Оловянные солдаты. История игрушек: оловянный солдатик

Стойкий оловянный солдатик - произведение Г. Х. Андерсена, знаменитое на весь мир и любимое сотнями детей. В нём рассказывается об оловянном солдатике, на которого не хватило немного олова, и он остался одноногим. Это не помешало ему быть отличным ратником. Когда коробку с оловянными солдатиками подарили мальчику, он расставил их на столе. Здесь одноногий солдат увидел прекрасную бумажную танцовщицу, и всё время смотрел на неё, а она на него. Это не понравилось злобному троллю, и он навлёк на солдатика немало бед. Чем закончилась история, узнайте вместе с ребёнком из сказки о любви, добре и зле, стойкости и вере в собственные силы.

Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков, все братья, потому что родились от старой оловянной ложки. Ружье на плече, смотрят прямо перед собой, а мундир-то какой великолепный — красный с синим! Лежали они в коробке, и когда крышку сняли, первое, что они услышали, было:

— Ой, оловянные солдатики!

Это закричал маленький мальчик и захлопал в ладоши. Их подарили ему на день рождения, и он сейчас же расставил их на столе.

Все солдатики оказались совершенно одинаковые, и только один-единственный был немножко не такой, как все: у него была только одна нога, потому что отливали его последним, и олова не хватило. Но и на одной ноге он стоял так же твердо, как остальные на двух, и вот с ним-то и приключится замечательная история.

На столе, где очутились солдатики, стояло много других игрушек, но самым приметным был красивый дворец из картона. Сквозь маленькие окна можно было заглянуть прямо в залы. Перед дворцом, вокруг маленького зеркальца, которое изображало озеро, стояли деревца, а по озеру плавали восковые лебеди и гляделись в него.

Все это было куда как мило, но милее всего была девушка, стоявшая в дверях замка. Она тоже была вырезана из бумаги, но юбочка на ней была из тончайшего батиста; через плечо у нее шла узенькая голубая ленточка, будто шарф, а на груди сверкала блестка не меньше головы самой девушки. Девушка стояла на одной ноге, вытянув перед собой руки, — она была танцовщица, — а другую вскинула так высоко, что оловянный солдатик и не видел ее, а потому решил, что она тоже одноногая, как и он.

«Вот бы мне такую жену! — подумал он. — Только она, видать, из знатных, живет во дворце, а у меня всего-то и есть, что коробка, да и то нас в ней целых двадцать пять солдат, не место ей там! Но познакомиться можно!»

И он притаился за табакеркой, которая стояла тут же на столе. Отсюда он отлично видел прелестную танцовщицу.

Вечером всех остальных оловянных солдатиков, кроме него одного, водворили в коробку, и люди в доме легли спать. А игрушки сами стали играть — и в гости, и в войну, и в бал. Оловянные солдатики ворошились в коробке — ведь им тоже хотелось играть, — да не могли поднять крышку. Щелкунчик кувыркался, грифель плясал по доске. Поднялся такой шум и гам, что канарейка проснулась да как засвистит, и не просто, а стихами! Не трогались с места только оловянный солдатик да танцовщица. Она по-прежнему стояла на одном носке, протянув руки вперед, а он браво стоял на своей единственной ноге и не сводил с нее глаз.
Вот пробило двенадцать, и — щелк! — крышка табакерки отскочила, только в ней оказался не табак, нет, а маленький черный тролль. Табакерка-то была с фокусом.

— Оловянный солдатик, — сказал тролль, — не смотри куда не надо!

Но оловянный солдатик сделал вид, будто не слышит.

— Ну погоди же, вот наступит утро! — сказал тролль.

И наступило утро; встали дети, и оловянного солдатика поставили на подоконник. Вдруг, по милости ли тролля, или от сквозняка, окно как распахнется, и солдатик как полетит вниз головой с третьего этажа! Это был ужасный полет. Солдатик взбросил негу в воздух, воткнулся каской и штыком между камнями мостовой, да так и застрял вниз головой.

Мальчик и служанка сейчас же выбежали искать его, но никак не могли увидеть, хотя чуть не наступали на него ногами. Крикни он им: «Я тут!» — они, наверное, и нашли бы его, да только не пристало солдату кричать во все горло — ведь на нем был мундир.

Начал накрапывать дождь, капли падали все чаще, и наконец хлынул настоящий ливень. Когда он кончился, пришли двое уличных мальчишек.

— Гляди-ка! — сказал один. — Вон оловянный солдатик! Давай отправим его в плаванье!

И они сделали из газетной бумаги кораблик, посадили в него оловянного солдатика, и он поплыл по водосточной канаве. Мальчишки бежали рядом и хлопали в ладоши. Батюшки, какие волны ходили по канаве, какое стремительное было течение! Еще бы, после такого ливня!

Кораблик бросало то вверх, то вниз и вертело так, что оловянный солдатик весь дрожал, но он держался стойко — ружье на плече, голова прямо, грудь вперед.
Вдруг кораблик нырнул под длинные мостки через канаву. Стало так темно, будто солдатик опять попал в коробку.

«Куда меня несет? — думал он. — Да, да, все это проделки тролля! Ах, если бы со мною в лодке сидела та барышня, тогда будь хоть вдвое темнее, и то ничего!»
Тут появилась большая водяная крыса, жившая под мостками.

— Паспорт есть? — Спросила она. — Предъяви паспорт!

Но оловянный солдатик как воды в рот набрал и только еще крепче сжимал ружье. Кораблик несло все вперед и вперед, а крыса плыла за ним вдогонку. У! Как скрежетала она зубами, как кричала плывущим навстречу щепкам и соломинам:

— Держите его! Держите! Он не уплатил пошлины! Он беспаспортный!
Но течение становилось все сильнее и сильнее, и оловянный солдатик уже видел впереди свет, как вдруг раздался такой шум, что испугался бы любой храбрец. Представьте себе, у конца мостика водосточная канава впадала в большой канал. Для солдатика это было так же опасно, как для нас нестись в лодке к большому водопаду.

Вот канал уже совсем близко, остановиться невозможно. Кораблик вынесло из-под мостка, бедняга держался, как только мог, и даже глазом не моргнул. Кораблик развернуло три, четыре раза, залило водой до краев, и он стал тонуть.
Солдатик оказался по шею в воде, а кораблик погружался все глубже и глубже, бумага размокала. Вот вода покрыла солдатика с головой, и тут он подумал о прелестной маленькой танцовщице — не видать ему ее больше. В ушах у него зазвучало:

Вперед стремись, воитель,
Тебя настигнет смерть!

Тут бумага окончательно расползлась, и солдатик пошел ко дну, но в ту же минуту его проглотила большая рыба.

Ах, как темно было внутри, еще хуже, чем под мостком через водосточную канаву, да еще и тесно в придачу! Но оловянный солдатик не потерял мужества и лежал растянувшись во весь рост, не выпуская из рук ружья…

Рыба заходила кругами, стала выделывать самые диковинные скачки. Вдруг она замерла, в нее точно молния ударила. Блеснул свет, и кто-то крикнул:

«Оловянный солдатик!» Оказывается, рыбу поймали, привезли на рынок, продали, принесли на кухню, и кухарка распорола ей брюхо большим ножом.

Затем кухарка взяла солдатика двумя пальцами за поясницу и принесла в комнату. Всем хотелось посмотреть на такого замечательного человечка — еще бы, он проделал путешествие в брюхе рыбы! Но оловянный солдатик ничуть не загордился. Его поставили на стол, и — каких только чудес не бывает на свете! — он оказался в той же самой комнате, увидал тех же детей, на столе стояли те же игрушки и чудесный дворец с прелестной маленькой танцовщицей. Она по-прежнему стояла на одной ноге, высоко вскинув другую, — она тоже была стойкая. Солдатик был тронут и чуть не заплакал оловянными слезами, но это было бы не пригоже. Он смотрел на нее, она на него, но они не сказали друг другу ни слова.

Вдруг один из малышей схватил оловянного солдатика и швырнул в печку, хотя солдатик ничем не провинился. Это, конечно, подстроил тролль, что сидел в табакерке.

Оловянный солдатик стоял в пламени, его охватил ужасный жар, но был ли то огонь или любовь — он не знал. Краска с него совсем сошла, никто не мог бы сказать, отчего — от путешествия или от горя. Он смотрел на маленькую танцовщицу, она на него, и он чувствовал, что тает, но по-прежнему держался стойко, не выпуская из рук ружья. Вдруг дверь в комнату распахнулась, танцовщицу подхватило ветром, и она, как сильфида, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом — и нет ее. А оловянный солдатик стаял в комочек, и наутро горничная, выгребая золу, нашла вместо солдатика оловянное сердечко. А от танцовщицы осталась одна только блестка, и была она обгорелая и черная, словно уголь.

Если ты взглянешь на карту, то увидишь, что значительная часть Дании расположена на больших и малых островах. На одном из них - острове Фюн - находится город Оденсе. Здесь в 1805 году в семье сапожника родился будущий сказочник Христиан Андерсен.
Дом, в котором вырос мальчик, был очень старым. Его деревянные балки украшала старинная резьба - тюльпаны и побеги хмеля, а по краю крыши шел водосточный желоб с головой дракона на конце. Дождевая вода должна была вытекать у дракона из пасти, но текла из туловища--желоб был дырявый. Детские годы Андерсена прошли в бедности. Его отец, наполеоновский солдат, вернулся из военного похода тяжело больным и вскоре скончался. Семья осталась без средств к существованию, и маленький Христиан вынужден был пойти работать на суконную фабрику. В свободные часы мальчик бегал в школу для бедных, где преподавали закон божий, письмо и арифметику, да и то плохо.
Христиан рос фантазером и выдумщиком. Он любил играть в театр, где представлял себя актером, сочинял разные забавные и трогательные истории. Самым внимательным слушателем их был старый кот. Он имел лишь один недостаток - слишком скоро засыпал.
В 1819 году четырнадцатилетний Христиан покинул родной город. Его путь лежал в Копенгаген. В столицу юноша прибыл с тайной надеждой поступить в театр, стать артистом. Однако на первых порах Андерсену пришлось туго. Чтобы заработать на жизнь, он вынужден был заняться столярным ремеслом...
Жизнь великого сказочника Христиана Андерсена напоминает невеселую сказку со счастливым концом. В сказке на помощь герою обязательно приходят добрые люди. Так случилось и с Христианом. Добрые люди выхлопотали для него небольшую учебную пенсию. Благодаря ей он кончил гимназию, а затем и университет. Свои первые рассказы и стихотворения Андерсен и писал еще будучи студентом. В тридцать лет он уже автор многих стихотворных и прозаических книжек. Тогда же он создает и свои первые сказки: "Огниво", "Маленький Клаус и большой Клаус", "Цветы маленькой Иды", "Дюймовочка". Имя сказочника становится известным далеко за пределами маленькой Дании, им зачитывается детвора Англии, Франции, России.
Слава не изменила Андерсена - он по-прежнему добродушен и приветлив, очень много пишет. Сюжеты для сказок он находит повсюду. Про каждую вещь он может сочинить интересную, увлекательную историю, будь это простая штопальная игла или обыкновенный оловянный солдатик... В старом Копенгагене было много темных узеньких улочек. Здесь доживали свой век бывшие матросы, ютились маленькие лавочки и мастерские. У каждой мастерской была своя вывеска: или огромных размеров сапог, или гигантский замок, игрушечный солдатик.
...Однажды в руки старого мастера попала оловянная ложка. Долго вертел он ее и так и сяк и наконец, решил отлить из нее двадцать пять солдат-новобранцев в сине-красных мундирах, с ружьями на плече. Сказал и сделал. Все оловянные солдатики походили друг на друга, как две капли воды, И лишь один отличался от своих братьев: у него была только одна нога. Мастер отливал его последним, и олова на вторую ногу не хватило. Но все же и на одной ноге солдатик стоял твердо, и смело смотрел вперед.
Старый мастер и не подозревал, сколько удивительных приключений произойдет с этим солдатиком: здесь будет и путешествие в утлой лодочке по бурному потоку, и преследование страшной крысы, сборщицы пошлин, и плавание в животе у рыбы, и наконец, испытание огнем. Но что примечательно, в какие бы жизненные передряги оловянный солдатик не попадал, он твердо, стоял на своей единственной ноге и стойко переносил все лишения и опасности. Таков уж у него был характер. Проста и бесхитростна история о "Стойком оловянном солдатике", рассказанная великим сказочником. Но так ли уж она проста. Поразмысли-ка об этом на досуге.
Б. Заболотских


Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков. Все сыновья одной матери - старой оловянной ложки, - и, значит, приходились они друг другу родными братьями. Это были славные, бравые ребята: ружье на плече, грудь колесом, мундир красный, отвороты синие, пуговицы блестят... Ну, словом, чудо что за солдатики!

Все двадцать пять лежали рядком в картонной коробке. В ней было темно и тесно. Но оловянные солдатики - терпеливый народ, они лежали не шевелясь и ждали дня, когда коробку откроют.

И вот однажды коробка открылась.

Оловянные солдатики! Оловянные солдатики! - закричал маленький мальчик и от радости захлопал в ладоши.

Ему подарили оловянных солдатиков в день его рождения.

Мальчик сейчас же принялся расставлять их на столе. Двадцать четыре были совершенно одинаковые - одного от другого не отличить, а двадцать пятый солдатик был не такой, как все. Он оказался одноногим. Его отливали последним, и олова немного не хватило. Впрочем, он и на одной ноге стоял так же твердо, как другие на двух.

Вот с этим-то одноногим солдатиком и произошла замечательная история, которую я вам сейчас расскажу.

На столе, где мальчик построил своих солдатиков, было много разных игрушек. Но лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец. Через его окошки можно было заглянуть внутрь и увидеть все комнаты. Перед самым дворцом лежало круглое зеркальце. Оно было совсем как настоящее озеро, и вокруг этого зеркального озера стояли маленькие зеленые деревья. По озеру плавали восковые лебеди и, выгнув длинные шеи, любовались своим отражением.

Все это было прекрасно, но самой красивой была хозяйка дворца, стоявшая на пороге, в широко раскрытых дверях. Она тоже была вырезана из картона; на ней была юбочка из тонкого батиста, на плечах - голубой шарф, а на груди - блестящая брошка, почти такая же большая, как голова ее владелицы, и такая же красивая.

Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки, - должно быть, она была танцовщицей. Другую ножку она подняла так высоко, что наш оловянный солдатик сначала даже решил, что красавица тоже одноногая, как и он сам.

“Вот бы мне такую жену! - подумал оловянный солдатик. - Да только она, наверно, знатного рода. Вон в каком прекрасном дворце живет!.. А мой дом - простая коробка, да еще набилось нас туда чуть не целая рота - двадцать пять солдат. Нет, ей там не место! Но познакомиться с ней все же не мешает...”

И солдатик притаился за табакеркой, стоявшей тут же, на столе.

Отсюда он отлично видел прелестную танцовщицу, которая все время стояла на одной ножке и при этом ни разу даже не покачнулась!

Поздно вечером всех оловянных солдатиков, кроме одноногого - его так и не могли найти, - уложили в коробку, и все люди легли спать.

И вот когда в доме стало совсем тихо, игрушки сами стали играть: сначала в гости, потом в войну, а под конец устроили бал. Оловянные солдатики стучали ружьями в стенки своей коробки-им тоже хотелось выйти на волю и поиграть, но они никак не могли поднять тяжелую крышку. Даже щелкунчик принялся кувыркаться, а грифель пошел плясать по доске, оставляя на ней белые следы, - тра-та-та-та, тра-та-та-та! Поднялся такой шум, что в клетке проснулась канарейка и начала болтать на своем языке так быстро, как только могла, да притом еще стихами.

Только одноногий солдатик и танцовщица не двигались с места.

Она по-прежнему стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки, а он застыл с ружьем в руках, как часовой, и не сводил с красавицы глаз.

Пробило двенадцать. И вдруг - щёлк! - раскрылась табакерка.

В этой табакерке никогда и не пахло табаком, а сидел в ней маленький злой тролль. Он выскочил из табакерки, как на пружине, и огляделся кругом.

Эй ты, оловянный солдат! - крикнул тролль. - Не больно заглядывайся на плясунью! Она слишком хороша для тебя.

Но оловянный солдатик притворился, будто ничего не слышит.

Ах, вот ты как! - сказал тролль. - Ладно же, погоди до утра! Ты меня еще вспомнишь!

Утром, когда дети проснулись, они нашли одноногого солдатика за табакеркой и поставили его на окно.

И вдруг - то ли это подстроил тролль, то ли просто потянуло сквозняком, кто знает? - но только окно распахнулось, и одноногий солдатик полетел с третьего этажа вниз головой, да так, что в ушах у него засвистело. Ну и натерпелся он страху!

Минуты не прошло - и он уже торчал из земли вверх ногой, а его ружье и голова в каске застряли между булыжниками.

Мальчик и служанка сейчас же выбежали на улицу, чтобы отыскать солдатика. Но сколько ни смотрели они по сторонам, сколько ни шарили по земле, так и не нашли.

Один раз они чуть было не наступили на солдатика, но и тут прошли мимо, не заметив его. Конечно, если бы солдатик крикнул: “Я тут!” - его бы сейчас же нашли. Но он считал непристойным кричать на улице - ведь он носил мундир и был солдат, да притом еще оловянный.

Мальчик и служанка ушли обратно в дом. И тут вдруг хлынул дождь, да какой! Настоящий ливень!

По улице расползлись широкие лужи, потекли быстрые ручьи. А когда наконец дождь кончился, к тому месту, где между булыжниками торчал оловянный солдатик, прибежали двое уличных мальчишек.

Смотри-ка, - сказал один из них. - Да, никак, это оловянный солдатик!.. Давай-ка отправим его в плавание!

И они сделали из старой газеты лодочку, посадили в нее оловянного солдатика и спустили в канавку.

Лодочка поплыла, а мальчики бежали рядом, подпрыгивая и хлопая в ладоши.

Вода в канаве так и бурлила. Еще бы ей не бурлить после такого ливня! Лодочка то ныряла, то взлетала на гребень волны, то ее кружило на месте, то несло вперед.

Оловянный солдатик в лодочке весь дрожал - от каски до сапога, - но держался стойко, как полагается настоящему солдату: ружье на плече, голова кверху, грудь колесом.

И вот лодочку занесло под широкий мост. Стало так темно, словно солдатик опять попал в свою коробку.

“Где же это я? - думал оловянный солдатик. - Ах, если бы со мной была моя красавица танцовщица! Тогда мне все было бы нипочем...”

В эту минуту из-под моста выскочила большая водяная крыса.

Ты кто такой? - закричала она. - А паспорт у тебя есть? Предъяви паспорт!

Но оловянный солдатик молчал и только крепко сжимал ружье. Лодку его несло все дальше и дальше, а крыса плыла за ним вдогонку. Она свирепо щелкала зубами и кричала плывущим навстречу щепкам и соломинкам:

Держите его! Держите! У него нет паспорта!

И она изо всех сил загребала лапами, чтобы догнать солдатика. Но лодку несло так быстро, что даже крыса не могла угнаться за ней. Наконец оловянный солдатик увидел впереди свет. Мост кончился.

“Я спасен!” - подумал солдатик.

Но тут послышался такой гул и грохот, что любой храбрец не выдержал бы и задрожал от страха. Подумать только: за мостом вода с шумом падала вниз - прямо в широкий бурный канал!

Оловянному солдатику, который плыл в маленьком бумажном кораблике, грозила такая же опасность, как нам, если бы нас в настоящей лодке несло к настоящему большому водопаду.

Но остановиться было уже невозможно. Лодку с оловянным солдатиком вынесло в большой канал. Волны подбрасывали и швыряли ее то вверх, то вниз, но солдатик по-прежнему держался молодцом и даже глазом не моргнул.

И вдруг лодочка завертелась на месте, зачерпнула воду правым бортом, потом левым, потом опять правым и скоро наполнилась водой до самых краев.

Вот солдатик уже по пояс в воде, вот уже по горло... И наконец вода накрыла его с головой.

Погружаясь на дно, он с грустью подумал о своей красавице. Не видать ему больше милой плясуньи!

Но тут он вспомнил старую солдатскую песню:

Шагай вперед, всегда вперед! Тебя за гробом слава ждет!..-

и приготовился с честью встретить смерть в страшной пучине. Однако случилось, совсем другое.

Откуда ни возьмись, из воды вынырнула большая рыба и мигом проглотила солдатика вместе с его ружьем.

Ах, как темно и тесно было в.желудке у рыбы, темнее, чем под мостом, теснее, чем в коробке! Но оловянный солдатик и тут держался стойко. Он вытянулся во весь рост и еще крепче сжал свое ружье. Так он пролежал довольно долго.

Вдруг рыба заметалась из стороны в сторону, стала нырять, извиваться, прыгать и, наконец, замерла.

Солдатик не мог понять, что случилось. Он приготовился мужественно встретить новые испытания, но вокруг по-прежнему было темно и тихо.

И вдруг словно молния блеснула в темноте.

Потом стало совсем светло, и кто-то закричал:

Вот так штука! Оловянный солдатик!

А дело было вот в чем: рыбу поймали, свезли на рынок, а потом она попала на кухню. Кухарка распорола ей брюхо большим блестящим ножом и увидела оловянного солдатика. Она взяла его двумя пальцами и понесла в комнату.

Весь дом сбежался посмотреть на замечательного путешественника. Солдатика поставили на стол, и вдруг - каких только чудес не бывает на свете! - он увидел ту же комнату, того же мальчика, то же самое окно, из которого вылетел на улицу... Вокруг были те же игрушки, а среди них возвышался картонный дворец, и на пороге стояла красавица танцовщица. Она стояла по-прежнему на одной ножке, высоко подняв другую. Вот это называется стойкость!

Оловянный солдатик так растрогался, что из глаз у него чуть не покатились оловянные слезы, но он вовремя вспомнил, что солдату плакать не полагается. Не мигая, смотрел он на танцовщицу, танцовщица смотрела на него, и оба молчали.

Вдруг один из мальчиков - самый маленький - схватил оловянного солдатика и ни с того ни с сего швырнул его прямо в печку. Наверно, его подучил злой тролль из табакерки.

В печке ярко пылали дрова, и оловянному солдатику стало ужасно жарко. Он чувствовал, что весь горит - то ли от огня, то ли от любви, - он и сам не знал. Краска сбежала с его лица, он весь полинял - может быть, от огорчения, а может быть, оттого, что побывал в воде и в желудке у рыбы.

Но и в огне он держался прямо, крепко сжимал свое ружье и не сводил глаз с прекрасной плясуньи. А плясунья смотрела на него. И солдатик почувствовал, что тает...

В эту минуту дверь в комнату распахнулась настежь, сквозной ветер подхватил прекрасную танцовщицу, и она, как бабочка, порхнула в печку прямо к оловянному солдатику. Пламя охватило ее, она вспыхнула - и конец. Тут уж и оловянный солдатик совсем расплавился.

На другой день служанка стала выгребать из печки золу и нашла маленький комочек олова, похожий на сердечко, да обгорелую, черную, как уголь, брошку.

Это было все, что осталось от стойкого оловянного солдатика и прекрасной плясуньи.

История игрушек: оловянный солдатик.

"Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков. Все сыновья одной матери - старой оловянной ложки, - и, значит, приходились они друг другу родными братьями. Это были славные, бравые ребята: ружье на плече, грудь колесом, мундир красный, отвороты синие, пуговицы блестят... Ну, словом, чудо что за солдатики!

Фигурка, выполненная В.Н. Нуждиным по заказу коллекционеров Дании.

Все двадцать пять лежали рядком в картонной коробке. В ней было темно и тесно. Но оловянные солдатики - терпеливый народ, они лежали не шевелясь и ждали дня, когда коробку откроют.

И вот однажды коробка открылась.

Оловянные солдатики! Оловянные солдатики! - закричал маленький мальчик и от радости захлопал в ладоши.

Ему подарили оловянных солдатиков в день его рождения."

Г.Х. Андерсен. "Стойкий оловянный солдатик"

Человечество играет в солдатиков уже не одну тысячу лет. Древнейшие фигурки солдат (около 2000 года до н. э.) были найдены в Египте, в могиле сына фараона Эмсаха. Они изображали легковооруженного воина нумидийской пехоты и солдата-египтянина в тяжелых доспехах.

Всадник, расписная глиняная фигурка
8 в. до н.э. Кипр, геометрический период.
Лувр

всадник, игрушка-каталка, (дерево) Египет, 4-6 вв.
предположительно была расписной
Лувр

Экспозиция музея Дренего Египта в Берлине.

А больше 2 тыс. лет назад, было создано странное войско из глины.

Нашли его в 1974 году в Китае, около города Сиань. Под землей археологи обнаружили тысячи полноразмерных терракотовых солдат.

Конечно, к игрушечным солдатикам их, пожалуй, можно отнести с некоторой натяжкой.

В Древней Греции и Риме ученые находили солдатиков сделанных. из камня, дерева, бронзы.

В национальном музее Англии хранятся фигурки римских легионеров датируемые третьим веком нашей эры.

Игрушечная колесница из 2 лошадей (дерево, бронза),
Древний Рим, 1-2 вв.
Британский музе

В средние века солдатиков изготавливали из серебра и даже золота — для обучения царских детей искусству баталий. Дети учились, а взрослые коллекционировали.

Собственно, коллекционирование таких фигурок начинается с XIV века. Большинство европейских монархов отдали дань этому увлечению.

Ещё в 1516 году мастер Ганс Бургмайер изготовил для императора Максимилиана I фигурки пеших рыцарей, участвовавших в турнире.

Известна коллекция из 300 солдатиков, подаренная Марией Медичи своему сыну, будущему Людовику XIII.

Мари Буланже. Маленький Людовик 13 играет с отцом и братом в сражение при Иври. Париж. Лувр.

Но самое крупное игрушечное войско было, несомненно, у Людовика XIV, чья армия, изготовленная из картона, состояла из 20 эскадронов и 10 батальонов. В 1650 году скульптор Шассель и золотых дел мастер Мален сделали для него новую армию — из серебра (в 1688-м они были переплавлены).

Британская королевская конная артиллерия
Музей армии, Париж

Замечательное собрание солдатиков, состоявшее из серебряных фигурок, было у принца Оранского.

Полк шотландских горцев. Музей Армии, Париж

С этой коллекцией связана особая история. Тогда небольшое, молодое государство Нидерланды сражалось за свою независимость против армии Испанской Короны. В тот момент Испания была самым богатым и самым сильным государством Европы. В том, что многотысячная профессиональная испанская армия попросту раздавит ополчение маленькой страны, практически никто не сомневался. Это был лишь вопрос времени. Вот этим временем и воспользовались двое: Мориц Оранский и его брат Вильгельм Оранский. Они встали во главе Нидерландской армии. Но армию еще только требовалось создать. Какой она должна быть? Братья взяли фигурки солдатиков и с их помощью начали моделировать на столе действия отдельных боевых частей. Эти действия превратились в Устав. Устав обучил армию. Родился Нидерландский боевой порядок. Армия Нидерландов раз за разом громила испанцев, пока Нидерланды не были признаны независимым государством. Для окружающих это было чудо. Европа была в шоке. Миниатюрные фигурки принесли независимость целой стране. Идея была замечена и военная игра стала обязательным предметом при обучении наследников Европейских престолов.

А для сына императора Наполеона сделали солдатиков из золота. Этот набор из 117 фигурок сохранился до сих пор; он считается самой дорогой игрушкой в мире, и недавно был оценен на аукционе в сотни миллионов испанских песет.

Йоган Лейболд. Наполеон с сыном играют в солдатиков, расставленных на карте в кабинете императора во дворце Тюильри.


Коллекция состояла первоначально из 120 фигур, имитирующих корсиканских добровольцев, прославившихся в 1800 году в битве при Маренго. Королева Гортензия хранила их до 1821 года. Затем они были перекрашены в соответствии с расцветкой формы солдат австрийской армии, и собрание попало в Вену, откуда в 1832-м было возвращено во Францию.

Игрушечный солдатик Короля Римского. Музей Армии. Париж.

Маленькая пушечка-игрушка Короля Римского. (серебро, металл). Мальмезон.

Игрушка-мамелюк, принадлежавшая сыну Наполеона. Музей Армии. Париж.

Игрушечная пушка сына Наполеона (сталь, дерево, слоновая кость). Музей Фонтенбло.

Детство практически всех российских императоров прошло “под знаком” военной игрушки.

Российский император Пётр I , конечно, был неравнодушен к этому увлечению: в его распоряжении находилась большая коллекция миниатюрной артиллерии с оловянными артиллеристами. Хорошо известна коллекция солдатиков российского императора Петра III. В ней были не только простые фигурки из дерева, воска, свинца, но даже из ваты, закреплённой сахарной пудрой. Именно на них и покусилась государственная преступница - дворцовая крыса, которой за это была устроена показательная казнь. Кроме этого в его коллекцию входили механические фигурки саксонской работы. Современники писали, что император имел специальный кабинет, на полках которого стояло множество солдатиков. А на столе — игрушечная фортеция, где он разыгрывал сражения и вахт-парады.

У Павла Первого солдатики были привозные, т.е. импортные. А вот стреляющие пушки и модели военных кораблей для него делали русские мастера. К сожалению, история почти не сохранила для нас их имен, кроме, пожалуй, К.В.Данилова - автора знаменитой игрушечной Павловской батареи. Он изготовил действующую пушку в 1/18 или 1/24 натуральной величины.

Модели пушек на полевом лафете из коллекции великого князя Павла Петровича (Павловская батарея)

Такая пушка была точной копией настоящей и могла стрелять как маленькими ядрами (для этого использовались картечные пули), так и производить холостые выстрелы, т.е. стрелять обычным порохом. Естественно, что эти забавы проходили под зорким оком не только воспитателей, но и специально назначенного денщика из артиллерийской команды.

Модель пятипудовой мортиры на станке из коллекции вел.князя Павла Петровича (Павловская батарея)

Игрушечная Павловская батарея К.В.Данилова

В пасмурные и дождливые дни, каких немало в Санкт-Петербурге в любой год, великий князь играл во дворце. Он выстраивал на столе или на полу ровные шеренги солдатиков и горько плакал, когда вся шеренга заваливалась на бок и падала, как в эффекте домино, когда один упавший солдат увлекает за собой падение всех остальных.

Большими поклонниками солдатиков были великие князья Николай Павлович (будущий император Николай I) и его брат Михаил.

“У малых Романовых были и свои радости. Главная и любимая игра в солдатики. Их было очень много: оловянные, фарфоровые, деревянные... Были пушки. Строились крепости... Как только Николай Павлович вставал по утрам, он почти тотчас же принимался с Михаилом Павловичем за военные игры. У них было большое количество оловянных солдатиков; зимой они расставляли их по столам в комнатах, а летом играли этими солдатиками в саду строили редуты, крепости и атаковали их. Кроме солдатиков, оловянных и фарфоровых, у них был целый арсенал других игрушек, напоминавших о военном быте: ружья, алебарды, гренадерские шапки, деревянные лошадки, барабаны, трубы, зарядные ящики и т.д."

Г. И. Чулков “Психологические портреты"

В 1854 году император Николай I заказал Вильгельму Хайнрихссену — сыну основателя известной нюрнбергской фирмы — изготовление фигур солдат российской императорской гвардии. Серия фигур высотой 60 мм. Включала изображения гвардейских кирасир, гусар, конногренадер, драгун, казаков, конной артиллерии и гвардейской пехоты. Для каждого конного полка делалось по 6 фигур: полковой командир, офицер, штандарт, трубач, унтер-офицер и рядовой. Исключением были гвардейские кирасиры — добавлялись ещё литаврщик и рядовой первой шеренги (с пикой вместо палаша). Гвардейская пехота состояла из конного пол-кового командира, офицера, двух музыкантов и рядового. Некоторые солдатики, например конная артиллерия и драгуны, в целях экономии повторялись и отличались лишь росписью. Весь заказ оценивался в 15 000 гульденов. Сам Николай I не успел увидеть своих солдатиков: фирме потребовалось на их изготовление три года, и в Россию они прибыли уже при Александре II. Дальнейшая судьба царской оловянной армии, к сожалению, не известна.

Последний российский император Николай II также имел коллекцию игрушечных солдатиков, часть из которых была выполнена на высочайшем уровне на ювелирной фабрике К.Фаберже.

Однако, солдатики из драгоценных металлов и камней все-таки являлись скорее предметами ювелирного искусства, чем настоящими игрушками.

Играть ими могли позволить себе лишь царские дети, да отпрыски аристократов. Массовой же и недорогой игрушкой солдатики становятся к концу XVIII века, когда их начинают отливать из олова.

Предками оловянного солдатика были оловянные изображения святых, которые средневековые пилигримы нашивали на свои головные уборы. Их снимали со шляп, отдавали играть детям.

В ходе раскопок реки Рейна было найдено большое количество плоских фигурок, датируемых 12 веком, которые использовались как амулеты.

Это подало германским ремесленникам идею выпуска для игры небольших оловянных фигур животных и крестьян. Вскоре потребность в таких игрушках увеличилась. Спрос породил предложение, и началось производство «человечков». Тормозило дело отсутствие закона, но в 1578 году Нюрнбергский совет гильдий закрепил право на выпуск оловянных фигур как детских игрушек.

18 век... Новое время требовало новых игрушек. Создавались регулярные армии. Идея создания "регулярной" армии оловянных солдатиков просто носилась в воздухе. Кроме того, была ещё одна причина объясняющая настоящий бум популярности новых игрушек для мальчиков.

Столетиями посуда и столовые приборы из олова служили большинству населения Европы. Но в конце XVIII века появилась дешевая фаянсовая посуда, более изящная и гигиеничная. Многие литейщики, лишившись массовых заказов, переключались на производство оловянной миниатюры: в начале XIX века уже не только в Нюрнберге и Аугсбурге, но и в Берлине, Потсдаме, Лейпциге, Фрайбурге, Майсене, Дрездене и других германских городах стали возникать "фабрики оловянных фигур". "Золотым веком" исторической оловянной миниатюры стала вторая половина XIX столетия.

Изготовлением металлических фигурок занимаются ремесленники в Италии, Швейцарии, Португалии, в других европейских странах. Но подлинного расцвета искусство военной миниатюры достигло в немецких княжествах, где была одна из лучших европейских армий того времени, развиты литейное и граверное ремесла, да и свинец с оловом добывались в большом количестве. Оловянных солдатиков обычно отливали не из чистого олова. Чаще это был сплав. Кстати, с тех пор технология мало изменилась. Сначала делается эскиз, далее рисунок переносится на сланцевые пластины, в которых гравер вырезает форму, затем фигурку отливают. Для этого берется третник(или припой) 2/3 свинца и 1/3 олова. Иногда добавляют 5-10 % висмута, он сообщает металлу лучшую текучесть.

Набор "Шведская пехота в атаке". Выполнен В.Н.Нуждиным по заказу шведского королевского общества коллекционеров.

Родоначальником оловянной военной миниатюры считают Иоганна Готфрида Хильперта, сына мастера оловянных дел из Кобурга. Собственное дело Хильперт начал в Нюрнберге, и к 70-м годам XVIII века наладил массовое производство плоских фигурок из олова. Вначале это были театральные герои, домашние животные, но вскоре ведущее место заняли миниатюрные копии немецких солдат. Это была дань народной памяти о замечательных победах армии Фридриха Великого. Затем появляются оловянные модели воинов других стран, особенно Франции и России. Солдатики Хильперта были невысокими — всего 2-3 дюйма (5,08 — 7,62 см) и плоскими (не толще 1 мм), но очень хорошего качества!

Из Нюрнберга производство оловянной миниатюры распространилось на Берлин, Лейпциг и другие города, и к середине XIX века Германия уже экспортировала своих оловянных солдатиков в большинство стран Европы и Америки.

В 1839 году в Нюрнберге начинает работать Эрнст Хайнрихссен — основатель одной из самых известных фирм, производящих солдатиков. Он произвел настоящую революцию в "отрасли". Хайнрихссен не только одним из первых поднял художественное исполнение фигурок на высокий профессиональный уровень, стал "одевать" солдатиков в форму до малейших деталей соответствующую форме их реальных прототипов. Ему принадлежит гениальная идея заключить договор-конвенцию с коллегами -конкурентами о единых размерах фигурок: пеший солдат — 32 мм; конный — 44 мм., не считая головных уборов. Этот вид фигурок с тех пор стал называться «нюрнбергский». Именно таким был знаменитый оловянный солдатик из сказки Г.Х.Андерсена.

Стандартизация пошла солдатикам на пользу. Они прочно вошли в разряд "вечных" игрушек, наряду с такими "монстрами" как мячик, волчок-юла и кукла.

Изготовители оловянной миниатюры постоянно совершенствовали свое мастерство, стремились к более реалистическому исполнению моделей. Так, наряду с плоскими, появляются полуобъемные фигурки. Эти солдатики были толще «нюрнбергских», хотя их ноги, как и ноги лошадей, оставались в одной плоскости. Иногда лошади делались на подставке с пружиной и могли двигаться, а кавалериста с согнутыми ногами можно было вынуть из седла. Полукруглые модели были популярны в свое время и явились переходным этапом к миниатюре объемной. Такие фигурки впервые появились во Франции в мастерской Люкота. В Париже в самом начале XIX века была создана фирма "CBJ", существующая по нынешний день и изготавливающая объемных солдатиков.

Первые коммерческие объемные модели создали французы в конце XVIII века, но мировой рынок и здесь захватили, конечно же, немцы с их расширенным производством и традициями изготовления военных миниатюр. Все страны Европы и Америку «завоевали» солдатики основанной в 1870 г. компании Густава Хэйде. Эти объемные фигурки были с меняющимися головами, со съемной амуницией, принимали разнообразные позы. Изданный после 1-й мировой войны каталог Хэйде предлагал любителям около 1000 различных наборов солдатиков. Один из этих наборов, например, состоял из 40 пеших воинов 4 разных подразделений. Замена головы, покраска униформы в соответствующие цвета — и в руках пехотинец практически любой армии!

Производство этих замечательных солдатиков существовало вплоть до 1945 года, когда фабрика игрушечных солдат Густава Хэйде погибла в пламени взаправдашней 2-й мировой воины вместе с городом Дрезденом при массированной бомбардировке авиацией союзных войск! Были уничтожены формы, архивы, оловянные солдатики остались только в коллекциях. Опытные коллекционеры с грустью вспоминают те времена, когда объемную миниатюру Хэйде запросто можно было купить в магазине.

В 40-е годы20 века на родине объемных фигурок Франции утверждается международный стандарт военно-исторической миниатюры. Это высота фигурки 50-60 мм., то есть в масштабе 1:32 или 1:30. Этот размер в сочетании с объёмностью формы позволяет достаточно полно воспроизводить мелкие детали обмундирования и вооружения и, даже, передать портретные черты исторических личностей.

Кто только не играл в детстве в солдатиков! Имели свои коллекциии Суворов и Наполеон, Кутузов и Франс, Гете, Конан Дойль, Стивенсон, Честертон, Грамм, коллекция Ганса Христиана Андерсена, который увековечил оловянного солдатика в литературе, насчитывала 30000 экземпляров. Конан Дойля именно оловянные солдаты сподвигли на создание "Бригадира Жерара" и "Белого отряда". Более 1500 солдатиков было у Черчилля. А фантаст Г. Уэллс даже написал книги «Игра на полу» и «Маленькие войны», где разработал правила игры в солдатиков.

Начиная с XVIII веке в России оловянные солдатики жили в каждой дворянской семье, где подрастал наследник. И игра в солдатики была так же естественна, как и умение ездить на лошади.

"Лиле достался бумажный фартук с карманчиками. Она надела его. Щеки ее разгорелись, как яблоки, губы были измазаны шоколадом. Она все время смеялась, посматривая на огромную куклу, сидящую под елкой на корзинке с кукольным приданым.
Там же под елкой лежали бумажные пакеты с подарками для мальчиков и девочек, завернутые в разноцветные платки. Виктор получил полк солдат с пушками и палатками. Никита - кожаное настоящее седло, уздечку и хлыст."

А. Толстой "Детство Никиты"

Андрей Белый, Александр Бенуа, Дмитрий Лихачев, Б. Пиотровский... Это далеко не полный список русских поклонников оловянных солдатиков.

Вот что пишет в "Книге об отце" Лидия Иванова: "Как-то при разговоре со мной Белый открыл, что мне нравится играть в солдатики. Это привело его в восторг. Он объявил, что это его любимая игра. На Башне была одна полупустая комната, где висели кольца для моей гимнастики, где я играла на скрипке и где стоял очень длинный раздвижной стол. Этот стол сделался нашим царством. Мы завели целые армии разнообразных солдатиков, разных наций и родов войск - пехоты, артиллерии, кавалерии. Из чего попало было создано что-то вроде крепостей: моя с одной стороны стола, его - с другой; происходили бои, при которых мы стреляли по вражескому войску горохом из минискюльных пушек. Это увлечение у Белого длилось довольно долго. Он не раз привозил новых солдатиков, приезжая в Петербург".

Александр Бенуа отдавал предпочтение объемным солдатикам:" Из оловянных солдатиков особую страсть я питал к тем сортам, которые стоили дороже и являлись как бы аристократией среди прочего населения моих коробок. Это были "кругленькие", выпуклые солдатики... они продавались в коробках, в которых обыкновенно помещались еще всякие другие вещи: холщовые палатки, которые можно было расставлять, пушки на колосах и т.п."

Кстати, правила игр в солдатиков разрабатывал не только Г. Уэлсс. Вот рассказ обладателя одной из самых интересных коллекций оловянных солдатиков кандидата исторических наук, научного сотрудника Государственного Эрмитажа Георгия Владимировича Вилинбахова, давно занимающегося военно-исторической миниатюрой:" «И не только занимаюсь, но и до сих пор играю. Мне эту страсть передал отец, который всю жизнь собирал и играл в оловянных солдатиков. Мы расставляли их на столе в строгом боевом порядке. Начиналось сражение, которое шло по разработанным нами правилам. Азарт эти игры рождали такой, что забыть можно было обо всём на свете. Я и сейчас готов развернуть оловянное сражение на целый день… Безусловно, солдатик это игрушка. Можно даже сказать - совершенная игрушка! Мальчишкам солдатики дают безграничный простор для воображения и одновременно - возможность «разыгрывать» реальную жизнь, сражения, великую историю. А для взрослых солдатики представляют эпоху, жизнь общества, уровень его развития, быт, культуру, привычки. Оловянную миниатюру изготавливали во многих странах, но именно процесс широкого и культурного коллекционирования начинается с немецкой фирмы «Гейнрихсен», которая была основана в 1839 году в городе Нюрнберге. Этих солдатиков так и называют «нюренбергские». Фирма «Гейнрихсен» выставила своих солдатиков на Всемирной выставке 1882 года и получила за них золотую медаль. С этого момента и начинаются все великие коллекции. Наборы солдатиков были разные: пехотный полк состоял из 20 пехотинцев - в одной лубяной коробочке, в другой - кавалерийский полк из 10 всадников, барабанщика, знаменщика и офицера. Были и большие наборы, то есть, вся группа войск для игры. Например, игра в «Отступление Наполеона из России». Солдатики были уже раскрашены, но можно было купить и некрашеных, тогда хозяин мог, раскрашивая эти фигурки, точно воспроизвести обмундирование тех или иных родов войск. В сюжеты игрушек активно входили и самые последние события. В 90-х годах XIX началась англо-бурская война в Южной Африке - и тут же появились оловянные соединения буров и англичан. Во времена русско-японской войны мальчишки играли в русскую и японскую армии…».

Коллекции солдатиков широко представлены в музеях многих стран мира. "Меккой" всех коллекционеров считается музей в Кульмбахе, чье собрание насчитывает сотни тысяч фигур, в Германии же находится музей солдатиков в Госляре. В экспозиции Египетского музея в Берлине представлено 38 диорам, реконструирующих с помощью фигурок жизнь и быт Древнего Египта. В Нюргнберге, что совершенно естественно, открыт музей оловянных солдатиков. В королевском музее Англии бравый солдатик занял целый раздел. Более 60000 солдатиков всех времен и народов хранятся в Музее Армии в Париже. В 2007 году открыт музей оловянных солдатиков в Валенсии, в его основе частная коллекции, он насчитывает около 70000 экспонатов.

У нас, в России, крупные коллекции оловянных солдатиков сосредоточены в петербургских музеях - Эрмитаже, Музее А.В. Суворова. В них представлены, ценнейшие фигурки второй половины XIX - начала XX века, работы ведущих европейских граверов, таких, как Людвиг Франк, Сикстус Майер, Алоис Охель, Иоханнес Фрауендорф. Также представлены оловянные миниатюры, исполненные отечественными мастерами - Л.А.Майдановичем, А.В. Мителевым, В.Н. Нуждиным, завоевавшим в 1997 году звание лучшего гравера на международном конкурсе в Германии.

Кстати, хранить солдатика - дело непростое. Ему угрожает... "оловянная чума".

При температуре ниже 13,2 °C происходит увеличение удельного объёма чистого олова на 25,6 %, и оно спонтанно переходит в другое фазовое — серое олово (α-Sn), в кристаллической решётке которого атомы располагаются менее плотно. Одна модификация переходит в другую тем быстрее, чем ниже температура окружающей среды. При −33 °C скорость превращений становится максимальной. Олово трескается и превращается в порошок. Причём соприкосновение серого олова и белого приводит к «заражению» последнего. Совокупность этих явлений называется «оловянной чумой».

Оловянная чума» погубила многие ценнейшие коллекций оловянных солдатиков. Например, пострадала коллекция музея Суворова. Та её часть, которая находилась в запасниках. Зимой лопнули батареи отопления, и часть коллекции просто превратилась в труху.

Удивительно, но ни революция, ни гражданская война не смогли порватьниточку традиций изготовления оловяных миниатюр в России. Мастерство передавалось "из рук в руки". Вот что об этом рассказывает В.Н. Нуждин на форуме, посвященном истории оловянных солдатиков: "Первым в СССР кто начал гравировать фигурки по классической технологи, был Майдонович, офицер «белой» армии в гражданку служил у Капеля. Длительное время жил в Сергиевом Посаде. Его работы, хранятся в Суворовском музее, в военно-морском музее и в музеи игрушки Сергиева Посада. С ним достаточно хорошо знался В.Мезенев. Именно он и привил мне любовь к Нюренбергской миниатюре, это был 1975 год. Мезенев делал в гипсе из фирменных фигурок, что то новое. До этого времени я лепил объемные фигурки. Где то в 1976 году решил сделать плоские фигурки."

А это - массовый, поточный вариант советских оловянных солдатиков.

"Советский оловянный солдатик пережил всех своих коллег. Мне очень жаль, что у меня не осталось ни единого некрасивого и облупленного, стоящего по стойке `смирно` солдата. Они редко были раскрашенными. Они были дешевыми. У них почти не было лиц, и они были как настоящие. Их было почти не жаль. Они пропадали в песке десятками. У них отлетали головы - шея тонкая", - пишет Александр Шерман в книге "Солдатики удачи".

И это было чистой правдой. Такие солдатики были у старшего брата и его друзей. Тяжеленькие, весомые, как они гремели, когда подали на стол, выгружаемые из карманов, зашедшего поиграть гостя. И уже этот грохот выделял их из ряда остальных игрушек. Они не были живописными,не обладали разнообразием и изысканностью форм, они были боевыми, как солдаты из фильмов про войну. В них можно было верить.

"Потом появились тематические наборы. Их выпускала Донецкая фабрика. Её продукция отличалась особым качеством. Наряду с теми же ковбоями и индейцами появились пираты, викинги, легионеры, рыцари, египтяне. Таких игрушек тоже было не много, и оттого они были еще ценнее. В упаковке солдатиков стоимостью всего в 50 копеек находилось восемь фигурок, которые и по сей день можно считать настоящими произведениями искусства. Для массового производства это совершенно необычный случай - как правило, все "поточные" фигурки сделаны были "грубо", наспех. А вот донецкие - нет. Их лица даже обладали определенным выражением. В то время даже возникла байка: мистическим образом в комплекте индейцев оказалось не восемь, а только семь фигурок, а восьмой, раненный стрелой индеец, был, по слухам, изъят из комплекта за излишний натурализм. Говорят, игрушку продавали отдельно по 25 копеек - по цене половины комплекта. Очень редкий был индеец…"

А потом на смену оловянным сплавам пришли резина и пластмасса. И с ними монстры, терминаторы и прочие бэтманы.Яркие, живописные, многочисленные, броские.

"Но все они все-таки были лишены "сурового обаяния" оловянного солдатика."

Использованы материалы Википедии, фрагменты книги А.Шермана "Солдатики удачи" и сайтов:

http://www.rustoys.ru/zakroma/rustoy.htm символика

Community.livejournal.com/toy.../2636.html

szhaman.livejournal.com/255839.html

Сказка Стойкий оловянный солдатик читать:

Было когда-то двадцать пять оловянных солдатиков, родных братьев по матери — старой оловянной ложке, ружьё на плече, голова прямо, красный с синим мундир — ну, прелесть что за солдаты! Первые слова, которые они услышали, когда открыли их домик-коробку, были: «Ах, оловянные солдатики!» Это закричал, хлопая в ладоши, маленький мальчик, которому подарили оловянных солдатиков в день его рождения. И он сейчас же принялся расставлять их на столе. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного, который был с одной ногой. Его отливали последним, и олова немножко не хватило, но он стоял на своей ноге так же твёрдо, как другие на двух; и он-то как раз и оказался самым замечательным из всех.

На столе, где очутились солдатики, было много разных игрушек, но больше всего бросался в глаза дворец из картона. Сквозь маленькие окна можно было видеть дворцовые покои; перед самым дворцом, вокруг маленького зеркальца, которое изображало озеро, стояли деревца, а по озеру плавали и любовались своим отражением восковые лебеди. Всё это было чудо как мило, но милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге дворца. Она тоже была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста; через плечо у неё шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа, а на груди сверкала розетка величиною с лицо самой барышни. Барышня стояла на одной ножке, вытянув руки, — она была танцовщицей, — а другую ногу подняла так высоко, что наш солдатик её и не увидел, и подумал, что красавица тоже одноногая, как он.

«Вот бы мне такую жену! — подумал он. — Только она, как видно, из знатных, живёт во дворце, а у меня только и есть, что коробка, да и то в ней нас набито двадцать пять штук, ей там не место! Но познакомиться всё же не мешает».

И он притаился за табакеркой, которая стояла тут же на столе; отсюда ему отлично было видно прелестную танцовщицу, которая всё стояла на одной ноге, не теряя равновесия.

Поздно вечером всех других оловянных солдатиков уложили в коробку, и все люди в доме легли спать. Теперь игрушки сами стали играть в гости, в войну и в бал. Оловянные солдатики принялись стучать в стенки коробки — они тоже хотели играть, да не могли приподнять крышки. Щелкунчик кувыркался, грифель писал по доске; поднялся такой шум и гам, что проснулась канарейка и тоже заговорила, да ещё стихами! Не трогались с места только танцовщица и оловянный солдатик: она по-прежнему держалась на вытянутом носке, простирая руки вперёд, он бодро стоял и не сводил с неё глаз.

Пробило двенадцать. Щёлк! — табакерка раскрылась.

Там не было табаку, а сидел маленький чёрный тролль; табакерка-то была с фокусом!

— Оловянный солдатик, — сказал тролль, — нечего тебе заглядываться!

Оловянный солдатик будто и не слыхал.

— Ну постой же! — сказал тролль.

Утром дети встали, и оловянного солдатика поставили на окно.

Вдруг — по милости ли тролля или от сквозняка — окно распахнулось, и наш солдатик полетел головой вниз с третьего этажа, — только в ушах засвистело! Минута — и он уже стоял на мостовой кверху ногой: голова его в каске и ружьё застряли между камнями мостовой.

Мальчик и служанка сейчас же выбежали на поиски, но сколько ни старались, найти солдатика не могли; они чуть не наступали на него ногами и всё-таки не замечали его. Закричи он им: «Я тут!» — они, конечно, сейчас же нашли бы его, но он считал неприличным кричать на улице, он ведь носил мундир!

Начал накрапывать дождик; сильнее, сильнее, наконец, хлынул ливень. Когда опять прояснилось, пришли двое уличных мальчишек.

— Гляди! — сказал один. — Вон оловянный солдатик! Отправим его в плавание!

И они сделали из газетной бумаги лодочку, посадили туда оловянного солдатика и пустили в канавку.

Сами мальчишки бежали рядом и хлопали в ладошки. Ну и ну! Вот так волны ходили по канавке! Течение так и несло, — не мудрено после такого ливня!

Лодочку бросало и вертело во все стороны, так что оловянный солдатик весь дрожал, но он держался стойко: ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд!

Лодку понесло под длинные мостки: стало так темно, точно солдатик опять попал в коробку.

«Куда меня несёт? — думал он. — Да, это всё шутки гадкого тролля! Ах, если бы со мною в лодке сидела та красавица — по мне, будь хоть вдвое темнее!»

В эту минуту из-под мостков выскочила большая крыса.

— Паспорт есть? — спросила она. — Давай паспорт!

Но оловянный солдатик молчал и ещё крепче сжимал ружьё. Лодку несло, а крыса плыла за ней вдогонку. У! Как она скрежетала зубами и кричала плывущим навстречу щепкам и соломинкам:

— Держи, держи его! Он не внёс пошлины, не показал паспорта!

Но течение несло лодку всё быстрее и быстрее, и оловянный солдатик уже увидел впереди свет, как вдруг услышал такой страшный шум, что струсил бы любой храбрец. Представьте себе, у конца мостика вода из канавки устремилась в большой канал! Это было для солдатика так же страшно, как для нас нестись на лодке к большому водопаду.

Но солдатика несло всё дальше, остановиться было нельзя. Лодка с солдатиком скользнула вниз; бедняга держался по-прежнему стойко и даже глазом не моргнул. Лодка завертелась… Раз, два — наполнилась водой до краёв и стала тонуть. Оловянный солдатик очутился по горло в воде; дальше больше… вода покрыла его с головой! Тут он подумал о своей красавице: не видать ему больше. В ушах у него звучало:

Вперёд стремись, о воин,

И смерть спокойно встреть!

Бумага разорвалась, и оловянный солдатик пошёл было ко дну, но в ту же минуту его проглотила рыба.

Какая темнота! Хуже, чем под мостками, да ещё страх как тесно! Но оловянный солдатик держался стойко и лежал, вытянувшись во всю длину, крепко прижимая к себе ружьё.

Рыба металась туда и сюда, выделывала самые удивительные скачки, но вдруг замерла, точно в неё ударила молния. Блеснул свет и кто-то закричал: «Оловянный солдатик!»

Дело в том, что рыбу поймали, свезли на рынок, потом она попала на кухню, и кухарка распорола ей брюхо большим ножом. Кухарка взяла оловянного солдатика двумя пальцами за талию и понесла в комнату, куда сбежались посмотреть на замечательного путешественника все домашние. Но оловянный солдатик ничуть не загордился. Его поставили на стол, и — чего-чего не бывает на свете! — он оказался в той же комнате, увидал тех же детей, те же игрушки и чудесный дворец с прелестной маленькой танцовщицей. Она по-прежнему стояла на одной ножке, высоко подняв другую. Вот так стойкость! Оловянный солдатик был тронут и чуть не заплакал оловом, но это было бы неприлично, и он удержался. Он смотрел на неё, она на него, но они не обмолвились ни словом.

Вдруг один из мальчиков схватил оловянного солдатика и ни с того ни с сего швырнул его прямо в печку. Наверно, это всё тролль подстроил! Оловянный солдатик стоял охваченный пламенем: ему было ужасно жарко, от огня или любви — он и сам не знал. Краски с него совсем слезли, он весь полинял; кто знает от чего — от дороги или от горя? Он смотрел на танцовщицу, она него, и он чувствовал, что тает, но ещё держался стойко, с ружьём на плече. Вдруг дверь в комнате распахнулась, ветер подхватил танцовщицу, и она, как сильфида, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом и — конец!

А оловянный солдатик растаял и сплавился в комочек. На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко; от танцовщицы же осталась одна розетка, да и та вся обгорела и почернела, как уголь.

В продолжение темы:
Из Бумаги

Открытка, как сердечко, изготовленная своими руками. Фотографии готовых открыток. Открытка, как сердечко, изготовленная своими руками. Фотографии готовых открыток....

Новые статьи
/
Популярные