Государственный кредит привлекается на определенный срок. Государственный кредит. По форме предоставления займов

Регулирующих следующие общественные отношения:

  • возникающие из государственных займов (кредитов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг ; принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации гарантий по обязательствам третьих лиц; вытекающие из заключенных от имени Российской Федерации кредитных соглашений и договоров с кредитными организациями , иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • по поводу предоставления Российской Федерацией как кредитором иностранным государствам, их юридическим лицам , международным организациям, бюджетам другого уровня бюджетной системы РФ, юридическим лицам бюджетных средств на возвратной, срочной, безвозмездной или возмездной основе;
  • складывающиеся в процессе управления государственным кредитом.

Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. С развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества . С экономической точки зрения государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала . Его сущность заключается в том, что стоимость валового внутреннего продукта и части национального продукта распределяется вторично.

Государственная форма кредита возникает в том случае, если государство в качестве кредитора предоставляет кредит различным субъектам. Государственный кредит следует отличать от государственного займа, где государство, размещая свои обязательства облигации и др., выступает в качестве заемщика. Государственный заем чаще всего размещается под определенные государственные программы (на цели восстановления народного хозяйства в послевоенный период, развития народного хозяйства, в том числе его отдельных отраслей и пр.). Займы размещаются, как правило, на длительные сроки (на пять, десять и даже 20 лет). В отличие от государственных займов, широко распространенных в современном хозяйстве, государственная форма кредита по сравнению с другими формами имеет ограниченное применение, чаще всего предоставляется через банки, а также в сфере международных экономических отношений, по существу становится международной формой кредита.

В количественном отношении в кредите преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. Если же государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно выступает в качестве гаранта.

Государственный кредит является составной частью одного из звеньев финансовой системы Российской Федерации — кредита.

Следовательно, принципы, лежащие в основе любых кредитных отношений, свойственны и для отношений, возникающих при государственном кредите, а именно:

  • добровольность;
  • возвратность;
  • платность;
  • срочность.

Возвратность и платность государственного кредита отличают его от такой финансовой категории, как, налоги , которые поступают только в одном направлении — от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды. Государственный кредит от налогов отличает и еще одна особенность — добровольность отношений (хотя в истории России были случаи отступления от этого принципа при размещении займов).

От банковского кредита государственный отличается прежде всего тем, что обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности, а все имущество, находящееся в собственности государства, а также непроизводительным использованием капитала (чаще всего средства идут на покрытие дефицита государственного бюджета), тогда как характерной чертой банковского кредита является производительное использование средств, позволяющее не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства.

К особенностям государственного кредита можно также отнести целевой характер использования (например, на покрытие дефицита бюджета) и то, что обеспечением государственного кредита служит имущество, находящееся в собственности государства.

  • распределительную;
  • регулирующую;
  • контрольную.

1. Распределительная функция позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. С ее помощью идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах срочности, возвратности и платности. Перераспределение осуществляется между федеральным и региональными бюджетами, региональными и местными бюджетами, международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом, иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональным бюджетами и т.д.

В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями государственные займы в последнее время стали инструментом финансирования расходов бюджета. И в результате налоговое бремя с помощью распределительной функции государственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет государственного займа, но при погашении кредита они идут и для его уплаты, и для погашения процентов по задолженности.

Тяжесть налогового бремени, связанная с государственным кредитом, зависит от его срока и процентов по его уплате. на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд.

Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.

3. С помощью контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Данную функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства . Это контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки, контроль за соблюдением условий кредитного договора , контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств, контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления .

Государственные займы и их классификация

Государственные займы — это основная форма государственного кредита , когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

Государственные заимствования Российской Федерации (ст. 89 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц , иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

В зависимости от валюты заимствования различают государственные внутренние и государственные внешние заимствования.

Государственные внешние заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внутренние заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.

Государственные заимствования субъектов РФ , муниципальные заимствования (ст. 90 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.

Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Государственные займы классифицируются следующим образом.

По субъектам эмиссии:

  • выпускаемые Правительством РФ;
  • выпускаемые правительствами субъектов Российской Федерации;
  • реализуемые среди населения;
  • реализуемые среди юридических лиц;
  • реализуемые как среди населения, так и среди юридических лиц.

По способу размещения делятся на:

  • добровольные;
  • размещаемые по подписке;
  • принудительные.

По обеспеченности долговых обязательств:

  • закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
  • беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).

По сроку действия:

  • краткосрочные (срок погашения до одного года);
  • среднесрочные (до пяти лет);
  • долгосрочные (от пяти до 30 лет).

По видам доходности:

  • выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);
  • процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);
  • целевые (беспроцентные);
  • с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу).

По месту размещения:

  • внутренние;
  • внешние.

По методу определения доходов:

  • с твердым доходом;
  • с «плавающим» доходом.

По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:

  • с правом досрочного погашения;
  • без права досрочного погашения.

Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.

Государственный кредит - специфическая звено государственных финансов; он не имеет ни отдельного денежного фонда (средства, мобилизуются с его помощью, попадают, как правило, в бюджет), ни отдельного органа управления; вместе с тем он характеризует особую форму финансовых отношений государства и поэтому выделяется в отдельное звено.

Государственный кредит - это совокупность экономических отношений, возникающих между государством и физическими или юридическими лицами (финансово-кредитными учреждениями, корпорациями, иностранными правительствами, международными финансовыми организациями и частными лицами) по вопросу мобилизации дополнительных денежных средств на кредитной основе, то есть на условиях возвратности, срочности и платности, в процессе формирования общегосударственного фонда финансовых ресурсов, в которых государство может быть как заемщиком, кредитором или гарантом.

По экономической сущности государственный кредит - форма перераспределения ВВП. Его источником свободные средства населения, предприятий и организаций.

Целью заимствования средств может быть:

Покрытие бюджетного дефицита;

Регулирование денежного обращения;

Привлечение средств для инвестиционных программ.

То есть государственный кредит непосредственно связан с бюджетным дефицитом, будучи источником его покрытия. В отдельных случаях с его помощью могут мобилизоваться средства в фонды целевого назначения или целевые проекты. Кроме того, в систему государственного кредита относятся ссуды, предоставляемые под государственные гарантии или для пополнения валютных резервов центрального банка от Международного валютного фонда и других международных финансово-кредитных учреждений.

В современных условиях государственный кредит выполняет следующие основные функции:

Фискальную, то есть способствует аккумуляции дополнительных средств в централизованных и децентрализованных фондов государства;

Регулирующую - регулирует денежное обращение посредством осуществления операций на рынке ценных бумаг (купля-продажа государственных ценных бумаг Национальным банком Украины с целью их размещения на открытом рыночные), что влияет на предложение денег и соответственно на ссудный процент.

Кредитный метод привлечения средств в хозяйственный оборот существенно отличается от налогового. С помощью налогов государство принудительно аккумулирует часть стоимости, воплощенной в доходах отдельных социальных слоев. По кредитного метода государство преимущественно в добровольной форме привлекает часть стоимости, отраженной в заемном капитале, то есть часть общественного капитала, отделилась. Налоговый метод государство использует в целях аккумуляции внутренних источников, кредит позволяет ей привлекать не только внутренние, но и внешние источники.

Государственный кредит - одна из форм движения ссудного капитала, и прежде всего временно свободных денежных средств населения и предприятий (объединений), различных фондов, кредитных и страховых учреждений, для финансирования государственных расходов на добровольной основе в условиях государственной гарантии возврата заемных средств, и как правило, с уплатой установленного процента.

В кредитных отношениях участвуют кредитор и заемщик как юридически самостоятельные субъекты. При этом заемщиком обычно является государство. Со стороны государства субъектами кредитных отношений могут быть:

Кабинет Министров Украины;

Органы власти Автономной Республики Крым;

Органы местного самоуправления;

Министерство финансов Украины (в частности в лице Государственного казначейства);

Национальный банк Украины.

С другой стороны, в государственно-кредитные отношения как кредиторы вступают граждане и субъекты хозяйствования (банки, страховые компании, акционерные общества), которые предоставляют кредит государству под определенные государственные обязательства. Предоставление государству кредита со стороны юридических и физических лиц осуществляется путем покупки последним облигаций государственных займов и других ценных бумаг, выпускает государство.

В качестве обеспечения государственного кредита выступает все имущество, находящееся в собственности государства, но объем залога в кредитном соглашении между государством и предприятиями и населением не указывается * 18.

* 18: {Базилевич В Д., Баластрик Л.А. Государственные финансы: Учеб. пособие. - К.: Атика, 2002.}

Государственный кредит бывает следующих видов:

Внутренний, когда государство заимствует средства у предприятий и населения собственной страны;

Внешний, если государство заимствования на международном уровне.

Внутренний государственный кредит может иметь следующие формы:

Государственные заимствования в виде государственных займов;

Мобилизация средств через систему государственных сберегательных учреждений;

Использование средств ссудного фонда;

Казначейские ссуды;

Гарантированы заимствования.

Государственные заимствования - основная форма государственного кредита, когда государство является заемщиком. Для этих заимствований характерно то, что временно свободные денежные средства населения и субъектов хозяйствования привлекаются к финансированию общегосударственных потребностей путем выпуска и реализации государств них ценных бумаг. Оформление государственных заимствований в Украине в основном осуществляется с помощью двух видов ценных бумаг - облигаций и казначейских обязательств (векселей).

Облигация (от лат. Obligatio - обязательство) - самый распространенный вид ценных бумаг, долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (на покрытие бюджетного дефицита) и целевыми (на конкретные проекты).

Облигация имеет номинальную стоимость (указанную на ней сумму долга) и курсовую (рыночную) цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между рыночной ценой и номинальной стоимостью облигации составляет курсовую разницу.

Облигации займов, содержащиеся в портфелях государственных кредиторов, являются ликвидными активами. Кредитор может в любое время вернуть облигации, то есть продать их государству через систему Сбербанка, и получить соответствующую сумму наличными, и сами облигации могут быть платежным средством.

Казначейские обязательства (векселя) имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. То есть, в отличие от облигаций, средства от продажи которых направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или на специальные цели, средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета. Они подлежат реализации только среди населения. Выплата дохода осуществляется в форме процентов или на дисконтной основе.

Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются краткосрочные займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне- и долгосрочные. Заимствования классифицируются следующим образом: 1. В зависимости от размещения заимствований их разделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рыночные (предоставляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) и внешние - поступают извне от правительств, юридических и физических лиц других стран, международных организаций и физических институтов.

2. По праву эмиссии различают государственные и местные займы. Государственные займы выпускают центральные органы власти и управления; поступления от них направляются в центральный бюджет. Местные займы выпускают местные органы управления, они направляются в соответствующие местные бюджеты. Органы местного самоуправления осуществляют заимствования на строительство дорог, охрану окружающей среды и финансирования других мероприятий, в которых заинтересована территориальная община.

3. По признаку характера использования ценных бумаг рыночные и нерыночные займы. Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг. Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродать.

4. В зависимости от обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из главных принципов кредитования - принцип материальной обеспеченности; они обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения, их надежность определяется авторитетом государства.

5. По признаку держателей ценных бумаг выделяют такие, реализуемых только среди населения, такие, реализуемых только среди юридических лиц и универсальные, то есть предусмотрены для размещения как среди физических, так и среди юридических лиц.

6. В соответствии с срока погашения задолженности выделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от одного до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет).

7. По форме выплаты дохода государственные займы делятся на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные (целевые) и дисконтные (с нулевым купоном).

По процентным займам доход устанавливается в виде ссудного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая меняется в зависимости от различных факторов, влияющих на развитие экономики, в первую очередь, от спроса и предложения на кредитном рынке. Если облигация имеет купоны, выплата процентного дохода должно осуществляться на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, один раз в полугодие, ежеквартально с изъятием одного купона.

По выигрышных займов доход выплачивается на основании проведения тиражей выигрышей. Доход в этом случае получают не все кредиторы, а только те, номера облигаций которых выиграли. Такая система целесообразна при незначительных сумм займа, приходящихся на одного человека, в результате чего процентным доход не может существенно стимулировать предоставление займа государству.

Процентно-выигрышные займы предусматривают выплату доходов как в денежной, так и в выигрышной формах.

Беспроцентные или целевые заимствования государство использует с целью финансирования определенных инвестиционных проектов в чрезвычайных ситуациях. На сегодняшний день такой вид займов не используется.

Дисконтные ссуды характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Указанная разница формирует доход кредитора. На таких ценных бумагах имеют купонов, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.

8. По характеру погашения задолженности различают: единовременную выплату и выплату частями. Единовременная выплата предполагает получение долга в конце срока действия займа.

При погашении частями может применяться три варианта: 1) заем погашается равными частями в течение нескольких лет; 2) заем погашается каждый раз суммами, которые увеличиваются; 3) каждый раз сумма уменьшается. Второй вариант используется тогда, когда предполагается в перспективе ежегодный рост доходов государства, третий - напротив, если доходы зменшуватимуся или планируется увеличение государственных расходов.

9. По методу размещения заимствования могут быть добровольные, принудительные или такие, которые размещаются по подписке.

При добровольном размещения займов решение покупать или не покупать государственные ценные бумаги потенциальный покупатель принимает добровольно по своему усмотрению.

Для принудительного размещения характерен давление на будущего покупателя со стороны органов государственного управления, как это было в сталинские времена, когда граждан заставляли вкладывать часть своего заработка в облигации почти с каждой заработной платы, а иногда обязывали покупать облигации и на всю сумму заработной платы.

Займы, размещаемые по подписке, как правило, размещаются среди предприятий по утвержденному списку.

10. В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права досрочного погашения. Право досрочного погашения позволяет государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

11. По правовым оформлением выделяют облигационные и безоблигационные государственные займы. Облигационные займы сопровождаются выпуском ценных бумаг, с помощью которых мобилизуются средства на финансовом рынке. Безоблигационные оформляются путем подписания соглашений и договоров. На современном этапе развития экономики безоблигационные заимствования используются на международном уровне, ими оформляются, как правило, кредиты от правительств других стран, международных организаций и финансовых институтов.

Второй формой внутреннего государственного кредита является мобилизация части вкладов населения в государственных заимствований через систему Сберегательного банка, если банк принадлежит к государственным учреждениям. Привлеченные средства направляются в доходную часть бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и привлеченные средства населения формируют их кредитные ресурсы, поэтому изъятие части этих средств в пользу государства может негативно отразиться на финансовых результатах их деятельности.

В отличие от первой формы государственного кредита - государственных заимствований - когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, Сбербанк предоставляет государству средства в кредит за счет привлеченных средств без ведома настоящего владельца (населения). Аналогично действуют и коммерческие банки, когда выдают кредиты своим клиентам. Кроме того, часть ресурсов Сбербанка может направляться на приобретение государственных ценных бумаг.

Еще одна форма внутреннего государственного кредита - заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, которая характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства (без покупки государственных ценных бумаг).

Кроме указанных выше форм государственного кредита, который происходит на основе государственных заимствований в виде государственных займов, есть еще две формы, отражающие отношения финансовой помощи со стороны государства.

Казначейские ссуды как форма внутреннего государственного кредита отражают отношения оказания финансовой помощи субъектам хозяйствования со стороны органов государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности. То есть в этом случае государство является кредитором.

Сейчас эта форма государственного кредита активно не используется, но жизнь все более нуждается в возрождении такого механизма. Государство на несет ответственности за финансовые результаты деятельности субъектов хозяйствования, но может оказать финансовую помощь тем предприятиям, в стабильной работе которых она заинтересована.

Отношения, связанные с казначейскими ссудами не является аналогом банковского кредитования, поскольку, в отличие от банков, государство оказывает финансовую помощь на льготных условиях (на более длительный срок и под меньший процент, по сравнению с коммерческими банками) нормой процента, то есть средством поддержки важных для экономики субъектов хозяйствования.

Если правительство гарантирует безусловное погашение заимствований и выплату процентов по займам, сделанным ниже уровнем органами власти и управления или отдельными субъектами хозяйствования, то речь идет об условном государственный кредит - гарантированы заимствования. В этом случае государство является гарантом. По гарантированным займам правительство несет реальную финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.


Международный государственный кредит - совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке как заемщиком, так и кредитором. Эти отношения приобретают форму государственных внешних заимствований. Они осуществляются на тех же условиях, что и внутренние, то есть на условиях возвратности, срочности и платности. их предоставления или погашение происходит за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Суммы полученных внешних займов с начисленными процентами по ним включаются в государственный долг страны.

Государственные внешние заимствования могут предоставляться как в денежной, так и в товарной форме. Как правило, они бывают средне- или долгосрочными.

Денежные заимствования осуществляются в валюте:

Страны-кредитора;

Страны-заемщика;

Третьей страны.

Погашение происходит путем товарных поставок или с помощью валюты по согласованию сторон. Иногда в международных соглашениях устанавливается льготный период по погашению заимствований и уплаты процентов по ним, который предоставляет отсрочку погашения займа на 3-5 лет с целью получения максимального эффекта от ее использования.

Классификация внутреннего государственного кредита приведены на рис. 8.1.

Итак, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно различных форм и методов финансовых отношений. Такой подход направлен на создание благоприятных предпосылок с целью привлечения средств как для государства, так и для ее кредиторов. Разнообразие форм позволяет максимально учесть разные интересы юридических и физических лиц.

Государственный кредит представляет собой одну из разновидностей привлечения с государственной стороны финансовых ресурсов для осуществления опций.

По факту, это элемент государственного финансового механизма. Поскольку гос. сторона практически всегда испытывает нужду в привлечении дополнительных денежных средств, а величина налогов имеет определенные ограничения.

Следовательно денежная система нередко дополняется посредством возвратной ссуды в форме внешнего и внутреннего государственного займа.

Понятие государственного кредита

Выступая в качестве мощного агента экономики, владея большим количеством денег, государство выступает в качестве дебитора и кредитора одновременно. Вдобавок к этому оно является гарантом займов субъектами экономики, в которых заинтересована правительственная сторона.

По сути, рассматриваемый термин представляет собой одно из эффективных средств регулирования экономического развития со стороны государства. Он отличается особым значением для регулирования финансового обращения, определения уровня ставок процента и курса валютных колебаний.

Возникновение изучаемого явления – явное следствие дефицита в рамках бюджета. Если собственных доходов недостает, правительство обычно располагает двумя источниками их пополнения и обновления: вспомогательным процессом выпуска финансов и привлечением на рынок займов.

Нужда в получении займа объективна, и она сопряжена с вероятной несбалансированностью издержек и поступлений, что покрывается займом. В целях погашения дефицитных явлений в бюджете государства обычно и применяется рассматриваемый механизм взаимодействия.

Присутствие небольшого дефицита является своеобразным стимулом для роста в сфере рыночной экономики. Закономерно задаться вопросом, есть ли в принципе необходимость финансирования дефицита? Ведь при малых расходах это лишь стимул улучшения экономической деятельности и роста нац. хозяйства.

Но это может быть полезным только в небольших дозах, в остальных ситуациях имеется острая необходимость его регулирования. Государственный кредит обычно возникает в форме ссуд, обретенных у частных и юридических лиц.

Функции государственного кредита

Рассматриваемое понятие представляет собой совокупность экономических взаимоотношений, формирование которых происходит между властью и управленческими структурами, а с другой стороны – компании и рядовые граждане.

Здесь роль государства сводится к заемщику, а также оно выступает в роли гаранта и кредитора. Если должник вовремя осуществил расчеты по своим обязательствам, то он не несет конкретных затрат.

На современном рынке надежные заемщики не нуждаются в услугах гаранта, поскольку они имеют возможность самостоятельного привлечения средств на кредитном рынке.

В качестве категории экономической сферы заем такого плана пребывает на пересечении двух форм финансовых взаимоотношений – непосредственно денежных средств и ссуды, совмещая их тонкости и нюансы.

В плане одного из звеньев финансовой системы происходит обслуживание формирования и применение государственных фондов. Как одна из форм займов государственный кредит обладает большим количеством особенностей, которые отличают его от стандартных категорий, например, от налогов, взносов, сборов.

Такой долг имеет несколько существенных и колоссальных отличий от прочих типов кредитования.

Если в ходе его предоставления в качестве обеспечения выступают определенные ценности – товарные позиции в складском хозяйстве, незавершенные производственные направления, то в процессе заимствования средств со стороны государства применяется все имущество, имеющееся во владении, а также доход. На базе центральной правительственной ветви такие займы не имеют какой-либо выраженной цели.

Выступая в качестве особой финансовой категории, данный элемент имеет три ключевые опции: распределение, регулирование, контроль.

В первом случае происходит создание централизованных фондом денег и их применение на принципе платности, срочности.

Во второй ситуации с государственной стороны происходит тщательное регулирование финансового обращения посредством размещения займов в кругах различных инвесторов. В третьей ситуации в процессе исполнения контрольной функции подразумевается, что государство обеспечивает всесторонний контроль взаимоотношений.

Особенности гос. займа

Государственный кредит выступает в качестве одной из разновидностей перемещения ссуды и средств, которые имеют временную свободу и принадлежат простому населению, предприятиям, прочим рыночным субъектам.

В процессе формирования данного рода взаимных отношений принимает участие кредитор и заемщик, которые являются юридически состоятельными.

Если рассматривать государственные структурные элементы, которые могут запросто принять участие в этом процессе, то среди них можно выделить:

  • Кабинет Министров;
  • Местное самоуправление;
  • Нац. банк;
  • Мин. Финансов.

С другой позиции в кредитные отношения вступают кредиторы, в роли которых могут выступать:

  • банки;
  • страховые организации;
  • акционерные общества;
  • физические лица.

Задача и роль последней группы сводится к тому, чтобы предоставить государству кредита на основании определенных обязательств. Взаимоотношения сводятся к тому, что представители последней категории скупают ценные бумаги и имущество, которое имеется у представителей первой группы.

Классификация

Чтобы разобраться с этим аспектом более детально, необходимо принять во внимание несколько базовых разновидностей государственного кредита. Государственный кредит может быть подразделен на несколько основополагающих разновидностей.

Во-первых , он может носить внутренний и внешний характер. Если говорить о внутреннем типе кредитования, то он обладает следующими направленностями и возможностями:

  • заимствование в форме займа;
  • мобилизация финансов;
  • ссуды казначейского образца;
  • заимствования;
  • заемный фонд.

Исходя из права эмиссии, можно выделить государственные и местные ссуды. В первом случае речь идет о том, что бумаги подлежат выпуску со стороны центральных властных органов, а поступления идут в центральный бюджет.

Во второй ситуации процесс выпуска осуществляется силами местных органов, а далее идет распределение в соответствующие бюджеты местного образца.

Можно также на практике рассматривать заемные средства рыночного и нерыночного характера. Облигации, связанные с этими займами, подлежат свободному процессу покупки и реализации.

Происходит классификация государственных займов на те, которые включают в себя залог, и на те, где он отсутствует. В первой ситуации наблюдается отражение ключевого принципа кредитования – материального обеспечения. Во второй ситуации оно отсутствует, поэтому степень надежности может быть определена уровнем авторитетности государственной стороны.

В соответствии с признаками держателей можно выделить также несколько групп. Одни из них могут продаваться исключительно среди населения, другие – только между фирмами, третьи – являются универсальными.

Исходя из срока , предоставленного на погашение долга, можно рассматривать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные возможности. В первой ситуации речь идет о периоде до года, во второй – 1-5 лет, в третьей – от 5 лет.

В зависимости от вариации выплатных действий по доходу, государственный кредит можно классифицировать как процентный, выигрышный, дисконтный, беспроцентный. В первом случае доходность представлена процентом по ссуде.

При выигрышных вариантах займов выплата поступлений происходит на базе осуществления тиражей. Процентно-выигрышный заем подразумевает выплату доходов в нескольких типах.

Что касается дисконтной ссуды, она предполагает приобретение гос. бумаг по скидке. А беспроцентный кредит предполагает финансирование определенных проектов в рамках ЧС.

Можно выделить единовременные и частичные выплаты. В первом случае долг образуется по окончании срока действия займа.

Во второй ситуации может использоваться три ключевых варианты мероприятий:

  • погашение займа посредством равных долей на протяжении нескольких годовых периодов;
  • погашение осуществляется постоянно увеличивающимися суммами;
  • размер взноса подлежит постоянному снижению.

Исходя из направления размещения , заимствование может быть классифицировано как добровольное, принудительное, размещенное на основании подписки. В случае добровольного предоставления каждый покупатель вправе сам сделать выбор касательно того, стоит ли покупать или не покупать бумаги.

Если речь идет о принудительном размещении, происходит давление на потенциального покупателя со стороны государства. Если речь идет о третьей ситуации, то традиционно размещение займов происходит по утвержденному списку.

Исходя из обязательств со стороны государства, связанных с компенсацией долгового обязательства, можно различать займы с правом досрочного погашения и без него. В первом случае государственная сторона имеет право на учет ситуации в рамках сложившихся рыночных отношений.

На базе правового оформления можно выделить займы облигационного и обратного типа. В первом случае речь идет о попутном выпуске ценных бумаг. Во второй ситуации оформление происходит посредством создания договорных соглашений.

Еще одна характерная форма для внутреннего кредитования – мобилизация доли вкладов и заимствований через банковские государственные системы. Происходит направление денег в часть бюджетных поступлений. Но традиционно такие банки, невзирая на формы собственности, работают на коммерческой базе в целях получения прибыли.

По типу участников можно выделить международный кредит и ссуду в пределах одного государства. То есть здесь действует принцип платности, срочности, возвратности, ограниченности.

Любые финансовые заимствования и обязательства производятся либо в валютных единицах страны кредитора, либо в эквиваленте валюты заемщика, либо в деньгах третьего государства.

Данный подход нацелен на то, чтобы сформировать благоприятные предпосылки в целях привлечения средств. Благодаря большому количеству форм, можно без проблем учесть различные интересы физических и юридических лиц.

Условия получения

Рассматриваемый термин представляет собой систему взаимоотношений, возникающих между государственной стороной, представленной органами власти и управления, и юридическими, физическими лицами. Здесь именно первый субъект берет на себя долговое обязательство, и ему достается роль гаранта и кредитора.

Государственная часть в форме уполномоченного соответствующего органа занимается заключением кредитного договора, в рамках которого возникает соответствующее требование или обязательство. На этом основании за ним закрепляется требование по соблюдению определенных условностей.

Принимаются во внимание следующие факторы и показатели:

  1. Срок предоставления. Он определяется на базе того, какие нужды имеет заемщик, и на что он может рассчитывать в этом плане. Также все имеет зависимость от благосклонности кредитора. Составляет этот период от одного годового периода и до 5-10 и более лет.
  2. Обязательства сторон. В рамках соглашения прописывается, что кредитор обязуется вручить заемщику такую-то сумму, а он, в свою очередь, имеет обязательство погасить долг на определенных условиях. При этом оговариваются вспомогательные обязательства, которые обязательно учитываются сторонами.
  3. Условия, по которым обеспечивается возврат долга. Нужно определиться с размером регулярного платежа и с общей схематикой мероприятий по погашению. Отмечается и набор ключевых требований к обеим сторонам, которые обязательно должны быть соблюдены.
  4. Размер процентной ставки. Он зависит от индивидуальных обстоятельств и чаще всего определяется состоянием текущей экономической ситуации на том или ином рынке.

Таким образом, государственный кредит – это большое и важное обязательство, формирующееся между сторонами в процессе передачи в пользование определенной денежной суммы.

Это далеко не весь перечень условий, на базе которых государство может получить ссуду. Но здесь оговорены основные моменты, требующие пристального внимания.

Формы и направления функционирования

Чтобы изучить понятие еще более детально, стоит принять во внимание несколько принципов его функционирования.

  • Государственный заем. Эти финансовые ресурсы могут иметь принадлежность, как населению, так и многочисленным организациям. Они требуются для обеспечения социальных потребностей общества и для решения других задач особой стратегической важности.
  • Частично подобные вклады начинают носить государственный характер, поэтому банковские структуры готовы предоставить правительственной стороне ссудные средства за счет ресурсов заемного типа. При этом истинный владелец денег не имеет понятия о ключевых направленностях их использования.
  • Еще один принцип состоит в заимствовании средств общегосударственной массы. В данной ситуации происходит выдача в целях покрытия им расходов. При этом данные сделки не опосредованы приобретением ценных бумаг.

Процесс управления государственным долговым обязательством подразумевает совокупность мер, которые связаны с оплатными и возвратными операциями разного типа.

Существует большое количество форм и направлений изучаемого понятия, обязательных к принятию во внимание. Все они заслуживают оптимального и лояльного отношения и детального рассмотрения.

Управление долговым обязательством

Под данным понятием подразумевается перечень действий, которые непосредственно связаны с подготовкой к выпуску и размещению обязательств по долгу.

Есть несколько ключевых направлений, которые стоит принять во внимания в процессе управления государственным долгом:

  • Выплата доходов в соответствии с займами и их погашение посредством бюджетных направлений.
  • Мероприятия, связанные с рефинансированием и реструктуризацией государственного долга. Здесь же может вестись речь о возможности погашения старой задолженности посредством создания новых займов.
  • Осуществление тиражей выигрышей и погашения в рамках выигрышных и процентных займов.
  • Конверсия. В данной ситуации стоит говорить об изменении доходности по займам для дальнейшего снижения издержек, связанных с управлением государственным долгом посредством сокращения или повышения величины процентов.
  • Консолидация. В данной ситуации речь идет о повышении срока функционирования займов, которые уже были выпущены.
  • Унификация. Это процесс, в рамках которого происходит объединение нескольких ссуд в одну величину в процессе, когда происходит обмен облигаций по старым займам на новые ссуды. Данный подход приводит к сокращению количества типов ценных бумаг, которые обращаются на рынке.
  • Предоставление отсрочки по погашению кредита. В данной ситуации подразумевается, что выплата процентов и обеспечение займов, которые были созданы ранее, может подразумевать изменение сроков погашения.
  • Аннулирование долгового обязательства. В данной ситуации речь идет о полном отказе государства от обязательства, связанного с выпущенными займами, если вдруг оно столкнется с финансовыми трудностями в лице банкротства, в итоге прихода новых властей, которые дадут отказ в признании прежних долгов.

Таким образом, государственный кредит представляет собой набор отношений между разными сторонами, которые должны быть отрегулированы.

Типы внешних долговых обязательств

Если рассматривать картину в Российской Федерации, то можно отметить, что долговые обязательства имеют несколько основополагающих направлений.

  1. Задолженность, сформированная в рамках отношения к иностранным правительствам. Также сюда можно отнести обязательства, которые являются объектами гарантии со стороны властей иностранных государств.
  2. Внешний долг в адрес иностранных коммерческих структур. В данном случае подразумевается, что долговые обязательства выступают в качестве объекта купли-продажи на мировом рыночном пространстве.
  3. Сформированная задолженность по отношению к внешнеторговым объединениям, связанным с функционированием централизованных импортных поставок. Оформление такой долговой части происходит в форме векселей, которые гарантированы со стороны правительства.

В роли основных кредиторов в нашей стране выступают финансовые учреждения, которые в процессе предоставления заемных ресурсов излагают требование о проведении специализированной стабилизационной программы, нацеленной на сокращение уровня инфляции и дефицита в бюджете.

Структура внутреннего кредита страны

Как уже отмечалось, внутренний государственный кредит включает в себя займы со стороны государства у физических и юридических лиц.

Внутренний заем может быть представлен в рамках нескольких основополагающих форм:

  1. эмиссия особо ценных бумаг;
  2. сотруднические связи с центральным банком;
  3. взятие ссуд у коммерческих структур.

Особого внимания заслуживают классификационные направления государственных внутренних кредитов.

Они могут быть подразделены на следующие категории:

  • На основании права эмиссии или субъектов взаимоотношений. Такие финансы могут быть размещены центральной или местной властью
  • На базе признака держателя, они могут быть, как уже говорилось, универсальными или персонализированными (только для граждан или только для компаний).
  • Исходя из формы дохода – выигрышные, процентные, купонные, нулевые сделки.
  • По присутствию обеспечения государственного обязательства – с закладом или без него.
  • По способы определения доходного уровня – облигации с твердым доходом и переменным поступлением.
  • По обязанностям заемщика – с правом погашения на долгий срок или без него.
  • Исходя из обращения на рынке – бумаги рыночного и нерыночного типа.

Понятие государственного кредита предполагает, что такой набор обязательств является «скелетом» государственного долга страны и объединен в особый сектор рынка фондов и ценных бумаг.

Ключевая особенность последних элементов состоит в их способности к сочетанию основных свойств различных инструментов.

Традиционно долговые бумаги государственного образца состоят из облигаций, но исходя из набора критериев, есть их подразделение на определенные группы:

  1. эмитент – лицо, выпустившее документы, это может быть муниципалитет, правительственная сторона, государственное предприятие, финансовая корпорация;
  2. срочность – займы могут быть любого срока, как и бумаги с их действием;
  3. держатель – бумаги в этой ситуации могут носить предъявительский и именной характер;
  4. способ эмиссии: документарные ценности в наличной форме или бездокументарные варианты в безналичном виде;
  5. цель мероприятий выпуска: покрытие дефицитных явлений, финансирование проектов по инвестициям, обеспечение реализации соц. программ;
  6. формы, в которых образуется доход – выигрышные, дисконтные, процентные направления;
  7. вариант размещения: аукционные мероприятия, продажа в рамках открытых торгов, индивидуальные сделки.

Ценные бумаги, которые производятся государственной стороной в целях покрытия дефицитных факторов и для последующего финансирования расходов, именуются государственными элементами.

Облигация представляет собой эмиссионное направление, которое способствует закреплению права держателя на обретение облигации в определенный срок по определенной цене и проценту.

Таким образом, формирование внутренних кредитных отношений в стране сказывается на общей экономической картине и способствует улучшению качества жизни населения, повышению уровня социальной и других сфер.

Грамотный подход к этому процессу позволит обеспечить достойную обеспеченность средствами на всех звеньях экономического развития.

Вывод

Кредит государству – это отдельное направление сделок между правительственной стороной и кредитором. Чтобы были соблюдены все принципы этих отношений, необходимо, чтобы каждая сторона обеспечила внимательный подход к соблюдению требований, выдвигаемых к ней.

Государство – это не только заемщик, но и гарант надежности проводимых сделок. В качестве кредиторов могут выступать любые стороны – предприятия, частные лица, коммерческие банковские структуры.

Чем более внимательно будет подготовлен набор этих сделок и операций, тем на лучший результат кредита можно рассчитывать.

Возможно Вас заинтересует: « »

Таким образом следует вывод, что кредит, предоставляемый в адрес государственной стороны, являет собой совокупность финансовых ресурсов, нацеленных на финансирование нужд правительственной части.

Есть несколько ключевых принципов, которые обязательно следует соблюдать в процессе формирования этих взаимоотношений. Они позволят добиваться оптимального результата и получать выгоду каждому участнику процесса.

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

При выполнении функции заемщика, государство осуществляет выпуск государственных ценных бумаг (в частности облигаций), привлекая тем самым средства физических и юридических лиц.

Выполняя функцию кредитора, государство через ЦБ РФ осуществляет кредитование коммерческих банков, которые в свою очередь кредитуют физических и юридических лиц.

Государство как гарант выступает в сделках в качестве третьего лица, гарантирующего выполнение обязательства перед кредитором в случае неисполнения его заемщиком.

Государственный кредит как звено финансовой системы РФ обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства: бюджета и внебюджетных фондов. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов (в основном для финансирования дефицита бюджета). Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Государство может проводить финансовую политику, используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики.

– одно из направлений финансовой политики государства, связанное с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом включает совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий. Органы государственной власти определяют общий объем бюджетного дефицита и объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

1) минимизация стоимости долга для заемщика;

2) недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

3) эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;

Когда государство выступает кредитором?

Государственный кредит представляет собой довольно специфическое звено государственных финансов. Он не имеет ни отдельного финансового фонда (средства, которые мобилизуются с его помощью, проходят, как правило, через бюджет), ни обособленного органа управления. Вместе с тем он характеризует особую форму финансовых отношений государства и потому выделяется в отдельное звено. Государственный кредит за своей экономической сущностью - это совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управление, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - из другого, при которых государство является заемщиком, кредитором и гарантом. Основная классическая форма кредитного отношения, когда государство выступает заемщиком средств. Будучи кредитором, государство за счет средств бюджета предоставляет на платной основе при условии обязательного возвращения кредиты юридическим и физический лицам. Объем таких операций значительно меньший, чем за предыдущей формы. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашения займов или выполнения других обязательств, взятых на себя физическими или юридическими лицами, она является гарантом (условный государственный кредит). Поскольку государственные гарантии, как правило, Распространяются на недостаточно надежных заемщиков, то они приводят к росту расходов из централизованных денежных фондов. В сфере международных экономических отношений государство может выступать как в роли заемщика, так и кредитора. Как экономическая категория государственный кредит объединяет в себе финансовое и кредитное отношение. Как нивки финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованная денежных фондов государства. Государственный кредит есть обратным, срочным и платным. Вместе с тем между государственным и банковским кредитом, как классической формой кредитного отношения, существуют существенные отличия. Банковский заемный фонд используется для кредитования предприятий с целью обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизведения и повышение его эффективности. Кредиты могут получать и частные лица. Отличительной чертой банковского кредитования субъектов хозяйствования есть продуктивное использование ссудного фонда (или с целью развития социальной инфраструктуры производственных коллективов). Использование кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения кредита и выплаты процентов за счет увеличения стоимости дополнительного продукта. Когда же речь идет о государственном кредите, то полученные через государственный заем средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь у них дополнительные финансовые ресурсы. Они используются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов за ними выступают средства бюджета.

Государственный кредит - это отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта. В сферу государственно-кредитных отношений поступают часть прибылей и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими есть временно свободные средства населения и предприятий, однако при определенных условиях населения и трудовые коллективы могут сознательно идти на ограничение потребления. В этих случаях источником государственного кредита становятся средства, предназначенные для текущего потребления или финансирования необходимых производственных или социальных расходов предприятий. В условиях тоталитарной системы управление подобное ограничение текущих нужд может происходить и из принуждения государства.

Формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий и организаций - это одна сторона государственно-кредитных отношений. Другой их стороной выступают финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью средств дополнительно мобилизованных государством. Выплата прибылей кредиторам обеспечивается стирает важно за счет бюджетных поступлений. При этом круг налогоплательщиков не совпадает с колом владельцев государственных ценных бумаг. Даже если предположить невозможное, что контингент налогоплательщиков совпадает с контингентом владельцев ценных бумаг, то и в этом случае будут наблюдаться структурные расхождения: размер налогов, которые вносит в бюджет каждый владелец ценных бумаг, не совпадает с величиной получаемых им прибылей от государственно-кредитных операций. Это означает, что и другой бок государственно-кредитных отношений имеет перераспределительный характер.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение нужд общества обусловлена постоянным разногласием между величиной этих нужд и возможностями государства относительно них удовлетворение за счет бюджетных фондов. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение ею своих функций относительно обороны страны и управления требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Немалых средств нуждается в и международная деятельность государства. Однако доходы государственного бюджета всегда ограничены. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к государственному кредиту.

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны сравнительно с валютными приемами (например, эмиссии денег) балансирование доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении. Назначение государственного кредита оказывается прежде всего в том, что он является средством мобилизации государством дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизованные финансовые ресурсы используются на покрытие различия между бюджетными расходами и доходами. В случае положительного бюджетного сальдо мобилизованные с помощью государственного кредита средства используются непосредственно для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что Государственный кредит, будучи средством увеличения финансовых возможностей государства, может стать важным фактором ускорения социально-экономического развития государства. Государственный кредит есть также: источником увеличения прибылей гасителей ценных бумаг, которое достигается через выплату процентов и выигрышей за государственными займами. Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулировочную и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита обеспечивается формирования централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах строковости, платности и возвращение. Будучи заемщиком государство мобилизует дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых страну государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита и занимают второе место (после налогов) в формировании доходов бюджета.

Сущность регулировочной функции государственного кредита оказывается в том, что, вступая в кредитное отношение, государство влияет на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Государство регулирует денежное обращение, размещая облигации государственного займа среди разных групп инвесторов. Мобилизуя средства физический лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансированные производственные расходы, например инвестиции, состоится абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования расходов на выплату заработной платы, например учителям, врачам, количество наличной денежной массы в обращения останется неизменной, хотя возможное изменение структуры платежеспособного спроса. Выступая на финансовом рынке как заемщик, государство увеличивает спрос на ссудные ресурсы и тем самым содействует росту цены на кредит. Чем высший спрос на свободные средства со стороны государства, тем высшим будет, при прочих равных условиях, уровень ссудного процента, тем более дорогим будет для предпринимателей банковский кредит. Дороговизна ссудных средств заставляет бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, вместе с тем она стимулирует накопление в виде приобретения государственных ценных бумаг. Как кредитор и гарант государство может положительно влиять на производство и занятость. В промышленно развитых странах распространенная система поддержки малого бизнес, экспорта продукции или производства в отдельных областях, где имеет место убыль, через гарантирование государством погашения кредитов, предоставленных банками согласно государственным программам. Поддержка малого бизнес предусматривает, что государство берет на себя погашения задолженности банкам за кредитами, предоставленными малым предприятиям в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные страховые компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Этим поощряется освоения новых рынков сбыта национальной продукции. Большое значение в стимулировании развития производства и занятости имеют кредиты, которые предоставляются государством за счет бюджетов или внебюджетных фондов. С них помощью обеспечивается ускоренное развитие соответствующих регионов или необходимых направлений экономики на той или другой территории. Контрольная функция государственного кредита органически переплетается с контрольной функцией финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, рожденные особенностями данной категории:

  • 1) эта функция тесно связана с деятельностью государства и по состоянию централизованного фонда денежных средств;
  • 2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предусматривает возвращение и возмещение полученных средств;
  • 3) осуществляется не только финансовыми структурами, а и кредитными учреждениями.

Контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на них погашение. В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возвращение и своевременность уплаты процентов.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренний государственный кредит выступает в таких формах: государственные займы, преобразование части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного заемного фонда, казначейские займы, гарантированные займы. Государственные займы как основная форма внутреннего государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных нужд через выпуск и реализацию облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Облигация - наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг. Она символизирует государственное долговое обязательство и предоставляет право ее владельцу после истечения определенного срока получить назад сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется возвратить сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты на протяжении всего термина пользования заемными средствами, а после истечения этого срока возвратить и сумму долга. Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Нарицательная стоимость отмечается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную собственником облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная прибыльность облигаций для их владельцев может быть высшей или низшей установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отвергается от нарицательной стоимости. Отклонения называется курсовым различием, и зависит оно от целого ряда факторов. К ним числа, в частности, относят величину номинального процента за облигацией, насыщенность рынка государственными ценными бумагами, состояние хозяйственной конъюнктуры, уровень доверия населения к правительству. За своей сущностью облигации государственного займа является особой формой фиктивного капитала. В самом деле, если источником дохода за ценными бумагами предприятий есть новообразованная стоимость, то проценты за государственными бумагами выплачиваются за счет доходов бюджета, поскольку средства, полученные за государственными займами, как правило, не инвестируются в производство, а идут на финансирование бюджетного дефицита. Инвесторы в государственные ценные бумаги становятся владельцами части будущих налоговых и неналоговых поступлений в бюджет государства. В этом и состоит специфичность государственного фиктивного капитала, которая приводит, в конечном итоге, к увеличению налогового бремени. Поэтому сущность государственного займа можно определить как налог, взятый заведомо. Казначейские обязательства (векселе) имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются краткосрочные займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты). В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредствуется системой сберегательных учреждений. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физическое и юридическое лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставления займы последними государству за счет заемных средств без ведома их реального собственника (население) дают возможность выделить эти отношения как особую форму государственного кредита. Преобразование части взносов населения в государственные предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформлением безоблигационных займов. В нашей стране зараз это достигается через приобретение Сбербанком государственных ценных бумаг. Использование государством средств заемного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не ограничивая этих операций покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционирует в тоталитарном обществе. Она содействует развитию инфляционных процессов, которые особо опасные в условиях жесткого контроля за эмиссией дензнаков со стороны демократически избранных органов. Поэтому полная нормализация отношений между государством и кредитной системой лежит на пути признания невозможности прямого заимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита и возмещения государственному банку долга, который образовался за предыдущие годы.

Казначейские займы как форма государственного кредита выражают отношения из предоставления финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управление за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и поворотности. В нашей стране эта форма государственного кредита пока что используется не очень активно. Отношения по линии казначейских ссуд не является аналогом банковского кредитования, поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структур органы государственной власти и управления предоставляют финансовую помощь на других условиях и в других целях. Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях, которые касаются сроков и норм процента. Они возможные в случае финансовых трудностей предприятий и хозяйственных организаций через них особое положение на рынке или ухудшение экономической ситуации в стране. Казначейские займы не имеют коммерческой цели, а является средством поддержания жизненно важных для народного хозяйства экономических структур. В отдельных случаях правительство может гарантировать безусловное погашение займы, выпущенной органами власти и управление низшего упорядочения или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по ней. В этих случаях речь идет об условном государственном кредите - гарантированные займы. За гарантированными займами правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. В нашей стране образованные условия для возрождения гарантированных займов в связи с предоставлением местным органам власти, а также отдельным хозяйственным структурам права проводить операции относительно заключения займов.

Международный государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения получают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы они предоставляются на условиях поворотности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны. Странам, которые терпят значительные экономические и финансовые трудности, внешние займы могут даваться на льготных условиях. Основной целью государственных внешних займов есть содействия укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, предоставления продовольственной помощи.

В продолжение темы:
Из Бумаги

Открытка, как сердечко, изготовленная своими руками. Фотографии готовых открыток. Открытка, как сердечко, изготовленная своими руками. Фотографии готовых открыток....

Новые статьи
/
Популярные