Гос регулирование валютного курса. Валютный курс и его регулирование. Регулирование валютного курса - комплекс мер, который включает

Регулирование валютного курса – поддержание на стабильном уровне курса одной валюты по отношению к другой, либо изменение этого курса без резких скачков, которые будут отрицательно сказываться на экономическом состоянии бизнеса в стране. Регулирование валютного курса проводится различными методами. Прежде чем рассмотреть и проанализировать их, введем понятие валютного режима.

Валютный режим – это поддержание стойкого отношения обменного курса денег. Не путайте валютный режим с простым выражением «цена денег», здесь акцент ставится именно на обменную операцию, обменное отношение одной денежной единицы к другой.

Чтобы перейти к обзору методов валютного регулирования, мы сначала подробно рассмотрим основные виды валютных режимов.

Виды валютных режимов, выделяемые экономикой на сегодняшний день

  1. Режим плавающего курса подходит для валют, которые свободно конвертируются одна в другую. Плавающий курс – это различные курсы на бирже, которые проходят множество изменений в течение дня.
  2. Режим полной привязки начинает работать в том случае, когда у одной страны не относится к числу свободно конвертируемых. В результате, для обеспечения экономической стабильности и возможности выхода на мировой , такие страны должны привязывать свои валюты к конвертируемым валютам. Так, например, страна Эквадор привязала свою валюту к доллару, подобных примеров можно привести великое множество по всему миру.

  1. Режим фиксированного курса . Данный режим устанавливает Центральный Банк государства, если способна себе такое позволить. Согласно фиксированному курсу, обмен денежных валют в банке можно провести только по указанной Центральным Банком ставке. На данный момент перешел на плавающий курс, то есть обмен будет совершаться по биржевому отношению рубля к доллару на время проведения обменной операции.
  2. Режим валютного коридора отличается от режима валютного курса тем, что фиксированная ставка работает в течение некоторого периода времени, не равного одним суткам, этот период может быть как больше, так и меньше 24 часов.
  3. Скользящая фиксация отличается от фиксированной лишь тем, что Центральный банк устанавливает курс валютного обмена по текущей рыночной цене валюты. Отличие от режима валютного коридора проявляется в строгом суточном обновлении кодировок.

  1. Совместное плавание – несколько стран одновременно создают один и тот же коридор и плавают там по валютным курсам. Встречается довольно редко, но бывает популярен для стран с режимом привязки.

Это основные валютные режимы экономики. Теперь перейдем к ключевой теме заявленного вопроса: регулирование валютного курса. Как поможет нам знание валютных режимов сделать более стабильным, более фиксированным?

Сразу стоит отметить, что поддержание валютного курса особо важно для фиксированных режимов и аналогичных ему. При режиме привязки эта проблема не так опасна, но все-таки имеет место быть.

Условия, необходимые для регулирования валютного курса

Какие условия должны быть в государстве, чтобы валютный курс можно было регулировать и делать это успешно? Первое – достаточные резервы . Если у государства нет валютных резервов, оно не сможет удерживать курс национальной валюты на стабильном, постоянном уровне. Возникает в таком случае справедливый вопрос: как пополнять ?

Ответов на этот вопрос можно привести сразу несколько. В первую очередь – привлечение инвестиций из-за рубежа. Во-вторых, снижение процента инфляции, по причине которого валютные резервы обесцениваются. Для снижения инфляции используется такой распространенный механизм как выдача кредитов. Человек берет кредит, а потом возвращает большую стоимость, чем было им взято. Подобные меры позволяют обеспечить нормальный валютный резерв и обеспечить, хотя бы частично, регулирование текущего валютного курса.

Второе – отсутствие затяжного бюджетного дефицита , который уничтожает всю валютную политику государства, направленную на экономическую стабильность. Незначительные дефициты иногда могут оздоровить экономику, а вот затяжные ослабят ее очень сильно.

Как регулировать валютный курс?

После рассмотрения финансовых режимов и условий, необходимых для успешной регуляции, перейдем к рассмотрению прямых методов регулирования валютного курса.

Метод №1 : смена экономического режима . Как известно, на данный момент Российская Федерация перешла с фиксированного валютного курса рубля по отношению к доллару на плавающий курс. Это один из способов приостановить инфляцию и оказать воздействие на . При резких скачках валютных курсов невозможно удерживать фиксацию, это будет лишь приводить к дополнительным расходам и опустошению государственного бюджета.

Метод №2 : не фиксировать курс, а позволить экономическому рынку его самостоятельно создавать . Если курс будет не фиксированным, а рыночным, он будет часто меняться, это не совсем хорошо. В то же время, экономике страны будет легче перестроиться и перейти исключительно на рыночные кодировки. Если дать экономике такую возможность, можно рассчитывать как на нормализацию внутригосударственного производства, так и на развитие и укрепление международной торговли.

Экономисты различных стран указывают, что переход на гибкие экономические курсы, которые нами описаны в предыдущих двух методах, позволяют экономике легко и быстро оздоровиться после финансового кризиса. Гибкий курс более благоприятен, нежели фиксированный. При этом гибкие курсы могут отрицательно сказаться на тех видах бизнеса, которые напрямую связаны с международной торговлей. Хотя, в принципе, данные сферы предпринимательства всегда испытывают на себе риск определенной степени.

Действия правительства, влияющие на валютный курс, принято делить на меры «косвенного» и «прямого» регулирования.

Косвенное воздействие на валютный курс оказывают все инструменты денежно-кредитной и финансовой политики Центрального банка (ЦБ) страны. Если, например, ЦБ осуществляет мероприятие, направленное на снижение инфляции в национальной экономике, то это непременно скажется и на обменном курсе национальной валюты: при снижении инфляции (и прочих равных условиях) обменный курс стабилизируется. Таким образом, снижая инфляцию, ЦБ оказывает косвенное влияние и на обменный курс.

Однако более быстрый и ощутимый эффект дают меры прямого регулирования валютного курса. К ним прежде всего относятся политика учетной ставки ЦБ и валютные интер-венции на внешних валютных рынках. Повышая учетную ставку (т. е. процент, который ЦБ взимает с коммерческих банков за предоставленный им кредит), ЦБ прямо воздействует на обменный курс национальной валюты в сторону его повышения. Ведь при высоком проценте коммерческие банки берут меньше кредитов и меньше покупают иностранной валюты на внешних валютных рынках. А снижение спроса на валюту ведет к повышению обменного курса национальной валюты.

Проводя валютную интервенцию, ЦБ продает (или покупает) валюту своей страны на внешних валютных рынках: продажа способствует снижению обменного курса, а покупка - повышению. Подобные меры прямого регулирования Федеральная резервная система (Центробанк США) активно применяла для преодоления падения курса доллара в конце 70-х начале 80-х годов. План поддержки доллара включал повышение банковской учетной ставки и широкомасштабную валютную интервенцию. Реализация этого плана позволила сначала приостановить падение курса доллара, а в 80-х годах курс стал даже расти, достигнув максимальной величины в 1985 году. Стоит отметить, что такое повышение курса доллара оказалось возможным только в условиях жесткой денежно-кредитной политики, которую последовательно проводило правительство Р. Рейгана. Главным направлением этой политики явилось всемерное сокращение государственных расходов. Отступление от этого курса во второй половине 80-х годов вновь привело к постепенному снижению курса доллара.

Еще одним прямым методом регулирования валютного курса является «девальвация» (или «ревальвация») национальной валюты. Девальвация направлена на снижение курса своей валюты, а ревальвация на его повышение (до отмены золотого стандарта девальвация означала официальное снижение золотого содержания валюты, ревальвация - повышение). В наше время девальвация осуществляется путем снижения курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, о котором объявляет законодательный орган страны. Ревальвация также осуществляется как законодательное повышение валютного курса. Влияние этих мер на разные сферы экономики весьма противоречиво. Например, девальвация по своим экономическим последствиям невыгодна, так как приводит к уменьшению выручки в национальной валюте, но позволяет получить дополнительные выгоды импортерам и кредиторам, предоставляющим капиталы иностранным заемщикам.

Как и во всех сферах мировых экономических отношений, в сфере валютного регулирования государство вынуждено маневрировать между либерализмом (полной экономической свободой) и разного рода ограничениями. Полной свободы в сфере валютных отношений нет нигде. Государство, например, может запретить национальным экспортерам продавать вырученную валюту на рынке и обязать сдавать в обмен на национальную по официальному курсу. Таким способом государство формирует свои валютные резервы, которые затем использует для оплаты международных обязательств, для валютных интервенций, хранит в резерве, и т. д. Валютные ограничения определяют степень обратимости (конвертируемости) валюты.

Режим или порядок конвертируемости (обратимости) национальной валюты очень важен. Он определяет условия включения национальной экономики в мировую, возможности использования преимуществ международного разделения труда, перемещения капиталов в страну и из страны. Режим обратимости определяет три разновидности валют: «свободно конвертируемую валюту» (СКВ), «частично конвертируемую» и «неконвертируемую» .

Частично конвертируемая валюта обладает признаком внутренней или внешней обратимости. Внутренняя обратимость означает, что граждане и юридические лица данной страны могут без ограничений покупать иностранную валюту по действующему курсу, осуществлять в этой валюте расчеты с зарубежными партнерами. При внешней обратимости свободный обмен любых валют на национальную валюту действует только в отношении иностранных граждан и юридических лиц.

Полная конвертируемость включает внутреннююи внешнюю. Таким признаком обладают очень многие валюты в мире. Из них только пять-шесть считаются свободно используемыми в том смысле, что они в полном объеме выполняют функцию мировых денег. В этих валютах осуществляются все операции по международным расчетам и платежам. К свобод-но используемым валютам относятся - доллар США, марка ФРГ, японская иена, английский фунт стерлингов, швейцарский франк, канадский доллар. Причем основная доля международных платежей (около 70 %) осуществляется с помощью доллара США. Таким образом, американская валюта сохраняет свои ведущие позиции, несмотря на крах «бреттонвудсской» системы.

Неконвертируемыми являются валюты тех стран, где применяются жесткие запреты и ограничения по ввозу, обмену, продажам и покупкам национальной или иностранной валюты. Большинство развивающихся стран, бывшие социалистические страны, Россия и почти все государства СНГ имеют неконвертируемую валюту. Однако, коль скоро та или иная страна движется к рыночному типу хозяйствования и намерена включиться в мировую экономику, переход к конвертируемости национальной валюты неизбежен. Следует помнить, что это - не техническая операция. Она влечет за собой многочисленные экономические последствия, в том числе и негативные, для слаборазвитых, кризисных, отсталых экономик. А поэтому переход к конвертируемости должен осуществляться постепенно, параллельно со структурной перестройкой экономики, повышением ее эффективности и конкурентоспособности с производимыми на мировом рынке товарами.

Валютная политика - это один из главных сегментов экономическойивнешнеэкономической политикигосударства/группы (союза) государств. В Российской Федерации регулируется Федеральным законом РФ от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» .

62. платежный баланс - это статистическая система, в которой отражаются все внешнеэкономические операции между экономикой данной страны и экономикой других стран, произошедшие в течение определенного периода времени (месяц, квартал или год).

Платежный баланс представляет собой отчет обо всех международных сделках резидентов той или иной страны с нерезидентами за определенный период (обычно квартал и год). В свою очередь, резидент - это [[экономический агент, имеющий постоянное местопребывание в стране.

На состояние платежного баланса влияет ряд факторов. 1. Неравномерность экономического и политического развития капитализма. В эпоху империализма усиливается борьба монополий за рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капитала. Научно-техническая революция, рост механизации и интенсификации хозяйства, переход на новую энергетическую базу вызывают структурные сдвиги в международных экономических связях. Более интенсивной стала торговля готовыми изделиями, нефтью, энергоресурсами. В географии товарных потоков наметился сдвиг в сторону расширения обмена между промышленно развитыми капиталистическими странами при сокращении удельного веса развивающихся стран в их внешней торговле. Это обостряет межимпериалистическую конкуренцию. 2. Рост заграничных государственных расходов. Развитие государственно-монополистического капитализма обусловливает постоянное увеличение этих расходов. Буржуазные государства, сосредоточив в своих руках возрастающую часть национального дохода, используют его для укрепления позиций финансового капитала и борьбы за сохранение мировых позиций капитализма. Внешние правительственные расходы преследуют разнообразные экономические и политические цели. Их объединяет экспансионистский характер. 3. Милитаризация экономики и гонка вооружений. Основная масса государственных расходов за границей предназначена на военные цели (в США - до 80%), содержание войск и баз в различных районах мира. Если экспортные отрасли загружены военными заказами, а средства, которые можно использовать для расширения вывоза товаров, направляются на военные цели, это приводит к сокращению экспортных возможностей страны. Одновременно программа вооружений вызывает увеличение импорта военно-стратегических товаров и многих видов сырья (нефть, каучук, цветные металлы) сверх нормальных потребностей мирного времени. Постоянной и крупной статьей платежного баланса большинства империалистических государств стали заграничные военные расходы в связи с содержанием военных баз и вооруженных сил а рубежом и ведением войн против национально-освободительного Движения. Громадных размеров достигли внешние военные расходы США (в среднем ежегодно 3,2 млрд. долл.) и субсидии (1,8 млрд. долл.) странам, находящимся в той или иной степени зависимости от главной империалистической державы. Содержание войск только в Западной Европе вызвало расходы по платежному балансу США в размере 1,5 млрд. долл. в год. С целью компенсации этих расходов США заключили соглашения со странами - членами НАТО и Японией об их валютном возмещении, что явилось дополнительным источником межимпериалистических противоречий. Создание военных блоков под эгидой США после второй мировой войны привело к росту заграничных военных расходов стран Западной Европы и ухудшению состояния их платежных балансов. 4. Расширение масштабов вывоза капитала. В условиях империализма вывоз капитала стал типичной формой международных экономических связей. Двойственное влияние вывоза капитала на платежный баланс страны-экспортера заключается в том, что, с одной стороны, он образует его пассив, но, с другой стороны, служит базой для притока в страну процентов и дивидендов через определенный промежуток времени. Одним из факторов ухудшения платежного баланса США в 1960 и начале 70-х годов явился вывоз капиталов в крупном масштабе. Если в 1913 г. американские капиталовложения за рубежом составили 44 млрд. долл., в 1938 г.- 53 млрд., то в 1957 г. - 101 млрд., в 1974 г.- 118,6 млрд. долл. Однако приток прибылей от заграничных инвестиций начал обгонять новый вывоз капитала. Перевод прибылей в США только от их прямых заграничных инвестиций за 1946-1970 гг. достиг 77 млрд. долл., или на 60% больше вывоза прямых инвестиций, за 1971 -1973 гг. - 24,7 млрд. долл., т. е. на 280% больше прямых заграничных инвестиций за этот период. Приток иностранных капиталов оказывает двоякое влияние и на платежный баланс страны-импортера: вначале увеличиваются поступления, но с наступлением сроков платежей страны-должники вынуждены уплачивать сумму долга, а также проценты и дивиденды. Иностранные капиталы оказывают положительное влияние на платежный баланс страны-должника при условии их самоокупаемости, если использование капиталов приносит доходы, часть которых пойдет на оплату займа и процентов. Они также могут способствовать уменьшению товарного импорта страны-должника. 5. Изменения в условиях международной торговли. На состояние платежного баланса влияют соотношение между экспортом и импортом товаров, цены, разрыв в сроках международных расчетов. Продажа товаров в кредит, особенно на длительный срок, ведет к росту экспорта. Она отражается в торговой статистике, но не влечет немедленного поступления иностранной валюты. Рост удельного веса машин и оборудования во внешней торговле, которые обычно поставляются в кредит, еще более нарушает связь между торговым балансом и движением валютных поступлений. Валютный кризис ухудшает условия мировой торговли. В ожидании девальвации происходит смещение сроков платежей по экспорту и импорту: импортеры стремятся ускорить платежи, так как они проигрывают на снижении курса национальной валюты, затрачивая большие суммы на приобретение подорожавшей иностранной валюты. Экспортеры, напротив, задерживают получение или перевод вырученной иностранной валюты. Достаточен небольшой разрыв в сроках международных расчетов, чтобы вызвать значительный отлив капиталов из страны. 6. Инфляция. Обесценение денег отрицательно влияет на платежный баланс, так как повышение цен снижает конкурентоспособность национальных фирм, затрудняет экспорт, поощряет импорт товаров и способствует бегству капиталов за границу. Платежный баланс империалистических и развивающихся стран. Капиталистические страны делятся на горстку промышлен-но развитых стран, которые господствуют на рынках товаров и капиталов, и большинство экономически отсталых развивающихся государств. Это определяет резкую дифференциацию их платежных балансов. В платежных балансах империалистических держав проценты и дивиденды по заграничным капиталовложениям служат крупной доходной статьей (например, в США в 1975 г. 52.2 млрд. долл.). Напротив, молодые государства несут значительные расходы по иностранным инвестициям и кредитам, что усугубляет тяжелое состояние их платежных балансов. Традиционным фактором, ухудшавшим платежные балансы экономически отсталых стран, долгое время служил неэквивалентный обмен с империалистическими державами по внешней торговле. Этот экономический механизм ограбления угнетаемых народов заключался в завышении цен на товары промышленно развитых стран и занижении цен на сырье и продовольствие, вывозимые из колониальных и зависимых стран. Борьба молодых государств за экономическую независимость сопровождалась ломкой колониальной структуры цен, которая проявилась в повышении цен на нефть, энергоресурсы и некоторые виды сырья с конца 1973 г. Это вызвала ухудшение платежных балансов ряда промышленно развитых стран-импортеров нефти и улучшение платежных балансов нефтедобывающих развивающихся стран. Валютные доходы членов Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) превышали 100 млрд. долл. ежегодно в 1974-1976 гг., а их официальные золотовалютные резервы в конце 1975 г. достигли 58 млрд. долл. Однако состояние платежных балансов большинства развивающихся стран продолжает ухудшаться, что связано с экспортными трудностями, огромными потребностями в импорте машин, оборудования, знергоресурсов для развития экономики, а в отдельных странах - и продовольствия при неблагоприятном состоянии сельского хозяйства. В 60-х годах дефицит торгового баланса развивающихся стран превысил млрд. долл., в 70-х годах - 25-30 млрд. долл. (исключая нефтедобывающие. Растущая внешняя задолженность вызывает огромные ежегодные платежи развивающихся стран.

Методы государственного регулирования платежного баланса Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны. Для покрытия дефицита платежного баланса в стране проводятся меры, направленные на стимулирование экспорта, сдерживание импорта, привлечение иностранных инвестиций, ограничение вывоза капиталов. Среди мер государственного воздействия на выравнивание платежного баланса страны можно назвать: 1) усиление прямого государственного контроля за внешнеэкономическими операциями: протекционистское повышение импортных таможенных пошлин, запрет или ограничение вывоза за рубеж капитала, сокращение безвозмездной помощи другим странам, создание благоприятного для зарубежных инвестиций климата внутри страны, привлечение иностранных кредитов и помощи, субсидирование национальных экспортеров; 2) понижение курса национальной валюты вплоть до ее девальвации, что своим прямым следствием имеет резкое сокращение импорта и стимулирование экспорта; 3) повышение учетной ставки Центрального банка, что может стимулировать приток капиталов из стран с более низкой учетной ставкой, сдерживать отток национальных капиталов за рубеж, способствовать повышению валютного курса; 4) введение или усиление валютного контроля: блокирование или введение обязательной продажи части валютной выручки экспортеров, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках; 5) диверсификация валютных резервов путем включения в из состав разных валют, продажа нестабильных валют и покупка более устойчивых с целью обеспечения платежно-расчетных операций. При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерно активного сальдо. Для этого применяют меры, противоположные вышеописанным, в целях расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, услуг, капиталов.

63. Экономическая интеграция - процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйст-венных механизмов, принимающий форму межгосударствен-ных соглашений и согласованно регулируемый межгосудар-ственными органами. Предпосылками интеграции являются следующие: ® близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран; ® географическая близость, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей; ® общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т. д.; ® демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги, что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны; ® «Эффект домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают трудности, связанные с пе-реориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Страны, оставшиеся за пределами интеграции, хотят подключиться к интеграционным процессам из-за опасения остаться за его пределами. К целям интеграции относятся следующие: ® использование преимуществ экономики масштаба. Интеграция способна обеспечить расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек и извлечение других преимуществ на основе теории экономики масштаба; ® создание благоприятной внешнеполитической среды; ® решение задач торговой политики. Региональная интеграция рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО; ® содействие структурной перестройке экономики; ® поддержка молодых отраслей национальной промышленности.

Существует теория паритета покупательной способности (ППС) как основы соотношения обмена 2-х валют, которая связывает динамику валютного курса с изменением соотношения цен в соответствующих странах.

где R – валютный курс; P1, P2 - уровни цен в рассматриваемых странах.

Теория построена на предположении, что международная торговля сглаживает разницу в движении цен основных товаров; такие товары должны иметь во всех странах приблизительно одинаковые цены, исчисленные в одной и той же валюте. Если на международных рынка возможна деятельность перекупщиков, то доллар (рубль, франк) должен обладать одинаковой покупательной способностью во всех странах.

ППС есть результат сопоставления количества тех благ, которые можно приобрести на национальных рынках стран, чьи валюты сравниваются. Объективность сравнения может быть достигнута при использовании большого числа товаров и услуг, входящих в условную потребительскую корзину 2-х стран.

Если в России такая корзина стоит 2800 руб., а в США – 100 $, то цена 1 $ = 2800/ 100 = 28 руб. Если же в России цены вырастут в 2 раза, то обменный курс доллара к рублю удвоится (56 руб.).

ППС дает ориентир для установления валютных курсов. Дело в том, что последние могут колебаться под влиянием множества причин, отклоняясь от ППС.

При падении курса национальной валюты в выигрыше оказываются экспортеры, а при повышении курса – импортеры.

Действия правительства, влияющие на валютный курс, делят на меры прямого и косвенного регулирования.

Меры прямого регулирования дают быстрый и ощутимый эффект.

1. Политика учетной ставки. Повышая учетную ставку (процент по кредитам, предоставленным ЦБ коммерческим банкам, или дисконт при учете их векселей), ЦБ прямо воздействует на повышение обменного курса валюты. Ведь при высоком проценте КБ меньше берут кредитов и меньше покупают инвалюты. Снижение спроса на инвалюту приводит к росту курса национальной валюты. Если же учетная ставка понижается, то обменный курс падает.

2. Валютные интервенции - это целевые операции по купле или продаже инвалюты для ограничения динамики курса национальной валюты.. Если ЦБ покупает валюту своей страны (продает инвалюту) на валютных рынках, то это приводит к увеличению ее курса (растет спрос при неизменном предложении). И наоборот.

3. Девальвация (снижение курса своей валюты) и ревальвация (повышение курса).

Косвенное воздействие на валютный курс оказывают все инструменты денежно-кредитной и финансовой политики. Если ЦБ проводит мероприятия, направленные на снижение инфляции в экономике, то это приведет к стабилизации обменного курса.

При ужесточении денежно-кредитной политики ограничивается рост денежной массы, сокращается предложение национальной валюты, что ведет к повышению ее курса. Смягчение денежно-кредитной политики создает тенденции к повышению курса национальной валюты.

Ужесточение налоговой политики в целом, и особенно по отношению к нерезидентам, ведет к падению курса национальной валюты.

Курс инвалюты по отношению к национальной повысится, если:

1. Увеличится денежная масса в данной стране.

2. Уменьшится денежная масса в другой стране.

3. Повысится ВВП в данной стране.

4. Понизится ВВП в другой стране.

5. Понизятся процентные ставки в данной стране.

6. Повысятся процентные ставки в другой стране.

7. Повысятся ожидаемые темпы инфляции в данной стране.

8. Понизятся ожидаемые темпы инфляции в другой стране.

9. Повысится отрицательное сальдо торгового баланса данной страны.

Валютный курс, его сущность и виды. Режим обменного курса белорусского рубля. Методы и инструменты регулирования валютного курса.

Валютный курс представляет собой цену денежной единицы данной страны, выраженную в денежных единицах другой страны. Он представляет собой соотношение между денежными единицами разных стран, определенное их покупательной способностью, выражающую средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции, и рядом других факторов.

Валютный курс необходим для:

Взаимного эквивалентного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при учете взаимного движении капиталов и кредитов;

Сравнения цен мировых и национальных рынков, стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах;

Количественного соизмерения результатов внешнеэкономических операций;

Периодической переоценки счетов в иностранной валюте.

К факторам, влияющим на валютный курс, относятся:

Состояние экономики: покупательная способность денег, темп инфляции; уровень процентных ставок в разных странах; состояние платежного баланса; деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции; степень использования национальной валюты в международных расчетах; государственное регулирование валютного курса; достаточность валютных резервов для поддержания обменного курса на рынке;

Степень доверия к валюте на национальном и мировом рынке;

Валютная политика, соотношение рыночного и государственного регулирования.

Различают следующие виды валютных курсов: номинальные, реальные, фиксированные и плавающие (колеблющиеся).

Номинальный валютный курс – это обменный курс валют, действующих в настоящее время на валютном рынке страны. Он применим для измерения текущих сделок, расчетов с клиентами.

Реальный валютный курс – это номинальный курс, определяемый с учетом инфляции, т.е. с учетом изменения цен в своей стране и той страны к валюте которой котируется национальная валюта.

Фиксированные валютные курсы – это система, предполагающая наличие зарегистрированных паритетов, лежащих в основе валютных курсов, установленные договорами или соглашениями между странами и поддерживаемая мерами государственного регулирования. Фиксированный валютный курс может препятствовать воздействию внешних факторов на внутреннюю экономику, но сдерживать развитие производства и обмена в связи с изменившимися международными условиями. Поэтому государства с рыночными экономиками отказываются от фиксирования курсов своих валют и переходят на систему плавающих курсов (обычно с регулированием валютных курсов центральными банками, другими органами государственного управления, системой валютных рынков)



Плавающие валютные курсы подразделяют на:

- свободно плавающие курсы , изменяющиеся в зависимости от спроса и предложения на рынке – (свободно колеблющиеся курсы);

- колеблющиеся курсы , изменяющиеся в зависимости от спроса и предложения на рынке, но корректируемые центральными банками в целях сглаживания временных резких колебаний;

- плавающие по отношению к одной (нескольким) национальной валюте и твердые валютные курсы по отношению к другой (смешанная форма курсов).

Периодическая оценка иностранных валют в валюте данной страны носит название котировки. Исторически сложились два метода котировки иностранной валюты к национальной – прямая и косвенная.

Наиболее распространена прямая котировка, при которой курс единицы иностранной валюты выражается в национальной валюте.

При косвенной котировке за единицу принята национальная валюта, курс которой выражается в определенном количестве иностранных денежных единиц.

Разные методы котировок не имеют экономического различия, так как сущность валютного курса едина.

Политика курсообразования это вид валютной политики, направленной на регулирование обменного курса национальной валюты, а также выбор системы валютных курсов, определение того курса, по которому будут осуществляться валютные операции.

В мировой практике определились различные способы установления валютного курса национальной денежной единицы :

· на основе монетного паритета, соотношения между весовым содержанием золота в двух сравниваемых валютах;

· на базе валютной корзины;

· на основе относительного паритета покупательной способности валют;

· на основе спроса и предложения валют или на рыночной основе;

· на основе кросс-курсов;

Валютный паритет – соотношение между валютами, устанавливаемое в законодательном порядке. При монометаллизме базой валютного курса являлся монетный паритет – соотношение денежных единиц разных стран по их металлическому содержанию (золотому содержанию). Он совпадал с понятием валютного паритета. Валютный курс опирался на золотой паритет и стихийно колебался вокруг него в пределах золотых точек. Однако эти колебания были незначительными ввиду свободной купли-продажи золота и его неограниченного вывоза (ввоза). С отменой золотого стандарта механизм золотых точек перестал действовать.

Валютный курс при неразменных кредитных деньгах постепенно отрывался от золотого паритета, так как золото было вытеснено из обращения. Базой валютного курса на протяжении (1934-1976 гг.) служили официальный масштаб цен золота и золотые паритеты, официальная цена золота в кредитных деньгах. В результате формирования Ямайской валютной системы страны официально отказались от золотого паритета как основы валютного курса. В современных условиях валютный курс базируется на валютном паритете и колеблется вокруг его.

Валютная корзина – это метод соизмерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору других валют. Это позволяет более обоснованно учесть покупательную способность валюты и влияние на ее курс общеэкономических и политических условий обмена. Установление курса на базе валютной корзины СДР включает в себя следующие этапы:

· определение состава валютной корзины, т.е. тех валют, по отношению к которым должен исчисляться курс;

· определение удельного веса каждой валюты в данной корзине (в соответствии с удельным весом их в объеме экспорта или импорта);

· определение валютных компонентов в единицах соответствующей валюты (произведение ее удельного веса в валютной корзине и среднерыночного курса к доллару или другой резервной валюте за последние три месяца);

· определение рыночного курса валют к доллару или другой резервной валюте;

· расчет долларового эквивалента (или эквивалента в другой валюте) валютных компонентов. Исчисляется обычно путем деления (или умножения – зависит от валюты) валютного компонента на валютный курс.

Определение валютного курса на основе валютной корзины является сложным методом, поэтому реально могут использоваться другие способы расчетов.

Для определения курса национальной валюты на базе относительного паритета покупательной способности валют необходимо учитывать экспортные цены (цены мирового рынка) и внутренние оптовые цены соответствующих стран.

В частности, определяется объем экспортной продукции (количество отдельных видов экспортной продукции) страны за год в ценах мирового рынка и во внутренних ценах и рассчитывается соотношение между ними. Расчеты обменного курса делаются на основании внешнеторгового баланса страны, курсов основных иностранных валют, используемых во внешних расчетах страны, статистических данных об объемах экспортной продукции, цен мирового рынка и внутренних оптовых цен и других данных.

Фиксирование обменного курса на основе спроса и предложения валют на рыночной основе возможно при условии, если банки и предприятия имеют в своем распоряжении валюту другого государства. Если же обладателем иностранной валюты будет только центральный банк, то валютный курс не будет формироваться на рыночной основе. Как любая рыночная цена, валютный курс формируется под влиянием спроса и предложения. Размер спроса на иностранную валюту определяется потребностями в импорте товаров и услуг, неторговыми операциями, возможностями инвестирования за рубежом и др. Размер предложения иностранной валюты определяется спросом нерезидентов на валюту данной страны и это связано со спросом на национальную валюту с намерениями нерезидентов осуществлять инвестиции в данной стране, спросом на активы, выраженные в национальной валюте, спросом туристов на услуги в данном государстве и т.д.

Курс валют, определяемый как соотношение между двумя валютами, которое рассчитано на основе курса этих валют по отношению к какой-либо третьей валюте, называется кросс-курсом .

Процесс установления валютных курсов в Республике Беларусь может быть определен в несколько этапов:

Первый этап (1991-1993 гг.) – предпочтительно административные методы из-за обращения на территории республики наравне с белорусской денежной единицей советского (российского) рубля. Формируется пакет законодательных и нормативных актов, определяющих принципы валютного режима и механизмов регулирования;

второй этап (1994-1995 гг.) – постепенный переход к принципам рыночного курсообразования;

четвертый этап (2001 г. и настоящее время) – режим колеблющейся (плавающей) фиксации курса, основанный на спросе и предложении валюты (рыночной основе).

Экономическое значение валютного курса определяет важность и необходимость проведения курсовой политики правительства. Регулирование курсовых соотношений ориентировано на сглаживание резких колебаний валютных курсов, обеспечение сбалансированности внешнеплатежных позиций страны, на создание благоприятных условий для развития государственной экономики, стимулирование экспорта и т.д.Существует рыночное и государственное регулирование величины валютного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов стоимости, а также спроса и предложения, осуществляется стихийно.

Государственное регулирование ориентировано на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, понижения роста безработицы и инфляции в стране. Основными органами государственного регулирования выступают центральные банки. Регулирование осуществляется с помощью валютной политики - комплекса мероприятий в сфере интернациональных валютных отношений, реализуемых в согласовании с текущими и стратегическими целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами. Валютные курсы являются объектом регулирования со стороны государства. Различают национальное и межгосударственное регулирование валютных курсов. Основными органами национального регулирования выступают центральные банки и министерства финансов. Межгосударственное регулирование курсов валют осуществляют МВФ, ЕС и другие организации.

Основными методами регулирования валютных курсов выступают валютные интервенции, дисконтная политика и валютные ограничения. Главным методом регулирования валютного курса является валютная интервенция, т.е. покупка-продажа иностранной валюты на национальную.

Валютные интервенции центральных банков имеют целью противодействовать снижению курса национальной валюты или, наоборот, его повышению. Однако следует отметить, что валютные интервенции могут быть эффективным инструментом воздействия на валютные курсы в краткосрочном плане, поскольку только интервенциями невозможно обеспечить такие уровни курсов, которые не соответствуют базисным экономическим и финансовым показателям. Наиболее эффективными являются валютные интервенции, которые сопровождаются соответствующими мероприятиями в области общеэкономической политики государства. Официальные интервенции могут проводиться различными способами - на биржах (публично) либо на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров либо конкретно через операции с банками, на срок либо с немедленным исполнением. В зарубежных странах широко применяется дисконтная политика, заключающаяся в манипулировании учетным процентом. Стремясь повысить курс валюты, Центральный банк повышает учетный процент, что стимулирует приток иностранных капиталов. Улучшается состояние платежного баланса, повышается валютный курс. Если правительство ставит цель понизить валютный курс, Центральный банк снижает учетный процент, капиталы перемещаются в зарубежные страны и в результате курс валют понижается.

На валютный курс оказывают влияние валютные ограничения, т.е. совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке, направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями. От количества и вида, практикуемых в стране валютных ограничений, зависит режим конвертируемости валюты. Конвертируемость валюты - способность валюты свободно обмениваться на другие иностранные валюты.

Различают полностью конвертируемые, частично конвертируемые (внешняя и внутренняя конвертируемость) и неконвертируемые валюты. Полностью конвертируемыми ("свободно используемыми" согласно терминологии МВФ) являются валюты стран, в которых практически отсутствуют валютные ограничения по всем видам операций для всех держателей валюты (резидентов и нерезидентов). К таким странам относятся, например, США, ФРГ, Япония, Великобритания.

При частичной конвертируемости в стране сохраняются ограничения по отдельным видам операций и/или для отдельных держателей валюты. Если ограничены возможности конверсии для резидентов, то конвертируемость называется внешней, если нерезидентов - внутренней. Валюта называется неконвертируемой, если в стране действуют практически все виды ограничений и, прежде всего, запрет на покупку-продажу иностранной валюты, ее хранение, вывоз и ввоз. Неконвертируемая валюта характерна для многих развивающихся стран.

Валютный контроль в зарубежных странах охватывает деятельность, как банков, так и небанковских институтов. В различных странах применяются разные меры валютного контроля: лимитирование сроков по операциям (ускорение или замедление расчетов в предвидении тех или иных изменений валютных курсов), запрещение или наличие предварительного разрешения национальных валютных органов на открытие счета в иностранной валюте в данной стране или за ее пределами; внесение беспроцентного импортного депозита в уполномоченный банк и др. С введением плавающих валютных курсов регулирование процесса курсообразования через Международный валютный фонд ослабло. В современных условиях межгосударственное регулирование валютных курсов осуществляется в основном в рамках Евросоюза и самостоятельно данной страной, учитывая все курсообразующие факторы при проведении курсовой политики.

В продолжение темы:
Из Бумаги

Открытка, как сердечко, изготовленная своими руками. Фотографии готовых открыток. Открытка, как сердечко, изготовленная своими руками. Фотографии готовых открыток....

Новые статьи
/
Популярные