Бюджетное устройство рф. Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы рф Какие характеристики включает в себя бюджетное устройство

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетное устройство определяется государственным устройством.

В унитарных (единых) государствах (Франция, Китай, Индонезия, Великобритания и т.д.) бюджетная система включает два уровня:

    Государственный бюджет

    Местные бюджеты

В федеративных государствах (РФ, США, Канада, Индия, Австралия и другие) бюджетная система включает три уровня:

    Государственный бюджет (Федеральный бюджет или бюджет центрального Правительства)

    Бюджеты членов Федерации (субъектов – в РФ; штаты – в США; провинции – в Канаде; земли – в Германии и т.д.)

    Местные бюджеты

В унитарных государствах местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет.

В федеративных государствах не включаются бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в бюджет государства.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношения и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней :

    Федеральный бюджет

    Бюджеты субъектов РФ (ст. 65 Конституции РФ)

    Местные бюджеты, в том числе:

    Бюджеты муниципальных районов; бюджеты городских округов; бюджеты внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга

    Бюджеты городских и сельских поселений

Бюджетная система РФ основана на принципах :

    Единства бюджетной системы РФ

    Самостоятельности бюджетов

    Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ

    Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

    Равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований

    Сбалансированности бюджета

    Единства расходов кассы

    Подведомственности расходов бюджетов

    Результативности и эффективности использования бюджетных средств

    Общего (совокупного) покрытия расходов бюджета

    Адресности и целевого характера бюджетных средств

    Прозрачности (открытости)

    Достоверности бюджета

17. Сущность, структура и значение бюджетной классификации.

Бюджетная классификация является основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты.

Бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитных бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставление показателей бюджетов.

Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ, которые являются едиными для всех бюджетов бюджетной системы РФ –осуществляется Министерством финансов РФ.

<с 01.01.1995г в РФ была введена новая бюджетная классификация. Мотивы ее составления: Россия начала входить в мировую интеграцию. Введение налоговой системы >

Бюджетная классификация состоит из следующих разделов:

    Классификация доходов бюджетов

    Классификация расходов бюджетов

    Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

    Классификация операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления)

    Экономическое содержание и структура Доходы бюджетов.

Доходы бюджетов – выражают экономические отношения, возникающие между органами государственной власти (местного самоуправления) с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда.

Формой правления этих отношений служат поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Состав бюджетных доходов, а также формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также решаемых обществом экономических задач. В современных условиях доходы бюджетной системы РФ формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ

Доходы бюджета делятся на:

    Налоговые (налог и финансовые санкции связанные с нарушением налогового законодательства)

    Неналоговые

    Безвозмездные поступления

К налоговым доходам относят:

налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог – это обязательный, безвозмездный, безвозвратный платеж в определенные государством сроки, в определенных размерах.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоговая система – совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы.

В зависимости от методов взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые – налоги на доходы или имущество. В налоговые отношения вступают два субъекта: государство (муниципалитет) и налогоплательщики. (пример: НДФЛ, налог на прибыль организаций, на имущество физических и юридических лиц)

Косвенные – надбавка к цене товара (работы, услуги). В налоговые отношения вступают три субъекта: продавец товара (работы, услуги) выступает посредником между государством и налогоплательщиком.

В зависимости от уровня взимания налоги делятся на:

    Федеральные

    Региональные (субъектов РФ)

    Местные (налог на землю, налог на имущество физических лиц)

К неналоговым доходам относятся :

    Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений

    Доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, гос. запасов драгоценных металлов и драгоценных камней

    Доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

    Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе – штрафы, конфискации, компенсации

    Средства самообложения граждан (разовые платежи граждан, осуществляемы для решения конкретных вопросов местного значения. Решает местный референдум (сход граждан).

    Иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступления относят:

    Дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

    Субвенции из федерального бюджета и (или) бюджетов субъектов РФ;

    Субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);

    Иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;

    Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т.ч. добровольных пожертвований.

Субсидия – выплата потребителям, предоставляющаяся за счёт гос или местного бюджета.

Субвенция – вид денежного пособия местного органа власти со стороны государства (на определённый срок, на конкретные цели). Подлежат возврату в случае нецелевого использования.

Дотация – безвозвратное денежное пособие из гос бюджета организациям, предприятиям, отдельным лицам, для покрытия убытков, компенсаций потерь и других целей.

    Экономическое содержание и структура расходов бюджета

Расходы бюджетов – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения бюджетного фонда. На состав бюджетных расходов оказывают большое влияние внутригосударственные и внешние, экономические и политические факторы.

Наибольшая их часть приходится на расходы федерального бюджета - это объясняется тем, что они связаны с решением общегосударственных проблем и направлены на финансирование мероприятий, имеющих не только федеральное, но и региональное значение (ЗАТО – закрытые административно-территориальные образования; Наукограды; Приграничные города)

Расходы федерального бюджета имеют ряд особенностей:

    Вызваны самим фактом наличия гос-ва, т.е. носят императивный характер

    Служат воспроизводству эк и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время

    В основной массе являются непроизводительными, т.к. являются долей НД, выбывающего из воспроизводственного процесса.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются: (14 разделов)

    Общегосударственные вопросы:

      Функционирование Президента РФ

      Функционирование высшего должностного лица, субъекта РФ и муниципального образования

      Функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов субъектов РФ, местного

    Национальная безопасность и правоохранительная деятельность:

    1. Органы прокуратуры

      Органы внутренних дел

      Внутренние войска

      Органы истиции

    Национальная оборона:

    1. Вооруженные Силы РФ

      Модернизация вооруженных Сил РФ и воинских формирований

      Мобилизационная и вневойсковая подготовка

    1. Жилищное хозяйство

      Коммунальное хозяйство

      Благоустройство

      Прикладные научные исследования в области ЖКХ

      Другие вопросы в области ЖКХ

  1. Национальная экономика:

    1. Общеэкономические вопросы

      Топливно-энергетический комплекс

      Сельское хозяйство и рыболовство

      Водные ресурсы

      Транспорт

    Охрана окружающей среды:

    1. Экологический контроль

      Сбор/удаление отходов и очистка сточных вод

      Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания

      Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды

    Культура, кинематография:

    1. Культура

      Кинематография

      Другие вопросы

    Образование:

    1. Дошкольное образование

      Общее образование

      Начальное профессиональное образование

      Среднее-профессиональное образование

    Здравоохранение:

    1. Стационарная медицинская помощь

      Амбулаторная помощь

      Скорая медицинская помощь

    Социальная политика:

    1. Пенсионное обеспечение

      Социальное обслуживание населения

      Социальное обеспечение населения

      Охрана семьи и детства

    Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:

    1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

      Иные дотации

      Прочие межбюджетные трансферты общего характера

    Физическая культура и спорт:

    1. Физическая культура

      Массовый спорт

      Спорт высших достижений

      Прикладные научные исследования в данной области

    Средства массовой информации:

    1. Телевидение и радиовещание

      Периодическая печать и издательство

      Прикладные научные исследования в данной области

    Обслуживание государственного и муниципального долга:

    1. Обслуживание внутреннего государственного и муниципального долга

      Обслуживание государственного внешнего долга

    Бюджетный процесс, его стадии.

Бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, исполнению бюджетов, контролю за исполнением, составлению внешней проверки.

Участниками бюджетного процесса являются:

    Президент РФ;

    глава муниципального образования - Высшее должностное лицо субъекта РФ;

    Законодательные и исполнительные органы гос власти

    Центральный банк РФ;

    Органы государственного финансового контроля;

    Получатели бюджетных средств.

    Органы управления государственными внебюджетными фондами;

    Распорядители бюджетных средств;

    Администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

    Администраторы доходов бюджетов;

Стадии бюджетного процесса:

    Составление Проекта бюджета

    Рассмотрение Проекта бюджета

    Утверждение бюджета

    Исполнение бюджета, контроль за его исполнением.

В законе о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета:

    Общий объем доходов бюджета;

    Общий объем расходов;

    Дефицит бюджета.

Составление проектов бюджетов – осуществляется Минфином РФ, финансовыми органами субъектов РФ.

Составление проекта бюджета основывается на:

    Бюджетном послании Президента РФ;

    Прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

    Основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

С проектом бюджета так же представляют некоторые документы и материалы:

    пояснительная записка к проекту.

    основные направления бюджетной и налоговой политики;

    расчеты распределения межбюджетных трансфертов;

    оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;

    иные документы и материалы.

    проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;

    предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;

    прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;

На рассмотрение проект бюджета подаётся не позднее 1 ноября текущего года. (высшие органы субъектов РФ) -не позднее 15 ноября текущего года. (проект о местном бюджете)

ЦБ РФ не позднее 1 октября текущего года отправляет в гос. думу проект основных направлений государственной денежно-кредитной политики на год и плановый период.

Предварительно указанный проект направляется президенту РФ и в правительство РФ.

В течении суток со дня внесения проекта в гос. думу, совет гос. направляет его в Комитет по бюджету гос. думы для заключения.

Гос. дума рассматривает проект федерального закона в 3 чтениях

Первое чтение (20 дней).

Обсуждает концепцию проекта федерального закона, прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики и основные характеристики бюджетов:

    Общий объем расходов;

    Общий объем доходов

    Нормативная величина Резервного фонда;

    Дефицит федерального бюджета.

    Объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде;

Если гос. Дума принимает проект то, утверждаются основные характеристики федерального бюджета.

Если нет, то гос. дума может:

    Передать законопроект в согласительную комиссию для разработки согласованного варианта основных характеристик Федерального бюджета (10 дней);

    Вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку (20 дней);

    Поставить вопрос о доверии Правительству РФ (новый проект в течении 30 дней).

Второе чтение.

Гос. дума рассматривает проект федерального закона в течении 25 дней, со дня его принятие в 1-ом чтении.

Что может рассматривать гос. Дума:

    Распределение межбюджетных трансфертов между субъектами РФ;

    Программа гос. внутренних и внешних заимствований РФ;

    Долгосрочные целевые программы

    Приложение к федеральному закону

Рассмотрение поправок проводится в Комитете по Бюджету.

Гос. дума рассматривает проект в течении 10 дней.

Утверждается структура расходов федерального бюджета на финансовый год.

Третье чтение.

Принятый в гос. думу федеральный закон в течении 5 дней, со дня принятия, передается на рассмотрение Совета Федерации (14 дней).

Если проект одобренный советом федерации, то федеральный закон в течении 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и дальнейшего выхода в свет.

Закон вступает в силу с момента его официального опубликования!

Если закон не одобрен советом федерации, федеральный закон передается в согласительную комиссию (10 дней).

И Гос. дума повторно его рассматривает в одном чтении.

Если Президент РФ отклоняет законопроект, то он передается в согласительную комиссию с участием представителя президента РФ.

Исполнить бюджет – это значит обеспечить своевременность и полноту формирования доходной части и финансирования расходов (обеспечить своевременность, полноту и адресность).

В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов осуществляет федеральное казначейство.

Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи и кассового плана.

Бюджетная роспись – это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемых в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Бюджетная роспись утверждается Минфином РФ.

    Государственный (муниципальный) кредит. Государственный (муниципальный) долг.

Государственный и муниципальный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции денежных средств (процесс постепенного накопления экономическим субъектом денежных ресурсов)органами гос. власти и местного самоуправления для финансирования государственных (муниципальных) расходов на началах возвратности.

Кредиторами выступают физические и юридические лица.

Заёмщиком – государство в лице его органов и органы местного самоуправления.

Данная форма кредита позволяет заемщику мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без осуществления для этих целей бумажноденежной эмиссии.

Государственный и муниципальный кредит имеет общие черты и отличия от банковского кредита.

Общее – берется на условиях возвратности, срочности, платности.

Отличительные особенности

Банковский кредит

Гос. и Муниципальный кредит

Экономические интересы кредитора и заемщика совпадают

Экономические интересы заемщика и кредитора относительно обособлены

Деньги выполняют функцию средства платежа

Не только средства платежа, но и средства обращения

Способствует росту наличных денег в обращении

Сокращает денежную массу в обращении

Предполагает производительное использование ссудного фонда

Он используется на погашение бюджетного дефицита, на финансирование бюджета или имеет строго целевое направление

Источником погашения является прибыль

Источником погашения являются средства бюджета

Контрольная функция – реализуется

Контрольной функции нет

В зависимости от места получения государственный кредит подразделяется на внешние и внутренние займы. Муниципальный кредит предполагает только внутренние займы.

По срокам погашения они делаться на:

    Краткосрочные (до года);

    Среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

    Долгосрочные (свыше 5 лет);

В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы, сроки кредита.

В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают облигационные и безоблигационные займы.

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – это форма существования государственного внутреннего долга. Это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство. Выпуск в обращение государственных ценных бумаг может использоваться для решения следующих задач:

    Финансирования дефицита бюджета на неинфляционной основе;

    Финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, соц. обеспечения и т.д.;

    Регулирование экономической активности:

    Денежной массы в обращении;

    Воздействие на цены и инфляцию;

    Экономический рос и т.д.

Размещение государственных ценных бумаг обычно осуществляется:

    Через ЦБ РФ или Минфин РФ;

    В бумажной (бланковой) или безбумажной (в виде записей на счетах уполномоченных депозитариев – хранилище денег, ценных бумаг и т.д .) формах;

    Разнообразными методами:

    Аукционные торги;

    Открытая продажа всем желающим по установленным ценам;

    Закрытое распространение среди определенного круга инвесторов;

Муниципальные ценные бумаги – это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

Местные органы власти могут привлекать дополнительные финансовые ресурсы на следующие цели:

    Покрытие временного дефицита бюджета;

    Финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает ежегодных бюджет;

    Строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения;

    Финансирование прибыльных проектов, вложения в которые окупятся в течении нескольких лет за счёт получаемой ими прибыли.

Муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже – векселей.

Условия эмиссии ценных бумаг субъекта РФ и муниципальных ценных бумаг подлежат регистрации в Минфине РФ.

Государственный (муниципальный) долг.

Государственный и муниципальный долг – это обязательство, возникающее из гос. или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам 3-х лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, принятые на себя РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями.

По источникам возникновения долга, долг бывает:

    Внешний – обязательство, возникающее в иностранной валюте.

    Внутренний – обязательства, возникающие в валюте РФ.

Государственный и муниципальный долг делится на:

    Текущий (срок погашения которого наступил);

    Капитальный (все долговые обязательства).

Долговые обязательства РФ и субъектов РФ могут быть:

    Краткосрочными (менее года);

    Среднесрочными (от 1 года до 5 лет);

    Долгосрочные (от 5 до 30 лет включительно).

Долговые обязательства муниципального образования:

    Краткосрочными (менее 1 года);

    Среднесрочными (от года д о5 лет);

    Долгосрочные (от 5 до 10 лет включительно).

Управление гос. долгом РФ осуществляется Правительством РФ.

Муниципальным долгом – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (местная администрация) в соответствии с уставом муниципального образования.

Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентам по ним или дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

Обслуживание гос. внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями.

Учет и регистрация гос. долговых обязательств РФ осуществляются в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга РФ (Государственная Долговая Книга РФ). Осуществляет – Минфин РФ.

Учет и регистрация гос. долговых обязательств субъекта РФ – в гос. долговой книге субъекта РФ.

Муниципальных долговых обязательств – в муниципальной долговой книге муниципальных образований

Способы управления государственным (муниципальным) долгом:

    Рефинансирование – погашение старой задолженности путем выпуска новых займов

    Реструктуризация долга – основанная на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих гос. или муниципальных долг с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств

    Унификация – объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа

    Консолидация – увеличение срока действия уже выпущенных займов

    Аннулирование долга – когда гос-во полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Аннулирование может проводиться по двум причинам:

1) В случае финансовой несостоятельности гос-ва

2) При смене политической власти

Классификация преимуществ и недостатков стандартных методов управления государственным долгом

Преимущества для заемщика

Недостатки для заемщика

Рефинансирование

Замещение бюджетных источников погашения и обслуживания долга на новые заимствования

Пролонгация (отсрочка)

Экономия бюджетных средств

Накопление долга. Рост долговой нагрузки на бюджет.

Конверсия

Обеспечение замещения долга менее обременительными видами обязательств.

Повышение доверия к надежности заемщика со стороны кредитора в случае увеличения процентного дохода.

Возможность привлечения в экономику существенных инвестиций.

Уменьшение доверия к долговым обязательствам заемщика со стороны кредитора в случае снижения процентного дохода.

Реальные потери части государственной собственности.

Консолидация

Уменьшение доверия к долговым обязательствам заемщика со стороны кредитора.

Унификация

Изменение доходности и сроков погашения долга.

Равномерное распределение долговой нагрузки на бюджет

Снижение ликвидности долговых обязательств.

Аннулирование

Экономия бюджетных средств

Потеря кредитной репутации среди потенциальных кредиторов.

Лишение возможности привлечения заимствований с внешних рынков.

Реструктуризация

Повышение возможности выполнения долговых обязательств.

Возможность частичного списания (сокращения) долга.

Чтобы выяснить, как и насколько сильно зависит развитие национальной экономики от бюджета, рассмотрим основы построения бюджетного устройства РФ.

Бюджетное устройство страны означает организацию бюджетной системы, принципов ее построения. Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, вопросы формирования и использования бюджетных средств. Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

Итак, бюджетное устройство РФ - это организационно-правовое построение бюджетной системы РФ, позволяющее выделить в её составе структурные подразделения и определить формы взаимосвязей между ними.

Бюджетное устройство РФ включает в себя три составляющие:

  • 1. Бюджетную систему.
  • 2. Бюджетные права, которыми наделяются органы публичной власти соответствующего уровня.
  • 3. Принципы разграничения бюджетных полномочий и межбюджетного регулирования.

Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

  • 1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • 2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • 3) местных бюджетов (в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений).

Состав бюджетной системы приведен на рис. 1.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

В Бюджетном кодексе дается понятие консолидированного бюджета - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В свою очередь, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты.

Рис. 1.

Следует отметить, что бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:

  • 1. единство бюджетной системы Российской Федерации;
  • 2. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • 3. самостоятельность бюджетов разных уровней;
  • 4. полнота отражения доходов и расходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджета;
  • 5. сбалансированность бюджета;
  • 6. эффективность и экономность использования бюджетных средств;
  • 7. общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
  • 8. гласность;
  • 9. достоверность бюджета;
  • 10. адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
  • 11. равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

Необходимо отметить, что существующий механизм бюджетного федерализма в России тяготеет к централизованному типу бюджетного устройства. При централизованном типе государственного федеративного устройства, разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов. В этих условиях финансирование территориальных программ осуществляется за счет централизованных средств федерального бюджета. При этом самостоятельность функционирования нижестоящих звеньев бюджетной сферы сведена к минимуму .

В настоящее время в России имеются следующие виды взаимоотношений в рамках бюджетного федерализма:

  • 1. “раздельные” налоги (федеральные, региональные и местные);
  • 2. “сквозные” федеральные налоги, которые делятся по твердым нормативам между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
  • 3. финансовые трансферты субъектам РФ из федерального бюджета;
  • 4. дотации, субсидии и субвенции;
  • 5. целевые федеральные программы;
  • 6. взаимные расчеты;
  • 7. бюджетные ссуды;
  • 8. системы финансовых взаимоотношений внутри регионов.

Итак, можно сделать вывод, что в результате финансовой деятельности между бюджетами разных уровней возникают межбюджетные отношения. Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, органами власти субъектов и органов местного самоуправления, связанных с формированием и исполнением соответствующих бюджетов .

Механизм межбюджетных отношений представлен на рис. 2.

Можно сказать, что межбюджетные отношения составляют сложную и многоуровневую систему отношений.

Анализ действующей практики показывает, что в механизме межбюджетных отношений в России одновременно действует два принципа: с одной стороны, унифицированный подход к регионам при формировании бюджетных доходов, с другой стороны - дифференцированный подход на стадии формирования расходной части бюджета. Это приводит к возникновению встречных финансовых потоков, может возникать временной разрыв. Временной разрыв, возникающий в процессе движения средств из региона в федеральный бюджет, а затем из федерального в региональные, вынуждает отдельные субъекты РФ прибегать к различного рода займам, кредитам .

Кроме того, одной из основных проблем межбюджетных отношений и бюджета в целом является неодинаковое экономическое, политическое и социальное развитие регионов.

Следует отметить, что для сбалансированности в развитии регионов в составе бюджета функционирует пять специальных фондов, через которые осуществляется выделение средств из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в виде финансовой помощи.


Рис. 2.

Так, за счет Федерального фонда финансовой поддержки регионов РФ, начиная с 1994 г., осуществляются дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов РФ. Регионы, нуждающиеся в финансовой помощи, получают средства из этого фонда в виде трансфертов. Объем трансферта рассчитывается по формуле, учитывающей территориальные бюджетные доходы и численность населения региона. В настоящее время применяется методика распределения средств фонда, предложенная в 2000-2001 годах. В основу методики положено разграничение регионов по уровню бюджетной обеспеченности на следующие виды: регионы доноры, дотационные регионы, высоко дотационные регионы.

В 2000 г. был создан Фонд регионального развития, который предназначен для финансирования федеральных программ развития регионов.

В 2001 г. в Федеральном бюджете создан Фонд компенсаций. Средства этого фонда в виде целевых субвенций и субсидий направляются на реализацию федеральных законов по выплате социальных пособий, пенсий инвалидам, детских пособий, предоставлению льгот.

Фонд софинансирования социальных расходов создан в 2002 г. для предоставления населению субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Фонд реформирования региональных финансов создан в 2002 г. Средства фонда в виде субсидий предоставляются отобранным на конкурсной основе регионам при условии осуществления ими реформ в бюджетной сфере .

Итак, можно сделать вывод, что бюджетное устройство РФ включает в себя три составляющие: бюджетную систему; бюджетные права; принципы разграничения бюджетных полномочий и межбюджетного регулирования. Следует отметить, что бюджетная система состоит из трёх уровней: федерального, регионального и местного бюджетов. Бюджетная система основывается на принципах функционирования, которые описываются в этой главе. Кроме того, отметим, что Россия тяготеет к централизованному типу бюджетного федерализма. Можно сказать, что межбюджетные отношения РФ составляют сложную и многоуровневую систему отношений. Механизм межбюджетных отношений включает: принципы разграничения расходных полномочий и межбюджетного регулирования. Отметим, что основной проблемой межбюджетных отношений и бюджета в целом является неодинаковое экономическое, политическое и социальное развитие регионов, которое компенсируется за счет различных фондов.

Элементами бюджетного устройства являются:

1) структура бюджетной системы;

2) бюджетная классификация РФ;

3) принципы бюджетной системы РФ.

Бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система РФ имеет трехуровневую структуру (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ[К31]):

· 1 уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· 2 уровень - бюджеты субъектов РФ (областей, краев, республик в составе РФ, автономных округов, автономной области и городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), а также бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· 3 уровень - местные бюджеты (городские, поселковые, районные в составе городов, бюджеты иных административно-территориальных образований).

Бюджеты нижестоящих уровней не входят в состав вышестоящего бюджета.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Он дает полезную информацию для анализа, расчетов и прогнозирования, но формирования такого фонда денежных средств не происходит.

Бюджетная классификация - это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета (ст. 18 БК РФ).

Бюджетная классификация включает в себя (согласно ст. 19 БК РФ):

1) классификацию доходов бюджетов;

2) классификацию расходов бюджетов;

3) классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

4) классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления).

Принципы построения бюджетной системы:

1. Принцип единства бюджетной системы РФ.

2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами разных уровней: закрепление доходов и расходов за бюджетами разных уровней; установление полномочий органов государственной власти и муниципальных органов.

3. Принцип самостоятельности бюджетов:

Самостоятельный бюджетный процесс;

Самостоятельное достижение сбалансированности доходов и расходов;

Самостоятельное определение направлений расходования средств;

Запрет на изъятие дополнительных доходов или сэкономленных средств, полученных при эффективном исполнении бюджета;

Запрет на исполнение расходных обязательств за счет бюджетов других уровней.

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований.

5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования бюджета.

6. Принцип сбалансированности бюджета.

7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.

8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов.

9. Принцип прозрачности (открытости).

10. Принцип достоверности бюджета.

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

12. Принцип подведомственности расходов бюджетов.

13. Принцип единой [К32] кассы.

3.3. Состав доходов федерального бюджета РФ

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в бюджет, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицитов бюджетов. Различают налоговые и неналоговые, а также безвозмездные поступления.

Налоговые доходы бюджета - это федеральные, региональные и местные налоги и сборы, перечень которых определен в Налоговом кодексе [К34] РФ (ст. 13, 14, 15), а также налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами. Налог - это изъятие государством в пользу общества определенной части ВВП в виде обязательного обезличенного платежа, не имеющего конкретного направления расходования. Сбор - это целенаправленный платеж, адресность которого, как правило, содержится в самом названии. Существует также понятие пошлины: пошлина - это оплата конкретных действий уполномоченных органов, совершенных в интересах плательщика (государственная пошлина, таможенная пошлина). К этой же группе относятся пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством.

Неналоговые доходы:

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности:

Арендная плата от сдачи в аренду этого имущества;

Проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в Центробанке РФ и в кредитных организациях;

Средства от передачи имущества под залог, в доверительное управление;

Плата за пользование бюджетными кредитами;

Дивиденды по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

Часть прибыли товариществ и обществ, в капиталах которых участвуют РФ, субъекты РФ или муниципальные образования;

Часть прибыли государственных и муниципальных унитарных образований;

Доходы, полученные от предпринимательской или иной деятельности;

Иные доходы.

2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

3. Доходы от платных услуг:

Плата за предоставление информации по Единому государственному реестру налогоплательщиков;

Плата за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством;

Плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

Плата за услуги, оказываемые Гохраном России;

Другие платные услуги.

4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям; иные суммы принудительного изъятия:

Штрафы от применения мер административной и уголовной ответственности;

Штрафы, конфискации и компенсации от применения мер гражданско-правовой ответственности.

5. Иные неналоговые доходы:

Часть прибыли Центрального банка РФ;

Таможенные пошлины, таможенные сборы и т.д.

К безвозмездным поступлениям относятся:

1. Дотации и субсидии из других уровней бюджетной системы.

2. Субвенции.

3. Иные межбюджетные трансферты.

4. Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Моментом зачисления доходов в бюджет считается момент совершения Центробанком РФ или кредитной организацией операций по зачислению (учету денежных средств на счете органа, исполняющего бюджет). Момент уплаты доходов в бюджет - это момент передачи в банк платежного поручения (при наличии достаточного остатка на счете плательщика) или внесения наличными денежной суммы в банк.

В разделе 2 Бюджетного кодекса РФ подробно перечислены доходы каждого уровня бюджетной системы:

1) доходы федерального бюджета (гл. 7);

2) доходы бюджетов субъектов РФ (гл. 8);

3) доходы местных бюджетов (гл. 9).

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2015 год утвержден в сумме 14 564 940 902,0 тыс. руб. и на 2016 год - в сумме 15 905 708 733,0 тыс. руб., в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 381 865 740 тыс. руб.


Похожая информация.


БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО

определяется государственным устройством и включает в себя два составляющих элемента: а) бюджетную систему;

б) принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система любого государства строится в соответствии с государственным и административно-территориальным делением. Поэтому в конфедеративном, федеративном и унитарном государствах оно будет разным. РФ является федеративным государством, включающим в себя республики, края, области, города федерального подчинения, автономную область и автономные округа как субъекты Федерации. В связи с разграничением компетенции между РФ и субъектами РФ вытекает необходимость существования федерального бюджета и бюджетов каждого из ее субъектов. А наличие административно-территориальных образований в рамках субъектов РФ предполагает и наличие местных бюджетов.

Горбунова О.Н.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО" в других словарях:

    По бюджетному законодательству РФ организациябюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и са мостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему … Финансовый словарь

    Юридический словарь

    Структурное отображение бюджетной системы в виде правил и форм построения и организации бюджетов, а также межбюджетных отношений. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Бюджетное устройство рф - (англ. organization of budget system of RF) по бюджетному законодательству РФ организация бюджетной системы РФ, а также бюджетная классификация РФ и принципы … Энциклопедия права

    БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО - организационно правовое построение бюджетной системы, позволяющее выделить в ее составе структурные подразделения (виды бюджетов, звенья) и определить формы взаимосвязей между ними; базируется на государственном устройстве, отражая взаимосвязи,… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетное устройство в РСФСР основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РСФСР. Закон РСФСР от 10.10 … Словарь юридических понятий

    бюджетное устройство - организация бюджетной системы и принципы ее построения … Большой юридический словарь

    Бюджетное устройство рф - (англ. organization of budget system of RF) по бюджетному законодательству РФ организация бюджетной системы РФ, а также бюджетная классификация РФ и принципы бюджетной системы РФ. Б.у. РФ определяется в соответствии с разд. I ч. 2 БКРФ* … Большой юридический словарь

    Бюджетное устройство - организационные принципы и структура построения бюджетной системы … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

    Бюджетное устройство - это регламентируемая нормами права система принципов построения бюджетной системы … Большой юридический словарь

Книги

  • Бюджетное устройство России: Монография , Пешкова Х.В.. В монографии рассматриваются теоретико-правовые вопросы содержания финансово-правовой категории «бюджетное устройство государства», обосновывается ее понимание как юридической конструкции…
  • Бюджетное устройство Российской Федерации Теория и практика Монография , Сабитова Н.. Монография посвящена актуальным проблемам бюджетного устройства Российской Федерации, которое развивается с 1991 года в рамках федеративного государства. Рассмотрена эволюция бюджетного…

Бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Основным документом, регламентирующим бюджетное устройство Российской Федерации, является Бюджетный кодекс Российской Федерации, введенный в действие федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.

Следует заметить, что Бюджетный кодекс РФ 1998 г. (ст. 6 и 10) расширил рамки бюджетной системы, включив в нее помимо бюджетов в собственном смысле слова, внебюджетные государственные социальные фонды. При этом какие-либо муниципальные (местные) внебюджетные фонды не упоминаются. Такое объединение является условным и требует уточнения. С бюджетом названные фонды сближает утверждение их представительными (законодательными) органами власти, которые утверждают и отчеты об исполнении бюджетов этих фондов. Однако внебюджетные фонды существенно отличаются от государственных и местных бюджетов своим предназначением, конкретным целевым содержанием, правовым режимом.

Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.

Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней -- государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления.

Для бюджетной системы федеративного государства характерны три уровня -- государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:

  • 1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • 2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • 3. местные бюджеты.

Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. В юридическом смысле бюджет - это финансовый план образования и расходования денежных средств бюджетных фондов различного уровня, утверждаемый соответствующими представительными государственными и муниципальными органами для обеспечения функций государственных и муниципальных образований. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Наличие бюджета создает возможности для маневрирования при распределении средств на потребности общества с учетом их приоритетности на определенном отрезке времени для страны в целом или ее регионов. В результате бюджет служит реализации задач, наиболее значимых для общества на каждом конкретном периоде его развития.

Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особые, в связи с таким государственным устройством, стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики в Российской Федерации. Среди основных целей региональной политики определены следующие: создание единого экономического пространства, выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Главная цель национальной политики состоит в создании всем народам России условий для их полноправного социального и национально-культурного развития, укрепление общероссийской общности на основе соблюдения прав человека.

Таким образом, в бюджетной системе концентрируется часть национального дохода, которая направляется на потребности общего значения: экономические и социальные программы, обеспечение обороны и безопасности страны.

Говоря о важной роли бюджета, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике и расстроенность финансовой системы не позволяют государственным и местным бюджетам выполнить в полной мере свое предназначение. В области бюджета такими негативными факторами являются бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами), обострение противоречий при распределении средств между бюджетами разных уровней, несвоевременность утверждения бюджета, несобираемость доходов в намеченном объеме, большой удельный вес заемных средств и др.

Государственные бюджеты (на уровнях РФ и субъектов Федерации) и местные бюджеты утверждаются соответствующими представительными органами власти. В результате бюджет приобретает определенную правовую форму. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме соответствующих законов, а местные бюджеты -- в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления, как правило -- решений, таким образом, получив правовую форму, бюджет приобретает и юридическое значение: в упомянутых правовых актах на конкретный отрезок времени определяются права и обязанности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований на получение, распределение и использование средств.

Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

Второй уровень бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 2 бюджета городов федерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных округов.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”.

На территории РФ принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские.

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.

Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Бюджетным кодексом РФ в гл. 5 законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

  • · единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • · разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • · самостоятельности бюджетов;
  • · полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • · сбалансированности бюджета;
  • · эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • · общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • · гласности;
  • · достоверности бюджета;
  • · адресности и целевого характера бюджетных средств.

Любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. А. Доходы бюджета - это часть государственных или муниципальных доходов, выражающаяся в платежах юридических и физических лиц, поступающих в бюджет, и иных доходах.

Источники доходов можно классифицировать по различным основаниям.

По социально-экономическому признаку все доходы можно разделить на доходы от хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, от внешнеэкономической деятельности, банковской и страховой деятельности, приватизации и т.д.

По юридическим формам доходы различных элементов бюджетной системы можно разделить на налоговые и неналоговые. Особое значение на сегодняшний день имеют налоговые поступления, так как в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов.

Кроме того, источники доходов бюджета можно разделить на внутренние и внешние. К внешним источникам относятся средства, предоставляемые иностранными государствами и международными организациями. Необходимо отметить, что данные средства чаще всего предоставляются на возвратной основе, т.е. по своей сути являются процентными ссудами.

Представительные органы власти территорий вышестоящего уровня утверждают перечень регулирующих источников доходов. Само же распределение доходов от этих источников происходит в форме утверждения нормативов отчисления от этих доходов.

Кроме того, бюджетное регулирование возможно в форме закрепления за бюджетами нижестоящего уровня регулирующих источников доходов на долговременной основе (не менее чем на пять лет).

Если распределение регулирующих источников доходов не привело к сбалансированности бюджета, то применяются такие формы бюджетного регулирования, как дотации и субвенции, а также бюджетные ссуды.

Дотация - это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Выделение дотаций осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе, а их использование не имеет целевого назначения.

Субвенция - это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.

Бюджетные ссуды - это денежная сумма, предоставляемая в тех же случаях, что и дотации и субвенции, однако на возвратной, а иногда и на возмездной основе. Ссуда может предоставляться из бюджета любого уровня бюджету любого уровня, причем не на стадии формирования бюджета, а на стадий его исполнения.

Расходы бюджетов любого уровня подразделяются на две части: бюджет развития и бюджет текущих расходов. Бюджетные расходы можно определить как процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год”. Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит несколько иное определение. В соответствии с ним расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством: капитальные вложения в развитие территорий, финансирование экологических программ и т.п.

В бюджет текущих расходов попадают все другие расходы: на содержание и ремонт жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования и т.п.

Практическое значение этой классификации заключается в следующем: при наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

При составлении бюджета любого уровня важное внимание уделяется требованию сбалансированности бюджета. Как отмечается в законе, сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.

Превышение расходной части над доходной составляет дефицит бюджета. Существенный, постоянно растущий бюджетный дефицит неизбежно ведет к росту государственного долга, усиливает инфляционные процессы. Однако в умеренных размерах дефицит бюджета страны представляется нормальным явлением. Даже многие высокоразвитые капиталистические страны имеют дефицитные бюджеты. В целях сбалансированности бюджета представительные органы, утверждающие бюджет, могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Уже одно это является средством борьбы с бюджетным дефицитом, так как будучи утвержденным чаще всего еще до окончательного утверждения бюджета, предельные размеры дефицита препятствуют принятию бюджета с существенным дефицитом.

Покрытие дефицита бюджета осуществляется за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов. Государственные казначейские обязательства являются одним из таких средств. Средства, полученные подобным образом, включаются в государственный долг и подлежат возврату, чаще всего на возмездной основе. Поэтому использование таких источников из года в год представляется достаточно бессмысленным.

В том случае, если происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5%, 10%, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета, кроме защищенных, в течение оставшегося времени текущего финансового года. Состав защищенных статей определяется соответствующим представительным органом при принятии бюджета.

Денежные средства, поступающие в государственный бюджет, не имеют целевого назначения, не закреплены за конкретными видами расходов. Поэтому некоторые программы (чаще входящие в бюджет развития) не получают достаточного финансового обеспечения. Для финансирования отдельных расходов создаются целевые государственные фонды. Главной отличительной чертой этих фондов является то, что денежные средства, поступающие на отдельные индивидуальные счета фондов, не могут идти ни на какие другие цели, кроме определенных в положении о конкретном фонде. Эти средства изъятию не подлежат. Существование целевых фондов позволяет более успешно осуществлять фискальную функцию государства. Дело в том, что лицо с гораздо меньшим нежеланием отдает свои деньги, если знает, что они будут использованы на вполне конкретные, определенные, социально полезные цели. Источники средств целевых фондов определяются в том же положении о конкретном фонде. Основная масса денежных средств фонда образуется с помощью обязательных платежей физических и юридических лиц, хотя не исключены и добровольные пожертвования.

Распределение доходов и расходов в бюджетной системе должно быть подчинено решению:

Во-первых, наделить РФ, каждого ее субъекта и орган местного самоуправления таким объемом бюджетных средств, который обеспечивает выполнение соответствующими органами власти возложенных на них функций.

Во-вторых, определить такие бюджетные расходы РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления, которые соответствуют сферам их ведения.

Распределительный процесс доходов и расходов между бюджетами разного уровня основывается на принципах:

централизованного регулирования - установление федеральным законодательством общих основ, определяющих систему доходов и расходов разного уровня, порядок утверждения нормативов отчислений от регулирующих источников доходов, условия использования заемных средств бюджетов, распределение различных видов доходов между бюджетами разного уровня;

максимально возможного сбалансирования бюджетов - осуществляется на условиях хронического бюджетного дефицита через специально разработанную систему мер, направленных на устранение (уменьшение) дефицита бюджета;

подведомственности и значимости финансируемых объектов (мероприятий) - из бюджета финансируются; объекты и мероприятия, относящиеся к предмету ведения органов власти соответствующего уровня, т.е. из федерального бюджета финансируются объекты, находящиеся в федеральной собственности, из республиканского бюджета в составе РФ - объекты республиканской собственности и т.д.

В продолжение темы:
Из Бумаги

Открытка, как сердечко, изготовленная своими руками. Фотографии готовых открыток. Открытка, как сердечко, изготовленная своими руками. Фотографии готовых открыток....

Новые статьи
/
Популярные