приморском крае. Конвенция «О водно-болотных угодьях», имеющих важное международное значение 1971 г.

2. Конституция РФ . Многие из содержащихся в Конституции общих норм имеют земельно-правовую направленность. Ст. 9, 35 (право собственности охраняется законом), ст. 72 Конституции РФ о разграничении предметов ведения, ст. 42 о получении достоверной информации, в том числе о составе земель, ст. 58 – бережное отношение к природе, обязанность по сохранению и рациональному использованию природных богатств.

3. Федеральные конституционные законы

ФКЗ 2001 г. «О порядке принятия в состав РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ»

ФКЗ «О Конституционном суде РФ»

ФКЗ «Об арбитражных судах РФ»

4. Федеральные законы, принимаемые Федеральным Собранием

В соответствии со ст. 76 Конституции РФ иерархия актов внутри одного вида не допускается. Таким образом, ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.


ЗК РФ был принят 25 октября 2001 г. ЗК по своей структуре включает 108 статей и 18 глав. Среди источников ЗК занимает центральное место. ЗК закрепил систему правовых норм, регулирующих отношения собственности на землю в условиях развития рыночных отношений в России. Он также разграничил собственность на федеральную собственность, субъектов РФ, муниципальных образований.

Статьи ЗК предусматривают всесторонний анализ реализации прав частных собственников, закреплены и гарантии, и механизм защиты, усилен механизм судебной защиты собственников земельных участков при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, введена статья о резервировании земельных участков для государственных и муниципальных нужд, конкретизированы и развиты нормы о праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, сервитут, аренда земельного участка. Впервые закреплены условия установления публичных сервитутов, впервые введено территориальное зонирование территории.

ФЗ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на движимое и недвижимое имущество»

ФЗ «О границах прав малочисленных народов»

НК, ГК, ФЗ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия», № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Градостроительный кодекс, ФЗ №74-ФЗ «О крестьянско-фермерском хозяйстве».

5. Указы Президента РФ

6. Постановления и распоряжения Правительства РФ

7. Акты министерств и ведомств

Акты Министерства сельского хозяйства, Министерства экономического развития РФ.

8. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (правила землепользования и застройки г. Казани)

9. Руководящие Постановления Пленума ВС и решения ВАС

Постановление Пленума ВС 1999г. №6

10. Вспомогательные нормативно-правовые акты

К ним относятся ГОСТы, СНиПы, стандарты. В последнее время к источникам земельного права стали относить общие принципы права, нормативные договоры, соглашения, некоторые обладающие юридической силой обычаи. Договоры как источники об установлении сервитутов. К обычаям относят подп. 7 п. 3 ст. 33 ЗК, ст. 13 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». ФЗ «О землеустройстве» (о возведении заборов по периметру участков). От 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав малочисленных народов России». Ст. 35 ЗК «О разделении земельных участков».

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Понятие, виды и система источников земельного права



Система источников права - совокупность нормативно-правовых актов , которая строится по определенной «иерархической лестнице»: акты расположены по степени юридической силы, по степени конкретности правового регулирования и по другим признакам.

Источники права - различные способы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Источник земельного права - документ установленной формы, изданный уполномоченным на то гос. органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории, определенное время и среди определенного круга лиц, являющийся элементом системы земельного законодательства.

Первичный элемент законодательства – НПА - документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм. НПА составляют иерархическую систему (пирамиду) соподчиненных звеньев, их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт.

Источниками земельного права являются как земельное законодательство, объединяющее НПА, регулирующие отношения по использованию и охране земель (ст. 3 ЗК), так и НПА, образующиеся другими отраслями законодательства, но регулирующие в отдельных своих положениях земельные отношения наряду с другими общественными отношениями.

Различают действие НПА по территории, времени и кругу лиц:

  • - действие по территории - определяется территориальной полномочиями органа: федеральные, региональные, местные.
  • - действие по времени - как правило, не имеет обратной силы, время их принятия и время вступления в силу не всегда совпадают, в правовом регулировании «чисто» земельных отношений (т.е. непосредственно связанных с эксплуатацией земли и т.п.) отсутствуют нормы о сроках исковой давности.
  • - действие по кругу субъектов: общих субъектов - лиц, по своей юридич. природе не отличающихся какими-либо особыми признаками; специальных субъектов - лиц, обладающих признаками, обеспечивающими им определенные доп. права или льготы либо лишающими этих льгот.

Виды источников права:

  • 1. Правовой обычай;
  • 2. НПА - наиболее характерный для России способ правового регулирования, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правоприменения;
  • 3. Правовые договоры – соглашения между участниками земельных отношений, которые могут устанавливать права и обязанности, правила поведения, обязательные для исполнения субъектами земельных правоотношений;
  • 4. Юридический прецедент;
  • 5. Идеи и доктрины, т. е. мнения ведущих ученых-юристов, принимают в ряде государств участие в формировании права, получая отражение в законодательстве. В романо-германской правовой семье основные положения права были сформулированы в университетских стенах;
  • 6. Религиозные тексты - основанное на принципах ислама мусульманское право во многом зависит от заключений древних и современных толкователей религиозных текстов Корана – священной книги, собравшей поучения, речи и заповеди Аллаха, и Сунны – сборника жизнеописания пророка Мухаммеда, от мнений видных юристов. С учетом распространения мусульманской религии в ряде субъектов Российской Федерации эту сторону не следует игнорировать, тем более в области справедливой организации землепользования.
  • 7. Руководящие решения пленумов Верховного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда, Конституционного Суда РФ, которые учитываются нижестоящими судами;
  • 8. Другие.

Недостаточно исследованным, по все же объективно существующим источником является правовой обычай . Они прямо не устанавливаются нормами права (в этом случае они теряют свойство правового обычая), однако нормы права могут отсылать к ним. В земельном праве можно выделить правовые обычаи:

  • - согласно подп. 7 п. 3 ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться публичные сервитуты для сенокошения, выпаса с/х животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • - согласно ст. 23 ГПК РФ мировому судье подсудны дела об определении порядка пользования имуществом. Следовательно, при наличии спора о порядке пользования земельным участком (например, между сособственниками), такой спор может разрешаться исходя из местных условий и обычаев;
  • - свойством правового обычая обладает возведение заборов по периметру земельного участка. Так, ЗК РФ и иные федеральные законы и подзаконные акты не упоминают именно такого варианта осуществления собственником своего правомочия владения и ограничения доступа третьих лиц на свой участок. С точки зрения задач индивидуализации земельного участка вполне достаточно определения его площади и составления межевого плана;
  • - большую роль правовой обычай играет в пределах отдельно взятых национальных и национально-религиозных общностей. В данном случае наиболее ярким примером являются коренные и малочисленные народы. Например, согласно ст. 13 ФЗ от 07.05.2001 № 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных пародов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ" использование природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования, для обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных пародов в соответствии с законодательством РФ, а также обычаями малочисленных народов.

Иерархия земельно-правовых нормативных актов:

  • 1. Международно-правовые договоры, подписанные и ратифицированные РФ (ст. 4 ЗК РФ).
  • 2. Конституция РФ - основной источник для всех отраслей права.
  • 3. Федеральные конституционные законы. Принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 65, 66, 68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135).
  • 4. ФЗ. Принимаются Федеральным Собранием РФ.
  • 5. Указы Президента РФ. Относятся к федеральному уровню.
  • 6. Постановления и распоряжения Правительства РФ также относятся к федеральному уровню.
  • 7. Акты министерств и иных гос. органов федеральной исполнительной власти. В межотраслевом и отраслевом масштабах источниками земельного права служат нормативные акты гос. комитетов, министерств и служб - нормативные приказы, инструкции и др. По общему правилу, эти акты обязательны только для учреждений и должностных лиц данного ведомства. Однако в тех случаях, когда данное ведомство в силу закона или постановления Правительства РФ получило право на издание обязательного акта, а также, если этот ведомственный акт был утвержден постановлением Правительства РФ, он получает общеобязательную силу.
  • 8. НПА субъектов РФ.
  • 9. НПА органов местного самоуправления.
  • 10. Вспомогательные НПА. Определенную вспомогательную роль по совершенствованию правоприменительной деятельности играют стандарты.

Конституция РФ , где выделяют 2 группы норм:

  • - нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения (ст. 9, 36);
  • - иные статьи опосредованно регулируют земельные отношения (ст. 42, 58, 2, 17, 18,45).

Кодифицированным нормативным актом, регулирующим земельные отношения, является федеральный закон (ФЗ) :

  • 1. Земельный, Водный, Лесной, Градостроительный кодексы;
  • 2. ФЗ от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве";
  • 3. ФЗ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О гос. кадастре недвижимости";
  • 4. ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
  • 5. ФЗ от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
  • 6. ФЗ от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";
  • 7. ФЗ от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель";
  • 8. ФЗ от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и др.

ФЗ природоресурсной подотрасли экологического права: ФЗ «О недрах» 1992 г., «О животном мире» 1995 г., «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г. и др.

Группу ФЗ, содержащих нормы земельного права, представляют ГК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ: в них содержится немало предписаний, относящихся к земельным отношениям. В частности, в КоАП РФ и УК РФ содержатся составы земельных правонарушений (преступлений), за которые устанавливается и применяется соответственно административная или уголовная ответственность - в зависимости от степени общественного вреда или общественной опасности.

нормами гражданско-правовых актов (Гражданский Кодекс РФ). В гл. 17 ГК РФ предлагаются нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения. Земля и прочно связанные с ней объекты объявлены недвижимым имуществом.

Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются указами Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» и др. и постановлениями Правительства РФ от РФ от 25 августа 1992 г. «О совершенствовании ведения гос. земельного кадастра» и др.

Взаимосвязь земли и других природных ресурсов – недр, лесов, вод, окружающей природной среды в целом – предопределяет наличие норм, которые регулируют отношения, связанные с землей, в источниках водного, лесного, горного, природоохранительного права (в ФЗ «О недрах» 1994 г. определено право собственника земельного участка на добычу полезных ископаемых, находящихся в границах данного участка).

Правовые нормы, связанные с регулированием земельных правоотношений, содержатся в источниках административного и уголовного права – меры ответственности за совершение земельных правонарушений; жилищного права – нормы о праве граждан на получение земельного участка под жилищное строительство и др.

Особое место среди источников земельного права занимают международные двусторонние договоры , касающиеся земельных отношений, заключенные в установленном порядке или утвержденные компетентным государственным органом РФ, договоры, заключенные РФ с ее субъектами.

Не являются источниками: правовые акты индивидуального значения, т. е. акты применения права (решение местной администрации, адресованное конкретному гражданину либо организации). Руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ и решения Высшего Арбитражного Суда РФ также не рассматриваются - данные виды актов специфичны тем, что имеют обязательную силу для судов указанных систем при разрешении ими конкретных дел. В правовом же регулировании они не могут быть использованы в качестве непосредственных регуляторов общественных отношений.

Министерство образования Российской Федерации

Якутская государственная сельскохозяйственная академия

Юридический факультет

Кафедра гражданского и аграрного права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Земельное право

Источники земельного права

Выполнила: студентка 6-го курса з/о Ю-05

Федорова Лилия Николаевна

Проверил: Эверстова А. Г.

Якутск 2010

1. Понятие и классификация источников земельного права

2. Конституция Российской Федерации как источник земельного права

3. Международный договор Российской Федерации как источник земельного права

4. Закон как источник земельного права

5. Указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти как источник земельного права

6. Законы, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права

Использованная литература

1. Понятие и классификация источников земельного права

Понятие источника земельного права . Понятие «источник права» возникло более двух тысяч лет назад. Это выражение впервые использовал Тит Ливий, характеризуя законы XII таблиц как «fons omnis publici privatique iuris», т.е. как источник всего публичного и частного римского права.

Нередко понятие «источник права» используется в смысле источника правовых норм, т.е. содержания права. А также может употребляться и в качестве способа выражения содержания соответствующей правовой нормы, т.е. формы выражения права.

Источниками земельного права являются нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения. Такие нормативные правовые акты должны: 1) являться носителями государственной силы; 2) иметь нормативный характер, т.е. быть рассчитаны на многократное применение; 3) адресованы неопределенному числу субъектов; 4) быть обязательны для исполнения всеми субъектами.

Источником земельного права является нормативный правовой акт, принятый органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции, который устанавливает, изменяет или отменяет земельно-правовые нормы – юридически обязательные модели поведения участников земельных отношений.

Нормативные правовые акты органов государственной власти подразделяются по вертикали на: нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. По горизонтали эти нормативные правовые акты подразделяются на законы и иные нормативные правовые акты (подзаконные акты).

Виды источников земельного права . Источник земельного права – нормативный правовой акт, который содержит земельно-правовые нормы, т.е. нормы права, цель которых регулирование земельных отношений. Выделяются следующие виды источников земельного права: Конституция РФ, международные договоры РФ, законодательные акты, основной целью которых является регулирование земельных отношений; законодательные акты, регулирующие отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, и иные законодательные акты. Указы Президента РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Судебная практика . Суды общей юрисдикции и арбитражные суды выполняют важную функцию, применяя земельное законодательство, обеспечивая защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц на землю. Вырабатываемые общие подходы, принципы, единообразные формы разрешения споров – практика деятельности судебных органов.

Судебная практика разрешения отдельных категорий дел выражена в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Большое значение для совершенствования практики применения земельного законодательства в части охраны земель имеют постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, постановление Пленума Верховного Суда РФ.

На развитие земельного законодательства влияют постановления Конституционного Суда РФ.

земельное право источник

2. Конституция Российской Федерации как источник земельного права

Конституционные принципы регулирования земельных отношений . Конституция РФ, обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, занимает центральное место среди источников земельного права. Ряд положений Конституции имеют непосредственное значение для земельного права, так как являются основой развития земельного законодательства. В Конституции РФ закреплены общие принципы регулирования земельных отношений в системе законодательства нашей страны. Статья 72 Конституции относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона, регулирующего вопросы, отнесенные к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъект Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. Однако после принятия федерального закона субъект РФ обязан издавать законы и иные нормативные правовые акты, строго соответствующие федеральному закону.

В Конституции РФ в общей форме определены полномочия некоторых органов государственной власти по регулированию земельных отношений. Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью, т.е. вправе управлять землями, находящимся в федеральной собственности. Конституция РФ закрепила полномочия органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в которой могут находиться и земли.

В статье 74 Конституции выражен принцип приоритета обеспечения интересов охраны природы, в том числе охраны земель в сфере регулирования единого экономического пространства, единого рынка. В Конституции закреплены особенности правового регулирования земельных отношений. Земельные отношения должны регулироваться особым специальным федеральным законодательным актом – земельным кодексом РФ.

Конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. Важнейшее значение имеют конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. В статье 8 Конституции выражен принцип равенства всех форм собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статья 9 (ч.2) Конституции допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. это означает, что в земельном законодательстве должны быть закреплены такие условия изъятия частных земель, когда это допускается только по решению суда, а не какого-либо иного органа. Кроме того, предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Большое значение для защиты права частной собственности на землю имеет конституционное определение пределов ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Конституционные основы обеспечения охраны земель. В статье 42 Конституции закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Это право обеспечивается путем реализации соответствующих механизмов, содержащихся в Федеральном законе, а также рядом специальных земельно-правовых и иных норм.

Статья 58 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В земельном законодательстве эта обязанность выражена путем возложения на всех субъектов земельных отношений конкретных обязанностей по рациональному использованию и охране земель.

3. Международный договор Российской Федерации как источник земельного права

Общая характеристика. Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью национальной правовой системы. Закреплен принцип приоритета норм международного права над национальным правом. Этот принцип находит подтверждение и в земельном законодательстве нашей страны. В статье 4 Земельного кодекса предусмотрено, что если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, предусмотрены иные правила, чем Земельным кодексом, применяются правила международного договора. Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров регулируется Федеральным законом.

Значение международного договора как источника земельного права. На основании международных договоров РФ определяется линия государственной границы. В этих случаях международный договор определяет территориальную сферу действия норм национального права, в том числе земельного права. Также на основании международного договора определяется режим использования природных ресурсов, в том числе земель в пограничной зоне. Международные договоры могут служить основой для установления режима охраны среды обитания объектов животного мира, ограничения хозяйственной деятельности и использования земель на соответствующих территориях.

Нередко понятие «источник права» используется в смысле источника правовых норм , т.е. содержания права. В этом смысле данное понятие означает материальные условия развития общества , которые определяют содержание права, регулирующего общественные отношения.

Термин «источник права» может употребляться в качестве формы — способа выражения содержания соответствующей правовой нормы,. т.е. формы выражения права. В теории права под юридическими источниками или формами права понимаются официальные формы выражения и закрепления и соответственно изменения или отмены действующих правовых норм. Именно в этом аспекте рассматриваются источники земельного права, анализ которых приводится в настоящей главе.

Источниками земельного права являются нормативные правовые акты , регулирующие земельные отношения. Такие нормативные правовые акты должны отвечать признакам, объективно присущим источнику права. Во-первых, они должны быть носителями государственно-властной силы. Во-вторых, эти правовые акты должны иметь нормативный характер, т.е. быть рассчитаны на многократное применение. В-третьих, эти акты должны быть адресованы неопределенному числу субъектов. И наконец, правовые акты должны быть обязательны для исполнения всеми субъектами.

Источником земельного права является нормативный правовой акт, принятый органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах установленной для него компетенции, который устанавливает, изменяет или отменяет земельно-правовые нормы — юридически обязательные модели поведения участников земельных отношений.

Правовые нормативные акты органов государственной власти подразделяются по вертикали на нормативные акты федеральных органов государственной власти , субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления . По горизонтали эти правовые нормативные акты подразделяются на законы и иные правовые нормативные акты (подзаконные акты).

Юридическая сила всех законов и иных нормативных правовых актов определяется в зависимости от компетенции издавшего их органа государственной власти и роли правового нормативного акта в системе законодательства .

Виды источников земельного права. Источником земельного права является нормативный правовой акт, который содержит земельно-правовые нормы, т.е. нормы права, цель которых — регулирование земельных отношений.

Выделяются следующие виды источников земельного права: Конституция РФ , международные договоры РФ, специальные законодательные акты, основной целью которых является регулирование земельных отношений; законодательные акты, регулирующие отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды , и иные законодательные акты. Большое значение имеют нормативные указы Президента РФ , являющиеся источниками земельного права. Кроме того, такими источниками служат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти , законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты .

Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ обязательны соответственно для судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Они не являются источниками права. При достаточном распространении судебная практика является основанием для ее обобщения законодателем и издания соответствующей правовой нормы, восполняющей пробел в законодательстве.

На развитие земельного законодательства и законодательства о природных ресурсах большое влияние оказывают постановления Конституционного Суда РФ . Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» был разрешен вопрос о федеральной собственности на лесной фонд и земли этого фонда. 8 октября 1997 г. было принято постановление Конституционного Суда РФ № 13-П «По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года «О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году».

Конституция Российской Федерации как источник земельного права

Конституционные принципы регулирования земельных отношений. Конституция РФ , обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, занимает центральное место среди источников земельного права . Ряд положений Конституции РФ имеют важное значение для земельного права , так как являются основой развития земельного законодательства.

В Конституции РФ закреплены общие принципы регулирования земельных отношений в системе законодательства нашей страны. Статья 72 Конституции РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ . В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в»); разграничение государственной собственности , в том числе и на землю (п. «г»); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (п. «д»); земельное законодательство (п. «к»). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Предусмотрено прямое действие федеральных законов на всей территории РФ. Специальным указанием на прямое действие федеральных законов подчеркивается, что в РФ не признается установление субъектами Федерации каких-либо дополнительных условий для вступления в силу федеральных законов. Эта норма, естественная для государства с федеративным устройством , — своеобразная реакция на правотворчество некоторых субъектов РФ, которое отличалось в последние годы чрезмерной независимостью.

В случае отсутствия федерального закона, регулирующего вопросы, отнесенные к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъект Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование . Однако после принятия федерального закона субъект РФ обязан издавать законы и иные нормативные правовые акты, строго соответствующие федеральному закону.

В Конституции РФ в общей форме определены полномочия некоторых по регулированию земельных отношений. Так, в ст. 114 Конституции РФ (п. «в») сказано, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии, что, естественно, имеет прямое отношение к обеспечению охраны земель. Правительство РФ осуществляет также управление федеральной собственностью , т.е. вправе управлять землями, находящимися в федеральной собственности.

Конституция РФ закрепила полномочия органов местного самоуправления , которые согласно ст. 12 не входят в систему органов государственной власти , в сфере регулирования земельных отношений. Согласно ч. 2 ст. 131 Конституции РФ изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление , допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью , в которой могут находиться и земли (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).

В ст. 74 Конституции РФ выражен принцип приоритета обеспечения интересов охраны природы, в том числе и охраны земель в сфере регулирования единого экономического пространства, единого рынка . Конституция РФ предусматривает, что на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Исключением из этого общего правила являются случаи, когда ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

В Конституции РФ закреплены особенности правового регулирования земельных отношений. Часть 1 ст. 9 Конституции РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эта конституционная норма закрепляет два важнейших принципа правового регулирования земельных отношений: принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования использования и охраны земель и принцип обеспечения рационального использования и охраны земельных ресурсов.

Учитывая роль и значение земли в жизни общества , особенности земли как природного объекта, в ч. 3 ст. 36 Конституции РФ специально установлено, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Это означает, что земельные отношения должны регулироваться особым специальным федеральным законодательным актом — Земельным кодексом Российской Федерации.

Конституция РФ (ст. 67) определяет также сферу действия земельного законодательства — это территория Российской Федерации, включающая в себя территории ее субъектов. Кроме того, земельное законодательство регулирует отношения, связанные с использованием земель, занятых внутренними водами и территориальным морем. В этой же статье Конституции предусмотрено, что границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.

Конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. Важнейшее значение имеют конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. В ст. 8 Конституции РФ выражен принцип равенства всех форм собственности . В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статья 9 (ч. 2) Конституции РФ допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В современных условиях формирования рыночной экономики велика роль ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право частной собственности граждан и их объединений, право иметь в частной собственности землю. В этой же статье определены пределы осуществления земельным собственником своих правомочий. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Право частной собственности на землю согласно ст. 17 Конституции РФ рассматривается в качестве естественного и неотъемлемого права человека , принадлежащего ему от рождения. Следует также отметить, что в соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти , местного самоуправления и обеспечиваются правосудием .

В ст. 35 Конституции РФ отражен принцип защиты права частной собственности . Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Очень важное значение для регулирования земельных отношений имеет положение ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда . Это означает, что в земельном законодательстве должны быть закреплены такие условия изъятия частных земель, когда изъятие может допускаться только по решению суда, а не какого-либо иного органа. Кроме того, предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Значение этой конституционной нормы заключается в том, что частный земельный участок может быть изъят при соблюдении следующих условий. Во-первых, изъятие допустимо только для государственных нужд. Во-вторых, убытки должны быть возмещены собственнику до момента фактического изъятия. И в-третьих, размер возмещенных убытков должен быть равноценным, т.е. справедливым, соответствующим рыночным ценам за данный земельный участок. Эти положения должны быть закреплены в земельном законодательстве.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ . Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Специальные законодательные акты как источники земельного права . Центральное место среди специальных , основной целью которых является регулирование главным образом земельных отношений, занимает Земельный кодекс РСФСР, принятый 25 апреля 1991 г. (с изм. от 28 апреля 1993 г.). В настоящее время ЗК РСФСР применяется с учетом Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации». Указ Президента РФ признал полностью недействующими 48 статей и частично 7 статей Кодекса из 127 статей ЗК. Кроме того, из содержания ЗК был исключен термин «пожизненное наследуемое владение».

Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 имел отрицательные последствия для полноценного регулирования земельных отношений. Издание Указа привело к появлению большого числа пробелов в земельном законодательстве. Часть вопросов в последующем была урегулирована в иных указах Президента РФ, другие вопросы продолжают регулироваться иными законодательными и нормативными правовыми актами , однако в целом пробельность регулирования земельных отношений не восполнена и поныне.

Современное значение ЗК РСФСР состоит в том, что Кодекс регулирует вопросы предоставления и изъятия земель, в том числе изъятия сельскохозяйственных угодий, земель, занятых особо охраняемыми природными и историко-культурными объектами, земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами первой группы. В Кодексе определен порядок предоставления земель для нужд сельского хозяйства и несельскохозяйственных нужд. В нем закреплены нормы предоставления земельных участков в собственность и пользование, урегулированы вопросы перехода права на земельный участок при переходе права собственности на строение и сооружение. ЗК РСФСР предусматривает порядок использования земельных участков для изыскательских работ. В Кодексе закреплены права и обязанности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также гарантии соблюдения их прав.

Очень важное значение имеют нормы ЗК РСФСР, определяющие правовой режим категорий земель: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

ЗК РСФСР предусматривает комплекс мер по обеспечению охраны земель. Кодекс регулирует вопросы управления использованием и охраной земель: государственного контроля за использованием и охраной земель, мониторинга земель; государственного земельного кадастра, землеустройства. В нем предусмотрены также меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства.

Источником земельного права является Градостроительный кодекс РФ 1998 г. Это — «Кодекс о недвижимости ». Кодекс регулирует земельные отношения в связи с осуществлением градостроительного планирования , застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Для решения этих задач в Кодексе закреплены требования, предъявляемые к градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке. В этом законодательном акте урегулированы вопросы градостроительного планирования развития территории РФ и территорий субъектов РФ , а также территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований . Особое значение для определения правового режима земель поселений имеет территориальное зонирование. В Кодексе определен правовой режим пригородных зон городов. Урегулированы также вопросы застройки территорий городских и сельских поселений, которые непосредственно связаны с использованием земель.

Закон РФ от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» определил цели, для которых земельные участки могут быть переданы в частную собственность гражданам РФ, а также закрепил право граждан на продажу земельных участков.

Кроме того, в Законе сформулирован принцип приватизации указанных земельных участков. Граждане приобретают право частной собственности на такие земельные участки в пределах норм их предоставления. Что касается земельных участков, размеры которых превышают эти нормы, то граждане сохраняют право пожизненного наследуемого владения или пользования той частью участка, размер которого превышает установленные нормы.

К числу специальных источников земельного права относится Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»*. В этом Законе урегулированы полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; права и обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных участков в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; закреплены меры государственного регулирования деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и государственной поддержки деятельности в этой области и некоторые другие.

К этой же группе источников земельного права можно отнести Закон РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» (в ред. от 29 декабря 1998 г.). Закон определяет систему правового регулирования взимания платы за землю, устанавливая следующие формы платы: земельный налог , арендную плату и нормативную цену земли. В Законе регламентирован порядок платы за землю сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, предусмотрены льготы по взиманию платежей, определен порядок установления, взимания и расходования средств, поступивших в качестве платы за землю.

Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» призван регулировать весьма специфическую область земельных отношений. В этом Законе закреплены понятия различных типов и видов мелиорации земель; урегулированы вопросы права собственности на мелиоративные системы и гидротехнические сооружения; определена система государственного управления в области мелиорации земель; установлен порядок проведения мелиорации земель и финансирования таких работ.

2 января 2000 г. был принят Федеральный закон № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». В нем закреплена компетенция органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра; определен состав сведений и документов государственного земельного кадастра и порядок ведения государственного земельного кадастра.

Законодательные акты, регулирующие отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды как источники земельного права. Использование природных ресурсов и обеспечение охраны окружающей среды теснейшим образом связано с регулированием земельных отношений. В связи с этим законодательные акты, которые регулируют указанные вопросы, содержат большое число земельно-правовых норм и соответственно являются источниками земельного права.

Ряд земельно-правовых норм содержится в Законе РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» (в ред. от 2 января 2000 г.). Так, согласно ст. 11 этого Закона лицензии на пользование недрами предоставляются при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию. Предусмотрено, что в лицензии на пользование недрами должны быть указаны, в частности, границы земельного отвода, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами (ст. 12).

Статья 19 Закона регулирует вопросы использования недр собственниками, владельцами земельных участков. Закон предусматривает комплекс мер по охране недр. Одним из способов обеспечения охраны недр является регулирование застройки площадей залегания полезных ископаемых. В связи с этим согласно ст. 22 Закона недропользователь вправе ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода.

В Законе РФ «О недрах» имеются также нормы, имеющие своей задачей предотвратить порчу земель при разработке недр. Статья 40 Закона предусматривает освобождение от платежей при пользовании недрами собственников, владельцев земельных участков, которые ведут в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на принадлежащем им или арендуемом земельном участке для своих нужд.

Источником земельного права является Лесной кодекс Российской Федерации 1997 г. В нем урегулированы вопросы использования и охраны земель лесного фонда. В ст. 8 ЛК дано определение состава земель лесного фонда: лесных и нелесных. Статьи 31 —34 ЛК посвящены договору аренды участков лесного фонда — одному из оснований осуществления права пользования землями лесного фонда и непосредственно лесами.

В Кодексе закреплены порядок определения границ земель, занятых лесами, отнесенными к соответствующей группе лесов и категории защитности (ст. 55); порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и порядок изъятия земель лесного фонда (ст. 63); порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом (ст. 64); порядок согласования мест строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов (ст. 65), и др.

16 ноября 1995 г. был принят Водный кодекс Российской Федерации*. В нем содержится довольно большое число норм, регулирующих земельные отношения. Так, ст. 12 В К. закрепила право собственников, владельцев и пользователей земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, использовать водные объекты. Статья 40 ВК предусмотрела право частной собственности граждан и юридических лиц на обособленные водные объекты (замкнутые водоемы). В Кодексе (ст. 105) содержатся специальные требования, предъявляемые к размещению, проектированию, строительству, реконструкции и вводу в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод.

В ст. 108 ВК определен порядок ведения работ на водных объектах и в их водоохранных зонах. Статья 111 специально определяет правовой режим водоохранных зон водных объектов. Статья 112 регулирует вопросы, связанные с особенностями предоставления земельных участков в водоохранных зонах и контроля за их использованием. В ст. 115 урегулированы основные положения правового режима зон и округов санитарной охраны.

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» также относится к числу источников земельного права. Закон устанавливает различного рода ограничения в сфере хозяйственной деятельности, в том числе связанной с использованием земли в интересах охраны среды обитания животного мира (ст. 21). Статья 22 Закона предусматривает, в частности, возможность выделения защитных участков территорий, необходимых для осуществления жизненных циклов животных (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и др.).

Источником земельного права является Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Ряд положений Закона имеет особое значение с точки зрения правового обеспечения охраны земель. В целом все содержание Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» направлено на обеспечение сохранности земли как природного объекта, однако некоторые нормы этого акта специально регулируют такие вопросы и непосредственно связаны с земельным законодательством. Так, ст. 4 прямо относит землю к числу объектов охраны от загрязнения, порчи, повреждения, истощения и разрушения.

В ст. 20 Закона закреплен принцип платности природопользования, который включает плату за природные ресурсы, в том числе и за землю. Статья 30 предусматривает нормирование применения агрохимикатов в сельском хозяйстве: нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и др. Статьи 40 и 41 предусматривают общие и особые экологические требования при размещении предприятий , сооружений и иных объектов. Предусмотрено, что место строительства определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства (ст. 28 ЗК) и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Статья 46 Закона закрепляет экологические требования в сельском хозяйстве, возлагая на сельскохозяйственные предприятия и граждан обязанности по выполнению комплекса мер по охране почв. Специальные требования по охране окружающей среды установлены при выполнении мелиоративных работ (ст. 47). Принципиальное значение для определения правового режима земель, занятых особо охраняемыми природными территориями и объектами, имеют нормы ст. 60—67 Закона. В частности, ст. 60 закрепляет основной принцип правового режима земель природно-заповедного фонда, согласно которому изъятие таких земель запрещено.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» также является источником земельного права. В частности, в нем предусмотрены санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к планировке и застройке городских и сельских поселений (ст. 12). Данный Закон содержит также санитарно-эпидемиологические требования к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок, т.е. нормы, непосредственно касающиеся использования земель (ст. 21).

Следует отметить также Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». В ст. 22 Закона урегулирован порядок применения пестицидов и агрохимикатов.

Общие требования к применению этих веществ заключаются в том, что, во-первых, порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом рационов животных.

Во-вторых, безопасность применения пестицидов и агрохимикатов должна обеспечиваться соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду.

Некоторые земельно-правовые нормы содержатся в Федеральном законе от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Эти нормы касаются главным образом требований охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности (ст. 16).

Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» регулируют вопросы правового режима использования и охраны земель, объявленных соответственно лечебно-оздоровительными местностями, курортами и особо охраняемыми природными территориями: государственными природными заповедниками, национальными парками, природными парками, государственными природными заказниками, памятниками природы, дендрологическими парками и ботаническими садами.

К источникам земельного права относится Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», который определяет порядок экологического зонирования в районе этого уникального озера и особенности пользования земельными ресурсами в центральной экологической и буферной экологической зонах (ст. 10).

Некоторые вопросы использования земель регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также иными законодательными актами.

Иные законодательные акты как источники земельного права. Среди этой группы источников земельного права особое значение имеет Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. от 8 июля 1999 г.). В гл. 17 ГК (ст. 260—287) закреплены общие положения, касающиеся режима земельных участков как объектов права собственности, недвижимого имущества и предмета совершения сделок с ними, а также иных вещных прав на землю. ГК предусматривает также принципиальные положения относительно регулирования различных сделок, в том числе с земельными участками. Однако следует иметь в виду, что гл. 17 ГК вводится в действие со дня принятия нового Земельного кодекса Российской Федерации, т.е. в настоящее время указанные нормы еще не действуют.

Наиболее важное значение для регулирования земельных отношений имеют следующие положения ГК:

  1. признание земельных участков недвижимым имуществом (ст. 130);
  2. обязательность государственной регистрации права собственности, иных вещных прав на землю, а также сделок с ней (ст. 131);
  3. определение объекта права частной собственности на землю (ст. 261);
  4. закрепление принципа целевого использования земель (ст. 260);
  5. закрепление права граждан на осуществление общего пользования землей, т.е. без каких-либо разрешений (ст. 262);
  6. закрепление права на застройку земельного участка (ст. 263);
  7. определение содержания правомочий собственников земельных участков по владению, пользованию и распоряжению ими (ст. 260);
  8. закрепление вещных прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков (ст. 216);
  9. определение правил установления права ограниченного пользования чужим земельным участком — (ст. 279—282);
  10. регулирование вопросов изъятия частных земельных участков для государственных и муниципальных нужд (ст. 279—282 ГК).

Указ Президента РФ от 26 ноября 1997 г. № 1263 «О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды» предусмотрел возможность продажи гражданам и юридическим лицам на торгах (аукционах, конкурсах) расположенных на территориях городских и сельских поселений земельных участков, предназначенных под застройку, либо право их аренды.

Указом Президента РФ от 16 мая 1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» (в ред. от 3 ноября 1999 г.) установлено преимущественное право приобретения в собственность земельных участков (долей земельных участков), на которых расположены ранее приватизированные объекты недвижимости, физических и юридических лиц — собственников этих объектов.

Вопросы правового режима земель автомобильного транспорта отражены в Указе Президента РФ от 27 июня 1998 г. № 727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования»*.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти как источники земельного права

Общая характеристика. Большую группу источников земельного права составляют нормативные правовые акты , принимаемые Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти . Такие акты относятся к категории подзаконных правовых актов, т.е. актов исполнительных органов государственной власти , изданных в пределах их компетенции, в соответствии с законом , указом Президента РФ , либо на их основе и во исполнение их.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 1997 г.) предусматривает, что Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ , федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ (ст. 23).

Порядок издания нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти определен в постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (в ред. от 11 февраля 1999 г.).

Постановления Правительства РФ. В числе подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, следует выделить постановления Правительства РФ. Они издаются Правительством РФ в пределах его компетенции и направлены на регулирование отдельных вопросов. Содержание постановлений должно соответствовать действующему федеральному земельному законодательству. Основная задача постановлений Правительства РФ — конкретизировать положения федеральных законов или указов Президента РФ. Основанием такой конкретизации нередко являются нормы ЗК РСФСР, которые предусматривают необходимость принятия соответствующего. нормативного правового акта Правительства РФ.

Например, ст. 101 ЗК допускает возможность консервации земель в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Во исполнение данного предписания Закона Правительство РФ приняло постановление от 5 августа 1992 г. № 555 «Об утверждении Положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами» (в ред. от 27 декабря 1994 г.).

Обычна практика принятия постановлений Правительства РФ в целях развития и конкретизации соответствующих законодательных актов. Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» Президенту РФ было предложено поручить Правительству РФ разработать порядок купли-продажи гражданами РФ земельных участков. На основании этого Советом Министров — Правительством РФ было приняло постановление от 30 мая 1993 г. № 503 «Об утверждении Порядка купли-продажи гражданами Российской Федерации земельных участков».

Другой пример. Указом Президента РФ от 26 ноября 1997 г. № 1263 «О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды » Правительству РФ было поручено разработать и утвердить порядок организации и проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды. Во исполнение Указа было принято постановление Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 2 «Об утверждении Порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды» (в ред. от 13 августа 1998 г.).

Кроме этого, в пределах своих полномочий Правительство РФ принимает постановления, регулирующие отношения по вопросам, по которым отсутствуют прямые указания в федеральных законах. Так, учитывая важность проблемы охраны почв, Правительством РФ было принято постановление от 23 февраля 1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Такие акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

В сфере регулирования земельных отношений следует отметить в первую очередь ведомственные нормативные акты, принятые Государственным комитетом РФ по земельной политике (Госкомзем России).

К его компетенции относится, в частности, подготовка нормативных правовых актов, направленных на комплексное правовое обеспечение земельных отношений, и издание в установленном порядке ведомственных нормативных правовых актов по вопросам, связанным с государственным регулированием земельных отношений. Например, Роскомземом 2 июня 1993 г. № 1-16/770 был утвержден Типовой договор купли-продажи (купчая) земельного участка. 20 декабря 1993 г. было издано Указание Роскомзема № 32 «О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей» и иные нормативные правовые акты. Приказы, инструкции и другие нормативные правовые акты, принятые Госкомземом России, имеют обязательную силу для всех субъектов земельных отношений.

Нормативные предписания по регулированию использования и охраны земель могут издаваться и другими федеральными органами исполнительной власти, например, Министерством природных ресурсов РФ и др.

По некоторым вопросам принимаются совместные нормативные правовые акты: указание Минприроды РФ и Роскомзема от 12 апреля 1994 г. № 1/11 «О порядке выдачи лицензий на проведение обследований по выявлению деградированных и загрязненных земель»; Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами (утвержден Роскомземом 10 ноября 1993 г. и Минприроды РФ 18 ноября 1993 г.) и др.

Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации как источники земельного права

Общая характеристика. Земельное законодательство отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения РФ и субъектов Федерации, поэтому в настоящее время, когда все еще не принят новый Земельный кодекс РФ, субъекты РФ проявляют большую активность в сфере регулирования земельных отношений. Совершенно отчетливо проявляется тенденция восполнить пробелы земельного законодательства, имеющиеся на федеральном уровне.

Закон г. Москвы от 12 июля 1999 г. «О территориальной единице с особым статусом «Московский международный деловой центр «Москва-Сити» (ст. 16) впервые допустил возможность приобретения земельных участков на территории г. Москвы путем выкупа арендованного земельного участка или передачи земельного участка в собственность, либо путем продажи земельных участков на открытых торгах (конкурсах, аукционах).

Некоторые субъекты Федерации приняли законы о землеустройстве и земельном кадастре. Так, Закон Красноярского края от 6 октября 1994 г. «О землеустройстве»* регулирует следующие вопросы: порядок и технические условия разработки, согласования и утверждения землеустроительной документации; система управления и организации землеустройства; отношения между участниками землеустроительной деятельности; разрешение споров по вопросам землеустройства. Закон от 27 ноября 1997 г. «О землеустройстве» принят в Воронежской области. В Челябинской области действует Закон от 28 мая 1998 г. «О государственном земельном кадастре Челябинской области».

Все большее распространение получает использование такого инструмента определения правового режима земель, как зонирование — Закон Московской области от 9 января 1997 г. «Об организации и функциональном зонировании территории Московской области» и некоторые др. На уровне регионов законодательно регулируются вопросы застройки населенных пунктов — Закон Московской области от 29 марта 1996 г. «Правила застройки городов, поселков городского типа, сельских населенных, пунктов, других поселений и рекреационных комплексов Московской области» и ряд др.

В целом земельное законодательство субъектов РФ отличает значительное несоответствие некоторых его положений действующему федеральному законодательству. Поэтому проблема приведения законодательства субъектов РФ особенно остро встанет после того, как будет принят новый Земельный кодекс РФ.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права

Общая характеристика. По Конституции РФ (ст. 12) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти . Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130 Конституции РФ).

Действующее законодательство определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 6) отнес к предметам ведения органов местного самоуправления решение таких вопросов, как регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований , контроль за использованием земель на территории муниципального образования.

Закон РФ от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в Российской Федерации» определяет компетенцию органов местного самоуправления в области регулирования использования и охраны земель (ст. 49, 55, 66) (подробнее см.: § 3 гл. 7).

В Градостроительном кодексе РФ (ст. 23) установлены некоторые полномочия органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений. В ведении муниципальных образований: принятие и изменение правил застройки, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства; разработка проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований и внесение в соответствующий орган "государственной власти предложений об их утверждении и другие вопросы.

Значение правовых нормативных актов органов местного самоуправления. Акты (решения, постановления) органов местного самоуправления относятся к числу источников земельного права в тех случаях, когда они носят нормативный характер, т.е. изданы в пределах компетенции и устанавливают общие правила поведения, обязательные к исполнению на территории соответствующего муниципального образования: поселка, села, района, города. Например, решение Совета депутатов Озерского района Московской области от 16 октября 1998 г. № 249/40 «Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков в аренду и определения арендной платы за землю на территории Озерского района»; постановление Совета депутатов Егорьевского района Московской области от 27 февраля 1998 г. № 192 «О предоставлении земельных участков гражданам на территории Егорьевского района под индивидуальное жилищное, дачное, гаражное строительство и коллективное садоводство».

Статья 36 ЗК РСФСР наделяет сельские, поселковые и городские администрации правом устанавливать предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства. Это полномочие достаточно широко используется органами местного самоуправления. В качестве примера можно привести решение Совета депутатов Щелковского района Московской области от 1 июня 1999 г. № 189/36 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Щелковского района»; решение Совета депутатов Клинского района Московской области от 19 февраля 1997 г. № 3/5 «О порядке предоставления земельных участков гражданам на территории Клинского района и о предельных размерах участков» и др.

Что касается иных актов органов местного самоуправления, носящих правоприменительный и правоустанавливающий характер, то они не являются . К их числу, например, относятся акты по вопросам предоставления и изъятия земельных участков и др. В этих случаях орган местного самоуправления реализует возложенные на него обязанности или предоставленные ему земельным законодательством полномочия.

В продолжение темы:
Из Бумаги

Открытка, как сердечко, изготовленная своими руками. Фотографии готовых открыток. Открытка, как сердечко, изготовленная своими руками. Фотографии готовых открыток....

Новые статьи
/
Популярные